Ведомственные строительные нормы ВСН 36-90"Указания по эксплуатации дорожно-строительных машин"(утв. Министерством автомобильных дорог РСФСР 19 декабря 1989 г.) стр. 3

у самоходных машин проверить исправность действия механизмов трансмиссии, ходовой части и рулевого управления.
2.34. Данные о постановке машин на хранение, снятие их с хранения должны заноситься в паспорт (формуляр) машины.

Снятие с эксплуатации и списание машин с баланса предприятия

2.35. К снятию с эксплуатации и списанию с баланса предприятия могут быть представлены машины, ремонтные и заправочные средства, а также другое оборудование, отработавшее установленные амортизационные сроки, при условии, что их базовые детали и большинство узлов и агрегатов достигли предельного состояния в соответствии с требованиями инструкции по эксплуатации завода-изготовителя,
2.36. Снятие с эксплуатации и списание с баланса предприятия проводится с учетом выполнения соответствующих положений и требований действующих инструкций о порядке ликвидации, безвозмездной передачи и продажи зданий, сооружений, машин, оборудования, транспортных средств и другого имущества, числящегося в составе основных фондов предприятий и Правил эксплуатации автомобильных шин.
2.37. Для проведения работ по снятию с эксплуатации и списанию машин с баланса создается комиссия в составе руководителей и специалистов, которая руководствуется инструкциями и правилами, указанными в п. 2.36.
2.38. Комиссия по снятию с эксплуатации и списанию машин с баланса обязана провести всесторонний технический осмотр машины. В случае необходимости для этого производится разборка отдельных узлов и механизмов.
Члены комиссии несут персональную ответственность за правильность определения предельного состояния машины.
Снятие с эксплуатации и списание машин с баланса предприятия оформляется актом (приложение 7) - типовой формой ОС-3.
Списание машин на базе автомобилей (прицепов и полуприцепов) оформляется актом (приложение 8) - типовой формой ОС-4.
2.39. Во всех случаях снятия машин с эксплуатации вследствие разукомплектования, преждевременного износа или аварии к актам на ликвидацию должны прикладываться копии документов, объясняющих причины поломок и износа, с указанием мер, принятых по отношению к виновным, а также мероприятий, проведенных предприятием для недопущения преждевременного выхода машин из строя в дальнейшем.
2.40. После утверждения акта о ликвидации основных (автотранспортных) средств машину, в случае если она была поставлена на учет в Госавтоинспекции и Госпроматомнадзоре, снимают с учета в этих организациях, а также с баланса организации.
Машины, снятые с баланса, разбирают, а их сборочные единицы и детали дефектуют. Годные к применению и ремонту детали и сборочные единицы берут на учет для пополнения оборотного фонда, создаваемого на предприятиях для ремонта машин.

Транспортирование машин

2.41. В зависимости от конструктивных особенностей машин, их массы и размеров, расстояния и сроков транспортирования, состояния дорог, наличия транспортных средств и других условий, транспортирование машин может осуществляться собственным ходом, на буксире, грузовом автомобиле, прицепах-тяжеловозах, железнодорожным, водным и воздушным транспортом.
2.42. Транспортирование машин должно проводиться в соответствии с требованиями завода-изготовителя, содержащимися в инструкциях по эксплуатации, и с учетом условий транспортирования машин на данном предприятии.
На основании этих требований и местных условий главный инженер (главный механик) предприятия устанавливает способ транспортирования каждого типа машин.
При этом учитывается следующее:
машины с гусеничным ходовым оборудованием перемещаются собственным ходом в порядке исключения на расстояние до 10-15 км. При перевозке на большие расстояния необходимо применять грузовые машины и прицепы-тяжеловозы. Экскаваторы и асфальтоукладчики на гусеничном ходу разрешается транспортировать только прицепами-тяжеловозами;
дорожные катки с гладкими вальцами и кулачковые катки необходимо транспортировать на грузовых автомобилях или прицепах-тяжеловозах;
пневмоколесные самоходные дорожные машины перемещаются до 20 км, а на буксире - до 150 км;
перевозку дорожных машин, особенно на гусеничном ходу, оборудования АБЗ и ЦБЗ на расстояние до 50 км, а в отдельных случаях до 250-300 км целесообразно осуществлять на прицепах-тяжеловозах;
перевозка дорожных машин по железной дороге целесообразна на расстояние свыше 200 км.
2.43. Транспортирование машин собственным ходом, на буксире, грузовых автомобилях и прицепах-тяжеловозах по улицам населенных пунктов и дорогам должно осуществляться в соответствии с требованиями Правил дорожного движения.
Перед транспортированием машин ответственное лицо должно наметить маршрут движения, при необходимости согласовать порядок движения негабаритных грузов с дорожно-эксплуатационными, коммунальными организациями, Госавтоинспекцией и Госэнергонадзором.
2.44. Транспортировать собственным ходом разрешается только исправные машины. Поэтому им перед транспортированием необходимо сделать внеочередное техническое обслуживание с устранением всех неисправностей и смазыванием сборочных единиц ходового оборудования и органов управления.
Прицепные машины, не снабженные тормозами, подлежат транспортированию только с применением жесткой сцепки (буксира).
2.45. На крутых спусках и подъемах при транспортировании машин на прицепах-тяжеловозах необходимо, кроме тягача, применять второй автомобиль, осуществляющий дополнительное торможение на спусках и оказывающий помощь при буксировании на подъемах. Перевозка машин на буксире и прицепах-тяжеловозах во время гололеда и при других неблагоприятных дорожных условиях запрещается.
2.46. На территории предприятия, эксплуатирующего машины, должна быть оборудована площадка (эстакада, платформа) для погрузки и разгрузки машин с грузовых автомобилей, прицепов-тяжеловозов, а также железнодорожных платформ и полувагонов (при наличии железнодорожного тупика).
2.47. Транспортирование машин железнодорожным, водным и воздушным транспортом должно производиться в соответствии с правилами перевозки грузов, утвержденными соответствующими ведомствами.

3. Требования к техническому состоянию машин, допускаемых к эксплуатации

3.1. К эксплуатации допускаются комплектные и исправные машины и оборудование, имеющие соответствующие технико-эксплуатационные характеристики, обеспечивающие безопасное выполнение работ с установленной точностью и производительностью при расходах топлива, смазочных материалов, рабочей жидкости, других материалов и электроэнергии, не превышающих нормативные.
3.2. Запрещается использовать машины при наличии у них следующих неисправностей:
двигателя внутреннего сгорания - затруднен пуск или неустойчива его работа; стук в подшипниках коленчатого вала; утечка топлива, масла и охлаждающей жидкости, понижение давления в системе смазки ниже значения, указанного в инструкции завода-изготовителя; повышение температуры сверх установленной при нормативных условиях эксплуатации; утечки газов в соединениях системы выпуска или неисправности глушителя; повышенное содержание окиси углерода в отработанных газах; перебои в работе топливной аппаратуры; повышенный расход топлива или масел;
трансмиссии - пробуксовывание муфты сцепления; самовключение или самовыключение передач в коробке передач; затрудненное включение и выключение передач и муфты сцепления; увеличенные зазоры в шарнирах и подшипниках промежуточных опор карданной передачи, деформация и трещины карданных валов; повышенный шум; вибрация и нагрев механизмов; подтекание масел;
рамы - трещины в деталях, повреждение сварных швов, ослабление креплений составных частей машин на раме;
ходовой части - повреждение и наличие трещин в ведущих и направляющих колесах и опорных катках гусеничного хода; отсутствие башмаков гусеничного полотна; ослабление крепления рессор, пружин и других деталей подвески; недостаточное или чрезмерное натяжение гусеничного полотна; несоответствие размеров шин допустимой для них нагрузке; несоответствие номинальному значению давления в шинах; предельный износ протектора шин; повреждение и расслоение бортов шин; разница в износе протекторов на сдвоенных колесах; ненадежное крепление колес к ступицам, повреждение и неправильная установка бортовых колец;
тормозной системы - снижение эффективности действия или заедание тормозов; повышенное усилие для включения и выключения; неравномерное действие тормозных механизмов колес; отсутствие эффективного действия рабочего (ножного) тормоза при однократном нажатии на педаль; неисправность стопорного устройства рычага стояночного тормоза; нарушение регулировок тормозов и фрикционов, при которых значительно увеличивается ход тормозного рычага или педали; предельный износ фрикционных накладок; утечки жидкости или воздуха из тормозной системы; попадание воздуха в гидропривод тормозной системы; неисправность компрессора (насоса) или системы регулирования давления в пневматическом (гидравлическом) приводе тормозной системы;
системы управления - наличие люфта рулевого колеса, не соответствующего инструкции завода-изготовителя; тугой ход и заедание рулевого управления; ослабление крепления или повреждение рулевого колеса, колонки и картера рулевого механизма; повреждения гидравлического усилителя рулевого управления; неисправные и плохо закрепленные детали и соединения рулевого привода, балки переднего моста, поперечины и рычагов независимой передней подвески; увеличенный люфт в шарнирах рулевых тяг и шкворневых соединениях; нарушение нормальных углов установки передних колес и регулировки подшипников ступиц; самопроизвольное включение и выключение поворота машины на гусеничном ходу; увеличенное усилие на рычагах и педалях управления;
гидравлической системы - утечка рабочей жидкости; понижение давления в системе против номинального; повышенный нагрев рабочей жидкости, насосов и гидромоторов; предельное состояние фильтров рабочей жидкости;
электропривода и освещения - повышенный нагрев подшипников, искрение на кольцах и щетках, шум генераторов и электродвигателей; неправильная и неотрегулированная установка фар; невключение отдельных светильников, их самопроизвольное включение или выключение; несоответствие мощности ламп светильников их номинальной мощности;
кабины и кузова - самопроизвольное открывание дверей; закрывание и открывание дверей кабины с увеличенным усилием; ненадежное крепление капота; плохо различимые надписи цифр и букв государственного номерного знака, инвентарного номера, опознавательной надписи и эмблемы;
рабочего места машиниста - нарушения работы системы вентиляции и отопления, герметичности кабины, приводящие к повышению содержания окиси углерода выше предельно допустимой концентрации; наличие повреждений и дефектов ветрового стекла; неустойчивое положение сиденья, неисправности контрольных приборов;
рабочего оборудования - затупление режущих кромок рабочих органов; наличие трещин, неисправности ножей или отсутствие отдельных зубьев, неустойчивое положение и ненадежное крепление рабочих органов.
3.3. Машины на базе автомобильных шасси, допускаемые к использованию, не должны иметь неисправностей, перечисленных в п. 3.2 настоящих Указаний и в Правилах дорожного движения. Машины, подлежащие контролю органами Госпроматомнадзора и Главгосэнергонадзора, допускаемые к использованию, не должны иметь неисправностей, перечисленных в Правилах устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, Правилах устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением, Правилах технической эксплуатации электроустановок потребителей.
3.4. При эксплуатации машин, кроме выполнения требований настоящих Указаний, обязательно выполнение требований Правил техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог.

4. Система технического обслуживания и ремонта машин

Организация системы технического обслуживания и ремонта машин

4.1. Под системой технического обслуживания и ремонта понимается совокупность взаимосвязанных средств, документации технического обслуживания и ремонта и исполнителей, необходимых для поддержания и восстановления качества машин, входящих в эту систему.
4.2. Предприятия, на балансе которых находятся машины, обязаны: