РД 31.83.04-89 "Правила безопасности труда на промышленных предприятиях Минморфлота СССР" (введен в действие Министерством морского флота СССР и Системой управления охраной труда) стр. 93

озеленение, сгруппированное в верхней зоне интерьера (под потолком);
локальное размещение зелени в интерьере производственного помещения, не мешающее работе.
Примечания: 1. В интерьерах производственных помещений для содержания цветов и вечнозеленых растений применяют различные ванны из железобетона с оросительным водопроводом. Применяются также переставные элементы в качестве зеленых стенок для разделения внутрицехового пространства (декоративные решетки, этажерки и т.п.) и другие цветочницы, выполненные из различного материала.
2. Главным условием жизнеспособности растений является наличие естественного света. Недостаток света может восполняться искусственным освещением.
3. В помещениях с пыльным воздухом лучше сажать древовидные растения с кожистыми листьями, а в местах с постоянным шумом и ярким освещением - композиции растений спокойных зеленых и серо-зеленых тонов.
2.6.19. Правильная организация зон отдыха является важной мерой, способствующей снижению усталости и других физиологических и психологических нагрузок, удовлетворению личных потребностей. Зоны отдыха должны удовлетворять следующим требованиям:
располагаться в непосредственной близости от цеха, но быть изолированы от него и других помещений с неблагоприятными факторами;
оборудоваться стационарной удобной мебелью;
иметь гигиенические комнаты, питьевую воду;
иметь набор настольных игр, газет, журналов;
оборудоваться художественно-декоративными элементами.
2.6.20. Для надежной ориентации в производственной среде, обеспечения безопасности технологических процессов, быстроты и надежности опознания объектов в процессе труда, оптимального взаимодействия с окружающей средой и другими работающими необходимо применять систему визуальных коммуникаций, включающую:
знаки безопасности;
сигнально-предупредительную окраску оборудования;
опознавательную окраску трубопроводов;
наглядную информацию и агитацию;
декоративные элементы и цветографические обозначения.
Примечание. Наглядная информация и агитация не должны отвлекать работающего от работы. Выполняться они должны спокойными, неброскими тонами, на высоком художественном уровне, с учетом особенностей планировки РМ. При изготовлении стендов рекомендуется применять модульную систему стендов с возможностью ее трансформации применительно к конкретной объемно-планировочной структуре интерьера помещения РМ.

3. Частные эргономические требования к улучшению условий труда на рабочих местах основных специальностей

3.1. Требования к рабочим местам слесарей-судоремонтников по разборке и ремонту двигателей внутреннего сгорания, донно-бортовой арматуры и гребных винтов.
3.1.1. Работа слесарей-судоремонтников характеризуется тяжелыми и вредными условиями труда, а также трудностями, связанными с невозможностью оптимальной организации РМ, которая в свою очередь влияет на улучшение этих условий в части уменьшения доли ручного труда.
3.1.2. Указанные особенности обусловлены:
большими размерами и отсутствием четких границ коллективных РМ;
трудностью упорядочения мест складирования крупногабаритных механизмов и деталей, создающих острые травмоопасные выступы;
нехваткой унифицированной и специализированной техоснастки несмотря на применение многочисленных видов техоснастки больших размеров;
трудностью внедрения высокой степени механизации и автоматизации процессов ремонта механизмов и деталей.
3.1.3. Воздух рабочей зоны на РМ слесарей-судоремонтников должен соответствовать требованиям ГОСТ 12.1.005-76 и данным табл. 2.1 и приложения 2.
3.1.4. Наличие вредных веществ на РМ не должно превышать значений их ПДК, приведенных в справочном приложении 4.
3.1.5. Значения величины шума и вибрации на РМ должны быть в пределах значений, изложенных в п.п. 2.2.1, 2.2.2.
3.1.6. Освещенность рабочих мест должна отвечать требованиям, приведенным в табл. 3.1.
Таблица 3.1
Наименование специальностей и вид работы
Вид искусственного освещения
Значение освещенности за счет местного освещения, лк
при ЛЛ
при ЛН
Доковый цех
Слесари-судоремонтники по разборке и ремонту донно-бортовой арматуры (ДБА), дейдвудных устройств, работы на стендах (сварка, наплавка и т.д.)Комбинированное
1000
750
на ремонте гребных винтов и рулевого устройства на специализированных стендахЛокализованное общее
400
300
Механический цех
Слесари-судоремонтники по ремонту насосов и компрессоров, судовой арматуры, двигателей внутреннего сгорания (ДВС), деталей движения ДВС, цилиндровых крышек, втулок ДВС, коленчатых и распределительных валовКомбинированное
1000
750
на сборке узлов и механизмов на стендах и т.п.Комбинированное
400
400
на слесарной обработке деталей на верстаках, плитах, стендах и т.п.То же
1000
750
Примечание. ЛЛ - люминесцентные лампы, ЛН - лампы накаливания.
3.1.7. Размещение оборудования, ремонтируемых механизмов и деталей, отходов производства на РМ не должно создавать неудобств и опасности для работающих.
3.1.8. Выполнение требований безопасности предполагает обязательное и правильное использование средств индивидуальной защиты (спецодежды, спецобуви и т.п.) во время работы. Рекомендуемые средства защиты при различных видах работ приведены в справочных приложениях 6 и 7.
Примечание. Классификация работ по условиям труда в соответствии с постановлением Госкомтруда и Секретариата ВЦСПС от 02.10.86 N 381-22-68.
3.1.9. Для обеспечения безопасной и безаварийной работы слесарей-судоремонтников следует правильно применять знаки безопасности, надписи, указатели и т.д. Правила размещения знаков безопасности на РМ приведены в ГОСТ 12.4.026-76 и ОСТ 31.0013-88.
3.1.10. В целях сокращения ручного и тяжелого физического труда необходимо использовать:
специальные (штатные) захватные устройства для застропки и подъема гребных винтов, валов и других крупных деталей;
универсальную оснастку для сборки и разборки конических соединений гребных винтов с валами;
специальные гайковерты для отдачи (затяжки) болтов фланцевого соединения валопроводов, для монтажа и демонтажа донно-бортовой арматуры (ДВА), прессы для разборки поршневого движения и распредвалов вспомогательных ДВС;
унифицированную оснастку для выполнения корпусно-сборочных работ, оснастку к машинкам (импортным) для шлифовки посадочных мест на блоках ДВС, станки для притирки клапанов ДВС;
установки для заводки и прижима решеток кингстонов;
новую технологию и материалы (нагрев ТВЧ при напрессовке, сборку с охлаждением в жидком азоте; полимерные материалы);
специальные стенды для центровки и ремонта рулей и других устройств.
3.1.11. Для облегчения транспортных и погрузочно-разгрузочных работ при доставке ремонтируемых механизмов следует широко использовать безрельсовый напольный транспорт (универсальные электро- и автопогрузчики, электротележки, электрокары) и другие подъемно-транспортные средства различного диапазона и назначения в количестве, необходимом для бесперебойного обслуживания РМ.
В любых случаях предпочтение следует отдавать электротранспорту.
3.1.12. С целью снижения эмоциональных перегрузок, связанных с опасными работами по перемещению различных механизмов, винтов и т.п., необходимо строго выполнять следующие требования:
работы вести только механизированным способом, применяя надежные и удобные в работе грузозахватные приспособления;
строго выполнять требования ГОСТ 12.3.009-76, ГОСТ 12.3.020-80, а также СНиП III-4-80 в отношении безопасности труда при погрузочно-разгрузочных и такелажных работах;