Ведомственные строительные нормы ВСН 36-90"Указания по эксплуатации дорожно-строительных машин"(утв. Министерством автомобильных дорог РСФСР 19 декабря 1989 г.) стр. 2

на тракторном прицепе - на кронштейне, расположенном под левой стороной заднего борта, или на левой нижней части заднего борта.
2.14. Во всех случаях номерной знак должен быть хорошо укреплен, а при использовании этих машин для транспортных работ на дорогах общего пользования - освещен в темное время суток.
2.15. На машины, технологические, транспортные и специальные средства наносится отличительный знак. Отличительный знак наносится с обеих сторон на дверцах дорожных машин, технологических и специальных транспортных средств, а при отсутствии дверей кабины - на боковых плоскостях, в переднем по ходу движения углу.
На специальных легковых автомобилях вдоль бортов наносится опознавательная надпись на основании записи в техническом паспорте автомобиля.
2.16. Машины, принятые комиссией после нанесения инвентарного номера, отличительного знака и опознавательной надписи, установки номерного знака, вводятся в эксплуатацию распоряжением руководителя предприятия.
Сведения о дате поступления и дате ввода машины в эксплуатацию заносят в паспорт (формуляр) машины не позднее 5 дней после ввода ее в эксплуатацию. В эксплуатацию вводят только исправные машины.
2.17. При эксплуатации, транспортировании, техническом обслуживании, ремонте, хранении и т. д. назначается ответственный за сохранность техники, как правило, из числа инженерно-технических работников.

Обкатка машин

2.18. Новые машины и машины, требующие монтажа, перед пуском обкатываются в соответствии с режимами, установленными предприятием-изготовителем в инструкции по эксплуатации, а отремонтированные машины - с режимами, указанными в технической документации ремонтных предприятий.
2.19. Машины и оборудование могут быть введены в эксплуатацию после обкатки при условии, если за период обкатки не было выявлено дефектов конструкции изготовления машин. Данные о проведенной обкатке машин заносят в паспорт (формуляр) не позднее чем через 10 дней после ее окончания.

Хранение машин

2.20. Каждое предприятие и его подразделения обязаны обеспечивать правильное хранение и сохранность эксплуатируемых машин.
2.21. Хранение машин может быть: межсменное - с перерывом в эксплуатации машин до 10 дней; кратковременное - от 10 дней до 2 мес и длительное - более 2 мес.
2.2. При межсменном хранении в летнее время требуется только организация охраны машины. В зимнее время, кроме этого, принимают меры, обеспечивающие пуск двигателя и предотвращающие порчу машин от воздействия низких температур.
2.23. Место и условия хранения каждого типа машин устанавливают в соответствии с требованиями эксплуатационной документации.
2.24. Межсменное и кратковременное хранение машин может осуществляться на месте их эксплуатации или на базе предприятия (ее подразделения), где они числятся на балансе. Длительное хранение машин должно осуществляться в основном на базе предприятия, а также на базах ее подразделений.
2.25. На межсменное и кратковременное хранение машины должны быть поставлены сразу после прекращения их эксплуатации, а на длительное - не позднее 10 дней с момента прекращения эксплуатации.
2.26. Перед постановкой машины на длительное хранение проводят ее очередное техническое обслуживание. Все отверстия, щели, полости (смотровые устройства, заливные горловины баков и редукторов, заслонки карбюраторов и вентиляторов, отверстия сапунов, выхлопные трубы двигателей и др.), через которые могут попасть атмосферные осадки во внутренние полости машин, должны быть плотно закрыты крышками, пробками-заглушками или другими специальными приспособлениями. Для обеспечения свободного выхода воды и конденсата из системы охлаждения сливные устройства должны быть оставлены открытыми.
Капоты, дверцы кабин и горловины топливных баков должны быть закрыты, а при кратковременном и длительном хранении опломбированы.
Рычаги и педали механизмов управления должны быть установлены в положение, исключающее произвольное включение в работу машин и их основных частей.
При межсменном хранении машин на пневмоколесном ходу необходимо повысить давление в шинах сверх номинального, а при кратковременном и длительном хранении установить машины на подставки (или подкладки) во избежание перекоса и изгиба рам и других узлов и снизить давление в шинах до 70-80% номинального. Между шинами и опорной поверхностью должен быть просвет, равный 8-10 см.
2.27. При хранении машин необходимо соблюдать следующие требования:
места хранения машин должны располагаться не ближе 50 м от жилых зданий, складских и производственных помещений;
сооружения и устройства для хранения машин должны быть обеспечены противопожарными средствами в соответствии с правилами пожарной безопасности;
расположение машин на местах хранения должны # обеспечивать возможность их вывода на случай пожара;
открытые площадки и навесы для хранения машин должны располагаться в сухих незатапливаемых местах, поверхность, площадок должна быть ровной с уклоном 2-3° для стока воды, иметь твердое покрытие, способное выдержать нагрузку ходовой части машины при ее перемещении и стоянке;
территория стоянки должна быть оборудована ветрозащитными и снегозадерживающими устройствами и иметь по периметру водоотводные канавы;
на площадке должны быть намечены места стоянки и проезда машин, на месте стоянки каждой машины должна быть укреплена табличка с указанием марки и инвентарного номера;
минимальное расстояние между машинами в одном ряду должно быть не менее 0,7 м, а между рядами - не менее 6 м;
при всех способах хранения машины должны располагаться по видам и маркам так, чтобы обеспечить удобное проведение осмотров и обслуживания;
на месте стоянки запрещается производить очистку и мойку машин.
2.28. Paботы, связанные с подготовкой, установкой на хранение и снятием с хранения машин, выполняются лицами, за которыми они закреплены, под руководством механика подразделения (участка).
2.29. Прием машин на хранение и выдача их с хранения оформляется приемо-сдаточными актами (приложения 4 и 5) или записью в журнале учета (приложение 6).
Сдача на склад агрегатов, узлов и деталей, снятых с машины, а также инструмента и принадлежностей оформляется описью, прилагаемой к приемо-сдаточному акту.
К сдаваемым на склад агрегатам, узлам и деталям или ящикам, в которых они хранятся, прикрепляют таблички с указанием марки и инвентарного номера машины. Приемо-сдаточный акт и приложения к нему хранят в бухгалтерии предприятия.
2.30. Ожидающие ремонта и отремонтированные машины и их запасные части хранят в соответствии с требованиями настоящих Указаний.
2.31. Техническое обслуживание машин, находящихся на длительном хранении, осуществляется в соответствии с требованиями технического описания и инструкции по эксплуатации завода-изготовителя.
Машины, длительно хранящиеся под навесом и на открытых площадках, должны проверяться не реже 1 раза в месяц, а после сильного ветра, снегопада и обильного дождя - не позднее следующего дня. Машины, хранящиеся на складах, проверяют 1 раз в 2 мес. Детали из резины и текстиля через 3 мес необходимо проветривать и перекладывать, а при необходимости - дезинфицировать, насухо протирать и припудривать тальком.
2.32. Категорически запрещается разукомплектовывать машины, находящиеся на хранении. Лица, виновные в разукомплектовании машин, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
2.33. При снятии машин с длительного хранения необходимо:
снять ее с подставок или прокладок;
очистить поверхности от предохранительной смазки;
снять все герметизирующие устройства (заглушки, склейки);
повысить давление в шинах до номинального;
установить на машину все снятые при постановке на хранение агрегаты, узлы, детали;
заправить систему охлаждения охлаждающей жидкостью;
залить топливо в топливный бак;
проверить уровень масла в картерах и при необходимости долить;
пустить и прогреть двигатель, проверить его исправность;
проверить исправность действия механизмов;