Распоряжение первого заместителя Премьера Правительства Москвы от 9 декабря 1994 г. N 2389-РЗП "Об утверждении московских городских строительных норм "Дома-интернаты для детей-инвалидов" стр. 4

┌───┬────────────────────────┬───────────┬─────────────────────────┬────────────────┬──────────────────┐
Примечания:
1. В групповых ячейках для необучаемых детей в состав санитарного оборудования туалетной входят унитаз, бидэ, слив, душ, два умывальника. Кроме того, в состав оборудования должны входить стеллаж для горшков и суден, ванна для дезобработки клеенок, сушилка для клеенок; все оборудование должно размещаться в общем помещении без кабин и экранов.
2. Все помещения санитарных узлов должны иметь в полу трапы для спуска воды.
3. В умывальных, туалетных, в совмещенных санитарных узлах следует предусмотреть сушилки.
4. Планировка и оборудование санитарных узлов (за исключением ясельных групп) должны предусматривать возможность пользования инвалидами-колясочниками.
5.10. Спальные комнаты следует проектировать в расчете на проживание одного из детей инвалида-колясочника (за исключением спальных для детей ясельного возраста до 1 - 1,5 лет).
5.11. Допускается принимать различные варианты организации питания: доставка пищи в бачках и термосах из кухни в жилые помещения детских групп или организация питания в общей столовой (см. табл.5.1.). Выбор варианта уточняется заданием на проектирование.
Для необучаемых детей питание организуется, как правило, в спальных комнатах.
*5.12. Повседневные учебные занятия детей школьного возраста должны, как правило, происходить в игровых, классах-игровых или учебных комнатах, предусматриваемых в составе помещений проживания (см. табл.5.3, 5.4); для детей разновозрастных - в блоке учебных помещений. Для этого предусматриваются: учебно-игровые комнаты из расчета 3,6 кв.м на 1 ребенка для дошкольников и младших школьников и классы из расчета 4,2 кв.м на 1 место для средних и старших школьников. При этом число мест в классах для умственно отсталых детей допускается предусматривать из расчета на одновременное размещение 50% обучаемых детей.
5.13. Площадь жилых помещений, проектируемых по типу дошкольных учреждений, следует принимать не менее указанный в табл.5.3, а проектируемых по типу коридорной системы или квартирному типу - табл.5.4.
Таблица 5.3

Площади помещений проживания, проектируемых по типу дошкольных учреждений

┌─────┬────────────────────────┬────────────────────────────────────────┐
│ NN │Наименование помещений │Площадь помещений 6 кв.м для детей │
│п.п. │ ├────────────────────┬───────────────────┤
│ │ │до 1-1,5 лет │свыше 1-1,5 лет │
│ │ ├──────────┬─────────┼──────────┬────────┤
│ │ │на 1 место│всего │на 1 место│всего │
├─────┼────────────────────────┼──────────┼─────────┼──────────┼────────┤
│ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │
├─────┼────────────────────────┼──────────┼─────────┼──────────┼────────┤
│ 1. │Раздевальная │ - │ 10-12 │ - │ 14-16 │
├─────┼────────────────────────┼──────────┼─────────┼──────────┼────────┤
│ 2. │Групповая │ 6 │ - │ 3,6 │ - │
├─────┼────────────────────────┼──────────┼─────────┼──────────┼────────┤
│ 3. │Спальная │ 6 │ - │ 3,6 │ - │
├─────┼────────────────────────┼──────────┼─────────┼──────────┼────────┤
│ 4. │Туалетная │ - │ 12-14 │ - │ 16 │
├─────┼────────────────────────┼──────────┼─────────┼──────────┼────────┤
│ 5. │Буфетная │ - │ 5-6 │ - │ 5-6 │
├─────┼────────────────────────┼──────────┼─────────┼──────────┼────────┤
│ 6. │Кладовая │ - │ 6-8 │ - │ 6-8 │
├─────┼────────────────────────┼──────────┼─────────┼──────────┼────────┤
│ 7. │Санитарный узел │ - │ 3 │ - │ 3 │
│ │персонала │ │ │ │ │
│ │с умывальником │ │ │ │ │
│ │в шлюзе │ │ │ │ │
├─────┼────────────────────────┼──────────┼─────────┼──────────┼────────┤
│ 8. │Комната хранения │ - │ 4 │ - │ 4 │
│ │уборочного инвентаря │ │ │ │ │
└─────┴────────────────────────┴──────────┴─────────┴──────────┴────────┘
┌─────┬────────────────────────┬────────────────────────────────────────┐
Примечание.
В группах для необучаемых детей раздевальная и групповая не предусматриваются, а площадь спален принимается из расчета 6 - 8 кв.м на одного ребенка.
Таблица 5.4

Площади помещений проживания, проектируемых по типу коридорной системы или квартиры

┌────┬──────────────────────┬───────────────────────────────────────────┬─────────────────────────┐
│NN │Наименование помещений│Площадь помещений, кв.м │ Примечания │
│п.п.│ ├──────────────────────┬────────────────────┤ │
│ │ │при коридорной системе│в семейных квартирах│ │
│ │ ├──────────┬───────────┼──────────┬─────────┤ │
│ │ │на 1 место│всего │на 1 место│всего │ │
├────┼──────────────────────┼──────────┼───────────┼──────────┼─────────┼─────────────────────────┤
│ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │ 7 │
├────┼──────────────────────┼──────────┼───────────┼──────────┼─────────┼─────────────────────────┤
│ 1. │Спальные комнаты │ 6 │ - │ - │ - │ │
│ │на 3-4 места │ │ │ │ │ │
├────┼──────────────────────┼──────────┼───────────┼──────────┼─────────┼─────────────────────────┤
│ 2. │Спальные комнаты │ - │ - │ 6-7 │ - │ │
│ │на 2-4 места │ │ │ │ │ │
├────┼──────────────────────┼──────────┼───────────┼──────────┼─────────┼─────────────────────────┤
│ 3. │Класс - игровая │ 4,2 │ - │ - │ - │ │
├────┼──────────────────────┼──────────┼───────────┼──────────┼─────────┼─────────────────────────┤
│ 4. │Учебная комната, │ - │ - │ 4,2 │ - │ │
│ │комната приготовления │ │ │ │ │ │
│ │уроков │ │ │ │ │ │
├────┼──────────────────────┼──────────┼───────────┼──────────┼─────────┼─────────────────────────┤
│ 5. │Инвентарная │ - │ 6-8 │ - │ 6-8 │ │
├────┼──────────────────────┼──────────┼───────────┼──────────┼─────────┼─────────────────────────┤
│ 6. │Общая комната, │ - │ - │ - │ 25 │Предусмотреть возможность│
│ │столовая, игровая │ │ │ │ │просмотра телевизора │
├────┼──────────────────────┼──────────┼───────────┼──────────┼─────────┼─────────────────────────┤
│ 7. │Столовая │ 2,3 │ - │ - │ - │Общая на 2-3 группы │
├────┼──────────────────────┼──────────┼───────────┼──────────┼─────────┼─────────────────────────┤
│ 8. │Кухня или буфетная │ - │ 12 │ - │ 8 │ │
├────┼──────────────────────┼──────────┼───────────┼──────────┼─────────┼─────────────────────────┤
│ 9. │Санитарные узлы: │ │ │ │ │ │
│ │а) при каждой спальной│ - │ 6 │ │ │ │
│ │ комнате │ │ │ │ │ │
│ │б) общие на группу: │ │ │ │ │ │
│ │ уборная с │ - │ 8 х 2 │ - │ 3 │При коридорной системе │
│ │ умывальником, │ │ │ │ │предусматриваются общими │
│ │ │ │ │ │ │на 2-4 группы │
│ │ умывальная с │ - │ 10 х 2 │ - │ - │То же │
│ │ ногомойками, │ │ │ │ │ │
│ │ душевые с │ - │ 8 х 2 │ - │ - │То же │
│ │ раздевальными, │ │ │ │ │ │
│ │ кабина личной │ - │ 5 │ - │ - │То же │
│ │ гигиены для девочек,│ │ │ │ │ │
│ │ туалетная │ - │ - │ - │ 6 │То же │
├────┼──────────────────────┼──────────┼───────────┼──────────┼─────────┼─────────────────────────┤
│10. │Санитарный узел │ - │ 3 │ - │ - │Может быть предусмотрен │
│ │персонала с │ │ │ │ │общим на 2-4 группы │
│ │умывальником в шлюзе │ │ │ │ │ │
├────┼──────────────────────┼──────────┼───────────┼──────────┼─────────┼─────────────────────────┤
│11. │Комната хранения │ - │ 4 │ - │ 4 │Оборудуется сливом, │
│ │уборочного инвентаря │ │ │ │ │умывальником │
├────┼──────────────────────┼──────────┼───────────┼──────────┼─────────┼─────────────────────────┤
│12. │Комната воспитателей │ - │ 12 │ - │ 16 │ │
├────┼──────────────────────┼──────────┼───────────┼──────────┼─────────┼─────────────────────────┤
│13. │Раздевальная с │ 1,4 │ - │ - │ 10-12 │При коридорной системе │
│ │сушильным шкафом │ │ │ │ │предусматривается общей │
│ │ │ │ │ │ │на 2-4 группы │
├────┼──────────────────────┼──────────┼───────────┼──────────┼─────────┼─────────────────────────┤
│14. │Бытовая комната │ - │ 6-8 │ - │ 4 │То же │
├────┼──────────────────────┼──────────┼───────────┼──────────┼─────────┼─────────────────────────┤
│15. │Кладовая чистого белья│ - │ 6-8 │ - │ 3-4 │То же │
└────┴──────────────────────┴──────────┴───────────┴──────────┴─────────┴─────────────────────────┘
┌────┬──────────────────────┬───────────────────────────────────────────┬─────────────────────────┐
5.14. Кроме помещений, указанных в табл.5.3 и 5.4, необходимо предусматривать кабинеты заведующих секциями и отделениями - один кабинет 12 - 14 кв.м на 2 - 4 группы.
5.15. Во всех классах, в том числе и классах-игровых, следует предусматривать зону психологической разгрузки из расчета 15 - 20% от общей площади класса, в которой следует располагать кушетку, кресло, шведскую стенку.
5.16. Планировка и оборудование классов, классов-игровых, учебных комнат, кабинетов учебной подготовки, учебно производственных мастерских должны быть рассчитаны на детей, передвигающихся на колясках, из расчета 1 место для инвалида-колясочника на каждые 6 - 8 мест.
5.17. При помещениях классов, располагаемых в едином блоке помещений учебной и профессиональной подготовки, следует предусматривать рекреационные помещения из расчета 1,2 - 1,4 кв.м на одно место в классе.
5.18. Кабинеты для занятий физикой, химией, классы обучения машинописи следует предусматривать только для детей среднего и старшего школьного возраста с нормальным интеллектом из расчета 4,5 - 5 кв.м на одно место; при кабинетах следует размещать лаборантские или кладовые площадью 18 кв.м.
Примечание:
Кабинеты физики и химии в учреждениях малой вместимости могут быть совмещены в одном помещении.
5.19. Во всех типах учреждений для обучаемых детей и детей с нормальным интеллектом школьного возраста необходимо предусматривать:
- кабинет социально-бытовой адаптации, служащий также для приема гостей, площадью 60 - 70 кв.м с кладовой 18 кв.м;
- класс биологии - живой уголок 60 - 70 кв.м с лаборантской 18 кв.м;
- компьютерный класс 50 - 60 кв.м с кладовой 18 кв.м;
- комнату музыкальных занятий 36 - 54 кв.м с кладовой инструментов 18 кв.м;
- класс рисования 50 - 54 кв.м с кладовой 18 кв.м;
- библиотеку с книгохранилищем и читальным залом: 120 кв.м в учреждениях для детей с нормальным интеллектом и 60 кв.м для детей с недостатками умственного развития;
- кабинет заведующего учебной частью 16 - 18 кв.м;
- учительскую комнату 30 - 40 кв.м, которую можно совмещать с комнатой мастеров.
5.20. В домах-интернатах для детей с недостатками умственного развития рекомендуется предусматривать учебно-производственные мастерские площадью из расчета на 1 место:
- в швейной, электромонтажной, обувной, мастерской ручных ремесел, механической сборки, ремонта аппаратуры и бытовой техники - 4 - 4,5 кв.м;
- картонажно-переплетной, столярной, ткацкой, токарно-фрезерной, гончарной - 5 - 6 кв.м.
При учебно-производственных помещениях следует предусматривать кладовые для хранения материалов и готовых изделий.
Число мест в помещениях учебно-производственных мастерских следует принимать 6 - 8. Специализацию мастерских и их количество следует определять заданием на проектирование в зависимости от конкретных условий - вместимости учреждения, местных традиций, наличия специалистов, возможностей дальнейшего трудоустройства и т.п.
5.21. В домах-интернатах рекомендуется предусматривать специальный класс для подготовки медицинского и воспитательного персонала площадью 36 кв.м с кладовой учебных пособий, а также методический кабинет площадью 24 - 36 кв.м.
5.22. В составе учреждений необходимо предусматривать бассейны и физкультурно-спортивные залы. В домах для дошкольников:
- физкультурный зал 100 - 120 кв.м;
- бассейн с ванной 3 х 7 м, глубиной от 0,6 до 0,8 м.
В домах-интернатах:
- спортивный зал 12 х 24 м;
- бассейн с ванной 5 х 10 м или 6 х 12,5 м, глубиной от 0,8 до 1,1 м.