4.13. В случае загородного размещения домов-интернатов площадь зоны проживания персонала следует принимать дополнительно к площади участка.
*4.14. Зону проживания персонала допускается размещать вблизи учреждения на обособленном участке с изолированным въездом. Расстояния между зданиями проживания персонала и зданиями проживания детей, а также изолятором и игровыми площадками должны быть не менее 50 м.
4.15. В зоне проживания персонала следует предусматривать площадки для отдыха, сушки белья, мусоросборников, а также спортивные площадки универсального назначения (для игр в волейбол, баскетбол, бадминтон) и столы для игры в настольный теннис из расчета - одна спортивная площадка и 2 стола на каждые 150 - 200 проживающих.
Примечание:
При организации поселка персонала нормативы его проектирования принимаются в соответствии с требованиями главы СНиП "Планировка и застройка городов, поселков и сельских населенных пунктов".
*4.16. Норма расхода воды при пожаротушении должна приниматься не менее 100 л/с при одновременном расходе воды на хозяйственно-питьевые нужды населения. Радиус обслуживания пожарных гидрантов не должен превышать 150 м. На стенах зданий и сооружений следует предусматривать установку светоуказателей пожарных гидрантов.
5. Требования к объемно-планировочным решениям
*5.1. В состав домов-интернатов входят следующие основные группы помещений:
- помещения проживания детей;
- помещения обслуживания (включающие помещения учебного, культурно-массового, медицинского, административно-бытового обслуживания, помещения профессиональной подготовки и социальной адаптации, помещения, обеспечивающие питание детей и персонала);
- изолятор;
- хозяйственные учреждения;
- помещения проживания персонала (при загородном размещении дома-интерната).
*5.2. Помещения проживания детей и помещения обслуживания следует размещать в отдельных корпусах или блоках, либо непосредственно примыкающих друг к другу, либо соединенных отапливаемыми переходами.
Группы "семейного" типа допускается размещать в отдельно стоящих коттеджах, рассчитанных на несколько "семей". Изолятор допускается располагать или в отдельном корпусе, или в изолированном блоке, примыкающем к корпусу помещений обслуживания, с отдельным входом. Хозяйственные сооружения (котельная, гараж, прачечная и др.), а также помещения проживания персонала должны располагаться в отдельных корпусах, размещаемых в специальных зонах с отдельным въездом.
Независимо от вместимости учреждения, помещения обслуживания, изолятор, хозяйственные сооружения предусматриваются общими для всего учреждения.
*5.3. Здания домов-интернатов следует проектировать не ниже II степени огнестойкости.
Отдельные блоки проживания детей, непосредственно примыкающие друг к другу, следует отделять противопожарными стенами I типа.
*5.4. Помещения проживания следует проектировать в виде изолированных групп жилых помещений трех основных типов:
1 - по типу дошкольных учреждений, когда раздевальная, групповая, спальня и туалетная образуют единый блок помещений;
2 - по типу коридорной системы, когда спальни с другими помещениями жилой ячейки связаны через коридор (систему коридоров);
3 - по квартирному типу, когда жилые помещения проектируются для группы детей, образующих "семью" (одновозрастную или разновозрастную).
Примечания:
1. Принципы проектирования жилых помещений для групп детей младшего школьного возраста могут приниматься, как по типу I.
2. Группы необучаемых детей проектируются по типу I, при этом групповая и раздевальная комнаты в составе помещений не предусматриваются.
5.5. Численность детей в группах различных типов определяется в соответствии с таблицей 5.1. Жилые помещения могут образовывать секции или отделения на 2 - 4 и более групп в зависимости от возраста и тяжести заболевания.
*5.6. В помещении каждой жилой группы для дошкольников должен быть предусмотрен самостоятельный вход; в двухэтажном здании допускается предусматривать общий вход для двух групп детей старшего ясельного и четырех групп детей дошкольного или младшего школьного возраста при расположении их на разных этажах или на втором этаже.
Входы в помещения жилых групп для детей школьного возраста могут быть предусмотрены через лестничные клетки, ведущие непосредственно в группы, или через общий вестибюль.
Таблица 5.1
Основные принципы проектирования жилых помещений детских групп с учетом организации учебного процесса и питания
┌──────────────┬───────────┬────────────────┬─────────────────┬──────────────┬───────────────┐
│Принципы │Численность│Планировка │Организация │Организация │Типы учреждений│
│проектирования│группы, │спальных │учебного │питания │или отделений, │
│жилых │чел. │комнат │процесса │ │для которых │
│помещений │ │ │ │ │рекомендуются │
│ │ │ │ │ │данные принципы│
├──────────────┼───────────┼────────────────┼─────────────────┼──────────────┼───────────────┤
│ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │
├──────────────┼───────────┼────────────────┼─────────────────┼──────────────┼───────────────┤
│По типу │ 6-8 │Спальная │Обучение │Питание │В детских домах│
│детского сада │ │комната, единая │производится в │происходит в │для умственно │
│ │ │для всей группы │групповой комнате│групповой │отсталых детей │
│ │ │ │ │комнате │и детей с │
│ │ │ │ │ │недостатками │
│ │ │ │ │ │физического │
│ │ │ │ │ │развития, │
│ │ │ │ │ │а также в │
│ │ │ │ │ │дошкольных │
│ │ │ │ │ │отделениях для │
│ │ │ │ │ │обучаемых детей│
│ │ │ │ │ │домов-интерна- │
│ │ │ │ │ │тов │
├──────────────┼───────────┼────────────────┼─────────────────┼──────────────┼───────────────┤
│По типу │ 8-12 │Спальни на │Повседневное │Питание детей │Во всех типах │
│коридорной │ │3-4 чел. │обучение детей │происходит в │домов-интерна- │
│системы │ │ │происходит в │столовых, │тов │
│ │ │ │классах - │предусматри- │для обучаемых │
│ │ │ │игровых; │ваемых общими │детей школьного│
│ │ │ │специальное │или на │возраста │
│ │ │ │обучение │учреждение, │ │
│ │ │ │происходит в │или на каждые │ │
│ │ │ │мастерских, │2-4 группы │ │
│ │ │ │кабинетах │ │ │
├──────────────┼───────────┼────────────────┼─────────────────┼──────────────┼───────────────┤
│По типу жилой │ 5-8 │Спальни на │В одновозрастных │Питание │Во всех типах │
│квартиры │ │2-3 чел. │"семьях" │происходит в │домов-интерна- │
│ │ │ │повседневное │общей комнате │тов для │
│ │ │ │обучение │"семейной" │обучаемых │
│ │ │ │происходит в │квартиры. │детей │
│ │ │ │учебных комнатах,│Допускается │ │
│ │ │ │специальное │организация │ │
│ │ │ │обучение │питания, когда│ │
│ │ │ │происходит │частично оно │ │
│ │ │ │в мастерских, │обеспечивается│ │
│ │ │ │кабинетах; │в общей │ │
│ │ │ │в разновозрастных│столовой │ │
│ │ │ │"семьях" - │(завтрак или │ │
│ │ │ │в школьных │обед), а │ │
│ │ │ │помещениях, │частично - в │ │
│ │ │ │размещаемых │общей комнате │ │
│ │ │ │в едином блоке │"семейного" │ │
│ │ │ │ │блока (ужин │ │
│ │ │ │ │или обед) │ │
└──────────────┴───────────┴────────────────┴─────────────────┴──────────────┴───────────────┘
┌──────────────┬───────────┬────────────────┬─────────────────┬──────────────┬───────────────┐
В целях противопожарной безопасности из каждой жилой группы должно быть предусмотрено не менее двух эвакуационных выходов. В зданиях не выше трех этажей второй эвакуационный выход может быть предусмотрен через наружную лестницу (или пандус).
5.7. Входы в помещения жилых групп всех типов, в том числе и "семейных", должны организовываться через раздевальные.
В случае, если входы в группы жилых помещений предусматриваются через общий вестибюль, раздевальные должны быть предусмотрены при нем. Они располагаются в открытых помещениях, выделенных оборудованием. Допускается предусматривать общие раздевальные на 2 - 4 группы.
В составе оборудования раздевальных необходимо предусматривать сушильные шкафы для одежды и обуви детей с подогревом и вытяжкой, а также секционные шкафы для хранения детской одежды и обуви.
5.8. Наружные входы в помещения жилых групп детей-дошкольников проектируются в соответствии с нормативными требованиями к дошкольным учреждениям (по пособию к нормам "Общественные здания и сооружения").
5.9. Санитарные узлы в жилых группах, проектируемых по принципу детского сада, размещаются в туалетной комнате, смежной с групповой.
Санитарные узлы в жилых группах при коридорной системе могут предусматриваться или при каждой спальной комнате, или общими в коридоре. Выбор варианта определяется заданием на проектирование.
В группах, комплектуемых по "семейному" принципу, санитарные узлы предусматриваются общими на квартиру. Размещение, состав помещений и санитарного оборудования санитарных узлов в различных типах жилых помещений следует принимать в соответствии с таблицей 5.2.
Таблица 5.2
Размещение санитарных узлов, состав помещений и оборудования
┌───┬────────────────────────┬───────────┬─────────────────────────┬────────────────┬──────────────────┐
│N │Тип помещений проживания│Вместимость│Расположение санитарного │Тип санитарного │Состав санитарного│
│ │ │ │узла │узла │оборудования │
├───┼────────────────────────┼───────────┼─────────────────────────┼────────────────┼──────────────────┤
│ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │
├───┼────────────────────────┼───────────┼─────────────────────────┼────────────────┼──────────────────┤
│ 1.│Жилая группа помещений │6-8 │Располагаются в составе │Общая туалетная │Один унитаз, один │
│ │по типу детского сада │ │помещений групповой │1. Для детей │слив для мойки │
│ │ │ │ячейки │ясельного │горшков, ванна для│
│ │ │ │ │возраста │мойки клеенок, два│
│ │ │ │ │до 1-1,5 лет │умывальника, одна │
│ │ │ │ │ │детская ванна с │
│ │ │ │ │ │душем. │
│ │ │ │ │2. Для │Два унитаза в │
│ │ │ │ │дошкольников │кабинках, │
│ │ │ │ │старше 1-1,5 лет│огороженных │
│ │ │ │ │и детей │экранами, один │
│ │ │ │ │младшего │душевой рожок с │
│ │ │ │ │школьного │поддоном, три │
│ │ │ │ │возраста │умывальника, две │
│ │ │ │ │ │ногомойки │
├───┼────────────────────────┼───────────┼─────────────────────────┼────────────────┼──────────────────┤
│ 2.│Жилая группа помещений │8-12 │1. Санитарные узлы для │1. Уборные для │На каждые 15-20 │
│ │по типу коридорной │ │мальчиков и девочек, │мальчиков и │мест: по два │
│ │системы │ │общие на 2-4 группы, │девочек │унитаза для │
│ │ │ │располагаются в коридоре │ │мальчиков и для │
│ │ │ │ │ │девочек, писсуар │
│ │ │ │ │ │в уборной для │
│ │ │ │ │ │мальчиков. │
│ │ │ │ │2. Кабина личной│Умывальник, биде │
│ │ │ │ │гигиены для │ │
│ │ │ │ │девочек │ │
│ │ │ │ │3. Умывальные │По три │
│ │ │ │ │для мальчиков и │умывальника, по │
│ │ │ │ │девочек │две ногомойки │
│ │ │ │ │4. Душевые │2-3 душевые │
│ │ │ │ │кабины с │кабины по одному │
│ │ │ │ │раздевальными │рожку │
│ │ │ │2. Санитарный узел │Совмещенный │Душ, унитаз, │
│ │ │ │размещается при каждой │санитарный узел │умывальник │
│ │ │ │спальне на 3-4 места │ │ │
├───┼────────────────────────┼───────────┼─────────────────────────┼────────────────┼──────────────────┤
│ 3.│Жилая группа помещений │5-8 │Санитарные узлы в составе│1. Уборная с │Унитаз, │
│ │по типу квартиры │ │каждой квартиры │умывальником │умывальник │
│ │ │ │ │2. Туалетная │Унитаз, │
│ │ │ │ │ │умывальник, душ │
│ │ │ │ │ │или ванна │
└───┴────────────────────────┴───────────┴─────────────────────────┴────────────────┴──────────────────┘