Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 06.06.92 N 1016-р о приведении ведомственных нормативных актов в соответствие с Законом Российской Федерации "О недрах" и учитывая окончание разработок новых сметных норм на геологоразведочные работы, приказываю:
1. Утвердить и ввести в действие с 01.01.94 Справочники сметных норм (ССН-92) и Справочники норм основных расходов (СНОР-93) для использования при расчетах сметной стоимости проектов на геологоразведочные работы для государственных нужд.
2. Утвердить прилагаемую "Инструкцию по составлению проектов и смет на геологоразведочные работы".
3. Проектно-сметная документация, утвержденная до 01.01.94, пересчету по новым нормативным документам не подлежит.
4. Признать утратившими силу: Приказ Мингео СССР от 14.03.85 N 121 с соответствующими изменениями и дополнениями к нему, Приказ Мингео СССР от 02.07.91 N 83, Приказ Госкомгеологии РСФСР от 11.10.91 N 75 и действия СУСН-84, вып. 1 - 8, СОУСН-84, СОУСНМ-88.
5. Территориальным геологическим комитетам и региональным геологическим центрам довести настоящий Приказ до предприятий, осуществляющих на территории их деятельности геологоразведочные работы.
Первый заместитель
Председателя
Э.А.ЭНГЕЛЬ
Инструкция по составлению проектов и смет на геологоразведочные работы
Приложение
к Приказу Роскомнедр
от 22 ноября 1993 г. N 108
ИНСТРУКЦИЯ
ПО СОСТАВЛЕНИЮ ПРОЕКТОВ И СМЕТ НА ГЕОЛОГОРАЗВЕДОЧНЫЕ РАБОТЫ
Подготовка Инструкции по составлению проектов и смет на геологоразведочные работы осуществлена Экономическим управлением Комитета Российской Федерации по геологии и использованию недр (Роскомнедра) и Всероссийским научно-исследовательским институтом экономики минерального сырья и недропользования (ВИЭМС).
Авторский коллектив: Ю.П. Мокин (руководитель), В.Х. Ахмет, А.В. Голубков, Н.А. Косицын, К.В. Шелепнев.
I. Введение
Настоящая Инструкция разработана во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации то 06.06.92 N 1016-р о приведении ранее принятых ведомственных нормативных и иных актов в соответствие с Законом Российской Федерации "О недрах".
Ранее действовавшая Инструкция по составлению проектов и смет на геологоразведочные работы, утвержденная Приказом Министерства геологии СССР от 14 марта 1985 г., с последующими изменениями и дополнениями была разработана в условиях монопольного планирования и производства геологических исследований единым отраслевым комплексом на основе жестко регламентированных норм времени, норм расхода материальных и трудовых ресурсов, государственных цен, тарифных ставок и должностных окладов, финансирования работ из государственного бюджета. Большинство ее директивных положений в отношении утверждения и экспертизы проектно-сметной документации, нормирования расчетов, обязательного использования государственных сметных норм и нормативов после выхода Закона "О недрах" потеряло законное обоснование и утратило всякий смысл.
В настоящее время формирование цен на геологоразведочные работы и услуги по государственным контрактам или за счет средств заказчика осуществляется на договорной основе. В этих условиях финансирование работ производится за объект в целом. При этом кардинально изменяется назначение проектно-сметной документации. Вместо документа, в первую очередь, обеспечивающего финансирование работ, проект должен обеспечить решение поставленной задачи с минимизацией затрат при фиксированной договорной цене геологического задания. В то же время сама технология составления проектно-сметных расчетов формально не меняется, но требует дополнительного введения механизма индексации сметных цен, учитывающего рыночные изменения стоимости труда, материалов, услуг и налоговую политику.
II. Общие положения
2.1. Настоящая Инструкция предназначена для составления проектно-сметной документации на производство геологоразведочных работ по объекту геологического задания с использованием Сборников сметных норм на геологоразведочные работы выпуска 1992 г. (ССН-92), Сборников норм основных расходов на геологоразведочные работы выпуска 1993 г. (СНОР-93) и может применяться всеми предприятиями и организациями вне зависимости от источников финансирования геологоразведочных работ и форм собственности.
2.2. Составление проектов и смет на глубокое разведочное бурение на нефть и газ регламентируется отдельной инструкцией.
2.3. На обустройство баз геологических организаций составляется отдельная проектно-сметная документация.
2.4. На каждый объект геологического задания составляется единая проектно-сметная документация, предусматривающая все необходимые виды геологоразведочных и сопутствующих им работ, входящих составной частью в проектируемый комплекс исследований. В случае выполнения отдельных задач или работ организациями-соисполнителями по договору с использованием иных сметных норм (не ССН-92 и СНОР-93) их сметная стоимость включается в общую смету на объект отдельной строкой, как подрядные работы.
2.5. Организация, заказывающая проектно-сметную документацию, выдает задание на проектирование, включающее:
- геологическое задание на объект;
- объемы предпроектной проработки материалов предыдущих исследований;
- предпочтительные методы и технологии исследований;
- требования к конечной продукции (таблицам, картам, схемам и др.);
- перечень организаций, с которыми необходимо согласовать проектные решения;
- сроки выполнения работ;
- другие условия.
Название проекта должно соответствовать геологическому заданию и отражать наименование объекта геологоразведочных работ.
2.6. Организация-заказчик проектно-сметной документации направляет ее на экспертизу (в случае необходимости), а затем утверждает.
2.7. Изменения методики работ, необходимость которых выявилась в процессе работ, вносятся в проект по согласованию с заказчиком.
2.8. Нормы накладных расходов и плановых накоплений устанавливает заказчик проектно-сметной документации.
III. Геологическое задание
3.1. Основным документом, определяющим состав и объем проектируемых геологоразведочных работ, является геологическое задание на объект исследований.
3.2. Порядок выдачи геологического задания зависит от стадии геологоразведочного процесса и собственника финансовых средств на выполнение работ.
3.2.1. Региональные и специальные работы, выполняемые за счет средств федерального бюджета.
Роскомнедра или его территориальные геологические комитеты (региональные геологические центры) в соответствии с Государственной программой развития минерально-сырьевой базы на соответствующий год выставляют на конкурс геологические задания на объекты исследований по региональным и специальным работам со стартовой ценой. Проведение конкурса регламентируется специальным положением, утвержденным Роскомнедрами.
3.2.2. Поисково-оценочные работы, выполняемые за счет отчислений добывающих предприятий на воспроизводство минерально-сырьевой базы или средств заказчика.
На основании Закона РФ "О недрах" поисковые и оценочные работы производятся по лицензиям, выдаваемым на конкурсной основе. Территориальные геологические комитеты (региональные геологические центры) на базе разделов Государственной программы развития минерально-сырьевой базы формируют перечень объектов геологических исследований и выставляют на конкурс лицензии на производство этих исследований. В лицензиях в рамках Положения о лицензировании формируются основные вопросы геологического задания. Получившая лицензию организация, финансирующая работы, составляет геологическое задание на объект.
В случае отсутствия заинтересованных заказчиков в проведении поисково-оценочных работ за счет собственных средств территориальный геологический комитет (региональный геологический центр) выступает как заказчик, разрабатывает и выставляет на конкурс геологическое задание на объект со стартовой ценой.
3.2.3. Разведочные работы, выполняемые за счет средств федерального бюджета для государственных нужд (для создания федерального резерва месторождений полезных ископаемых).
Роскомнедра или территориальный геологический комитет (региональный геологический центр), выступающие как заказчики, имеющие лицензию, разрабатывают и выставляют на конкурс геологические задания на объекты со стартовыми ценами.
3.2.4. Разведочные работы, выполняемые за счет средств организации, получившей лицензию на эксплуатацию месторождения.