10.5. Складские здания и помещения следует проектировать в соответствии с требованиями СНиП 2.11.01-85.
11. Подсобно-вспомогательные производства и помещения
11.1. Ремонтные мастерские
11.1.1. Назначение ремонтных мастерских:
- обеспечение осмотра;
- текущего ремонта;
- среднего ремонта;
- капитального ремонта;
- ежемесячное техническое обслуживание технологического оборудования, средств механизации, транспорта и других устройств.
Указанные виды работ проводятся по графику, увязанному с графиком работы консервного производства, и проводятся силами ремонтников, дежурных слесарей и электриков.
Капитальный ремонт оборудования высокой категории сложности работ целесообразно выполнять на специализированных ремонтных заводах.
11.1.2. Ориентировочный состав производственных помещений и набор оборудования ремонтных мастерских приведены в табл. 21.
Работа мастерских предусматривается в одну смену. Для крупных предприятий, имеющих в составе цеха - жестебаночные, лакирования и литографирования жести, производства полимерной тары (пакетов, бутылок, бочек и т.д.) другие специфические производства, - набор оборудования должен быть дополнен кругло-шлифовальным и вертикально-фрезерным станками, а также другими видами необходимого оборудования.
11.1.3. Кроме ремонтной мастерской предприятия, в основных производственных цехах следует предусматривать слесарные отделения, оснащенные верстаком, тисками, настольно-сверлильным станком, стеллажом, необходимым инструментом.
Сборочно-разборочные, монтажные, трубопроводные, электротехнические, инструментальные и ремонтно-строительные работы определяются с учетом конкретной специфики производства.
11.1.4. Параметры ремонтных мастерских для консервных производств малой мощности (до 5 муб) должны определяться по конкретным ассортиментам готовой продукции, видам потребительной тары с учетом возможности кооперации с другими производствами и предприятиями.
11.2. Зарядные станции
11.2.1. Зарядные станции на предприятиях плодоовощной консервной промышленности проектируются как отдельно стоящие, так и встроенные в подсобный и главный корпуса.
При проектировании зарядных станций целесообразно учитывать реальное соотношение с кислотными и щелочными аккумуляторами в связи с необходимостью их разделения.
11.2.2. Количество зарядных мест, площади отделений, численность персонала определяют в зависимости от расчетного числа машин напольного электротранспорта, которое должно соответствовать графику работы предприятия для периода максимальной нагрузки на подвижной состав.
Проектирование зарядных станций необходимо проводить в соответствии с "Указаниями по проектированию зарядных станций тяговых и стартерных аккумуляторных батарей", Тяжпромэлектропроект и ПУЭ.
11.3. Транспортные цехи.
11.3.1. В составе плодоовощных консервных предприятий могут предусматриваться транспортные цехи.
Необходимость проектирования транспортного цеха должна быть указана в задании на проектирование.
Основанием для этого служит наличие отдаленных отгрузочных площадок или складов, размещение заводов на нескольких площадках, необходимость четкого обеспечения кооперативных связей с другими производствами на грузопотоках сырья, тары, готовой продукции, вспомогательных материалов, удалении отходов, другие специфические грузовые связи.
11.3.2. Подвижной состав транспортных цехов может включать в себя автомобили, колесные тракторы, прицепы и полуприцепы, автопогрузчики, а также напольный электротранспорт (в зависимости от структуры производственных цехов).
Базой транспортного цеха являются помещения и навесы для технического обслуживания, текущего ремонта и стоянок; целесообразна их блокировка с помещениями зарядных станций. Оборудование производственных помещений должно соответствовать типажу подвижного состава и объемам выполняемых работ, а средства механизации - обеспечить выполнение наиболее трудоемких операций, особенно грузоподъемных, с минимальной долей ручного труда.
Обоснованием типов и количества единиц подвижного состава транспортных цехов должны быть расчеты конкретных грузопотоков, выполненные по графикам работы производств с учетом реальных условий эксплуатации и необходимой гибкости транспортных средств.
11.3.3. Транспортные цехи должны быть оснащены установками для мойки подвижного состава, агрегатов и деталей, устройствами подкачки колес сжатым воздухом, приборами общей диагностики основных систем автомобилей, устройствами для слива и заправки моторных и трансмиссионных масел, приспособлениями для шиномонтажа и вулканизации, необходимыми универсальными стендами, прессом, наборами гаражного инструмента.
Необходимы смотровые ямы, снабженные подъемниками для вываливания мостов автомобилей, либо стационарные подъемные стойки, или полунжерные подъемники. Типы и количество указанного оборудования выбираются по конкретному подвижному составу.
Станочное оборудование может быть использовано из ремонтного блока предприятия.
11.3.4. При наличии транспортного цеха должны быть рассмотрены и решены вопросы охраны окружающей среды, связанные с очистными устройствами моечных вод, маслоловушками, выхлопными газами.
12. Производственная лаборатория
12.1. На предприятиях плодоовощной консервной промышленности производственная лаборатория выполняет функции отдела технического контроля, оговоренные "Типовым положением об отделе (управлении) технического контроля промышленного предприятия (объединения)".
Производственная лаборатория является самостоятельным структурным подразделением предприятия и действует на основании "Положения о производственной лаборатории", утверждаемого директором предприятия.
12.2. Производственную лабораторию размещают в отдельном здании или изолированных помещениях производственных или административных зданий, вдали от источников загрязнения воздуха, шума, вибрации, электро- и радиопомех. Не допускается размещение лаборатории в подвальном и цокольном этажах; в зданиях без лифта лабораторию необходимо располагать не выше второго этажа. Высота помещений - согласно СНиП 2.09.04-87.
12.3. Структура и штаты производственной лаборатории предприятия устанавливаются в зависимости от категории предприятия, с учетом объема и ассортимента выпускаемой продукции и условий работы производства.
12.4. В состав лаборатории должны входить отделения органолептических, физико-химических и микробиологических испытаний, каждое из которых должно занимать отдельный блок помещений. Блоки компонуют по принципу зональности.
Штаты, состав площадей, оснащение оборудованием и инвентарем лабораторий приведены в таблицах 16, 22, 23.
13. Технологические требования к архитектурно-строительной, санитарно-технической и другим частям проекта
13.1. Генеральный план и транспорт
Генеральные планы предприятий плодоовощной консервной промышленности проектируют в соответствии с требованиями СНиП II-89-80 и СНиП 2.05.07-91, а также с учетом требований соответствующих нормативных документов, утвержденных или согласованных Госстроем РФ, и имеют следующие специфические условия:
13.1.1. Участки под строительство предприятий необходимо выбирать с учетом максимального приближения к сырьевой зоне, а также проектов районных планировок или планировок городов (поселков), используя при этом возможность создания единой системы бытового и других видов обслуживания работающих, кооперирование подъездных дорог, головных инженерных сооружений и коммуникаций, а также подсобно-вспомогательных сооружений и служб.
13.1.2. Учитывая рост сырьевой базы, предприятия располагают на выбранной территории так, чтобы обеспечить последовательную очередность их строительства и возможность дальнейшего расширения.
13.1.3. Предприятия плодоовощной промышленности запрещено размещать в санитарно-защитной зоне с производствами, выделяющими вредности в атмосферу.
13.1.4. Здания и сооружения, технологически связанные между собой и имеющие общий внутрицеховой транспорт, блокируют в одном здании.
13.1.5. Предприятия плодоовощной консервной промышленности, как правило, следует проектировать с подъездными автомобильными дорогами. Железнодорожные подъездные пути допускается проектировать только при соответствующем обосновании при грузообороте более 200 тонн в сутки.
13.1.6. При размещении предприятий на судоходных реках, по согласованию с Министерством речного флота допускается грузовые операции осуществлять с речных причалов, входящих в состав предприятия.
13.1.7. При наличии на предприятии железнодорожной ветки грузовые перевозки должны быть запроектированы предпочтительно железнодорожным транспортом, в зависимости от дальности перевозок.
Соотношение между перевозками автотранспортом и железнодорожным транспортом уточняется при обосновании целесообразности проектирования строительства предприятия.