Правила охраны труда при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог (утв. Минтрансстроем, Минтрансом РФ 27.12.1991, ЦК профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства РФ) стр. 19

8.5.5. Систему охлаждения следует заполнять не более чем на 96% ее вместимости, так как при нагревании антифриз и низкозамерзающие смеси расширяются. Проверку уровня низкозамерзающих смесей в радиаторе следует проводить на прогретом двигателе.
Необходимо помнить, что антифриз В-2 (этиленгликоль) - яд, водоспиртовые смеси пожароопасны, а водоглицериновые легко вспениваются, поэтому следует соблюдать меры безопасности при его применении.
8.5.6. Запрещается заменять низкозамерзающие смеси растворами солей, керосином или дизельным топливом.
8.5.7. Не рекомендуется сливать воду из систем охлаждения, отстойников, ресиверов и золотников управления непосредственно под машину во избежание примерзания гусениц или колес к грунту.
8.5.8. Для облегчения пуска двигателя в холодную погоду необходимо заливать в радиатор горячую воду, а в картер двигателя - подогретое масло.
8.5.9. Запрещается применять открытое пламя (факел, паяльная лампа и др.) для отогрева радиаторов, топливо- и маслопроводов, редукторов и других элементов машин.
8.5.10. Все дорожно-строительные и транспортные машины к началу зимнего сезона должны быть укомплектованы приспособлениями для повышения проходимости по снегу и наледи (цепи и т.д.), а также ручным инструментом для очистки от намерзающего грунта, снега и льда. Очищать поднятые кузова автомобилей-самосвалов и ковшей экскаваторов следует скребками или лопатами с рукоятью длиной не менее 2 м, находясь в стороне от возможного направления падения грунта.
8.5.11. Для облегчения пуска дизельных двигателей допускается применять смеси эфиров и дизельного топлива (1:1), а также эфира (34%), дизельного топлива (33%) и тракторного керосина (33%).
Применять эфир в чистом виде из-за взрывоопасности запрещается.
8.5.12. Перед пуском двигателей необходимо осмотреть механизмы с целью предупредить примерзание деталей, особенно тормозных и фрикционных лент экскаваторов, к механическим приводам.
8.5.13. Кабины машинистов строительных и дорожных машин должны быть остеклены и утеплены так, чтобы температура воздуха в кабине была не ниже 15 °C.
8.5.14. Стекла кабины машиниста экскаватора, оборудованного установкой ударного действия для рыхления мерзлого грунта, должны иметь защитные приспособления, например металлическую сетку.
8.5.15. Лобовое и заднее стекла кабин самоходных машин должны оборудоваться стеклоочистителями и подогревательными устройствами, предупреждающими обледенение. Для защиты от обледенения можно рекомендовать и протирку стекол изнутри солевым раствором, смешанным с глицерином.
8.5.16. Осмотр рыхлителей ударного действия во время технического обслуживания следует вести при опущенных на землю ударных частях рыхлительных установок. При необходимости осмотра рыхлительных зубьев подъемная рама или ковш должны быть зафиксированы специальным стопором или опущены на опоры.
8.5.17. Для работы в зимних условиях все самоходные машины, прицепы и полуприцепы должны оборудоваться сигналами торможения, указателями поворота, габаритными фонарями и лампами заднего номерного знака.
8.5.18. Самоходные машины должны иметь двухсветные фары с переключением на ближний и дальний свет, а машины, работающие челночным способом (бульдозеры, катки), - две задние фары, регулирующие направление пучка света. Кроме того, должно быть предусмотрено аварийное освещение, действующее также в период остановки двигателя.
8.5.19. Щитки измерительных приборов в кабинах оборудуются устройствами подсветки шкал приборов с освещенностью не менее 1,2 лк.
8.5.20. При буксировке на гибкой сцепке транспортное средство должно иметь переднее и заднее освещение, а буксируемое - габаритное освещение. Длина связывающего звена - от 4 до 6 м; на его середине должен быть отчетливо виден флажок.
8.5.21. При совместной работе или транспортных перемещениях расстояние между дорожно-строительными машинами должно быть не менее 10 м.
8.5.22. Передвижение экскаватора во время гололедицы допускается только после принятия мер против скольжения его гусениц (посыпка дороги или площадки песком, шлаком и т.п.).
8.5.23. При стоянке автомобиля на открытом воздухе при сильном морозе (минус 40 - 50 °C) не рекомендуется пользоваться ручным тормозом, так как возможно примерзание тормозных накладок; под задние колеса следует установить подкладки.
8.5.24. В случае движения автомобиля по наледи необходимо учитывать ее недостаточную прочность (толщина льда обычно не превышает 25 - 30 см) и плохую видимость из-за тумана. Двигаться следует по возможности без остановок, включив передний ведущий мост на третьей или четвертой передаче, рядом с колеей идущего впереди на расстоянии 5 - 10 м автомобиля.
8.5.25. Между пунктами обогрева и рабочими местами должны быть протянуты специальные канаты для перехода рабочих в помещения в условиях плохой видимости. Канаты прикрепляются к стойкам на высоте 1 м от уровня плотного снежного покрова.
8.5.26. Для движения механизмов по снежной целине следует по возможности выбирать возвышенные участки местности, на которых снежный покров менее глубокий. При этом следует двигаться по проложенной колее, не отклоняясь в сторону.
Вождение головного автомобиля следует поручать наиболее опытному водителю.
8.5.27. Автомобили, следующие за головной машиной, должны двигаться на дистанции не менее 30 - 40 м, не отклоняясь в сторону. Нельзя допускать переключения передач и резких изменений оборотов коленчатого вала двигателя, так как это вызывает пробуксовку колес, вследствие чего нарушается целостность поверхностного уплотненного слоя снега в колее. Скорость движения не должна превышать 30 - 40 км/ч.

9. Требования безопасности при работе с веществами, обладающими токсическими свойствами

9.1. Общие требования

9.1.1. Содержание веществ, обладающих токсическими свойствами, в воздухе рабочей зоны не должно превышать установленных предельно допустимых концентраций (ПДК).
9.1.2. Дорожно-строительные материалы, изготовленные с применением токсических веществ, должны отвечать требованиям ГОСТов, МРТУ, РТУ и применяться в соответствии с требованиями СНиПов, санитарно-гигиенических норм и правил.
Материалы, на которые нет ГОСТов, МРТУ и РТУ, следует использовать только после получения разрешения органов санитарно-эпидемиологической службы, пожарной охраны и в соответствии с инструкцией, утвержденной в установленном порядке.
9.1.3. При применении импортных материалов необходимо обеспечить соблюдение фирменных указаний и инструкций на производство работ с этими материалами, а также получить разрешение государственной санитарно-эпидемиологической службы.
9.1.4. На все работы по приготовлению и применению токсических веществ должны быть разработаны технологические инструкции по их безопасному применению.
9.1.5. Помещения, в которых производятся работы с токсическими веществами, выделяющими пары, пыль, брызги, а также с взрывоопасными, должны быть оборудованы принудительной приточно-вытяжной вентиляцией, обеспечивающей не менее чем двукратный обмен воздуха в течение часа.
9.1.6. Место проведения работ с токсическими веществами следует располагать не ближе 150 м к открытым водоемам, ограждать указательными и предупреждающими знаками и согласовывать с местными санэпидемстанциями.
9.1.7. При применении токсических веществ в лабораториях необходимо руководствоваться требованиями "Правил техники безопасности при работе в лабораториях дорожно-строительных организаций" (Союздорнии. М., 1982).
9.1.8. При смешении жидких токсических веществ друг с другом, с растворителями и сыпучими продуктами должны быть приняты меры, предупреждающие выплескивание, перелив и образование тумана или брызг. Запрещается вручную разминать и растворять сыпучие токсические вещества.
9.1.9. Работы с токсическими веществами следует вести при наличии специального оборудования под руководством ответственного лица, назначенного администрацией дорожной организации.

9.2. Требования безопасности при использовании вредных веществ для укрепления грунтов вяжущими

9.2.1. Минеральные (известь), органические (битум, карбамидоформальдегидная смола) и каменноугольные вяжущие, а также химические добавки, в том числе из отходов промышленности, относятся к веществам, при работе с которыми требуются особые меры предосторожности.
9.2.2. При использовании извести необходимо:
транспортировать известь-пушонку на промежуточные склады и в расходные бункеры линейных и стационарных грунтосмесительных машин в герметичных автоцементовозах, оборудованных пневмоустройствами для загрузки и выгрузки извести;
оборудовать расходные бункеры и рабочие органы линейных грунтосмесительных и распределяющих машин кожухами, предотвращающими распыление извести при ее подаче и перемешивании с грунтом;
инструктировать работающих по правилам оказания первой помощи при воздействии извести на кожу;
использовать спецодежду, защитные очки, перчатки.
Попавшую на кожу известь следует удалить минеральным или растительным маслом, а затем делать примочки из 5-процентного раствора лимонной, винно-каменной, уксусной или соляной кислоты.
При попадании в глаза крошек извести необходимо немедленно удалить их тампоном, смоченным в воде или в мягком жидком парафине. Если известь полностью не удалена, то на глаз целесообразно наложить смесь глицерина с водой (1:3), затем в течение 20 - 30 мин. широко раскрытый травмированный глаз промыть струей воды и 5-процентным раствором соляной кислоты или 0,01-процентным раствором двунатриевой соли этилендиаминтетрауксусной кислоты. Далее в конъюнктивальный мешок глаза следует закапать 0,5-процентный раствор дикаина и немедленно отправить пострадавшего в медицинское учреждение.
При попадании известковой пыли в носоглотку и легкие следует в стационарных условиях сделать ингаляцию водяными парами, предварительно добавив в воду несколько кристаллов лимонной кислоты. Дополнительно к этому необходимо поставить горчичники на грудную клетку, принять кодеин или дионин, а при необходимости и с разрешения врача - сердечные средства.
9.2.3. Правила работы с битумными эмульсиями изложены в подразд. 7.3.
9.2.4. При работе с карбамидоформальдегидной смолой следует пользоваться спецодеждой, исключающей попадание смолы на кожу.