Единые нормы и расценки на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы (ЕНиР)Сборник Е4 "Монтаж сборных и устройство монолитных железобетонных конструкций"Выпуск 3 "Мосты и трубы"(утв. постановлением Госстроя СССР, Госкомтруда СССР, Секретариат стр. 31

Указания по применению норм

Нормами предусмотрена погрузка или выгрузка блоков пневмоколесным, гусеничным, самоходным железнодорожным или козловым краном. Перемещение стреловых кранов и установка на аутригеры (снятие) нормами не учтены.
При погрузке на железнодорожный подвижной состав блоки крепят проволочными скрутками - растяжками; при выгрузке блоков скрутки обрубают зубилом.
Состав работы
1. Строповка блока. 2. Подъем и подача блока к транспортным средствам и перемещение козлового крана с блоком на расстояние до 30 м. 3. Укладка деревянных подкладок. 4. Установка блока на подкладки. 5. Расстроповка блока. 5. Возвращение козлового крана. 7. Установка крепления при погрузке или снятие при выгрузке блока.
Состав звена
Такелажники
4 разр. - 1
3 " - 1
Машинист крана
6 разр. - 1

Нормы времени и расценки на 1 блок

┌──────────────────────────────┬──────────┬──────┬────────┬──────────┬──┐
│ Наименование работ │Тип крана │Масса,│Такелаж-│Машинист │ │
│ │ │блока,│ники │крана │ │
│ │ │т, до │ │ │ │
├──────────────────────────────┼──────────┼──────┼────────┼──────────┼──┤
│Погрузка блока на автомобиль-│Козловой │5 │ │ 0,26 │1 │
│ный или железнодорожный транс-│ │ │0,52 │(0,26) │ │
│порт или выгрузка со стропов-│ │ │────── │────── │ │
│кой за петли │ │ │0-38,7 │0-27,6 │ │
│ ├──────────┼──────┼────────┼──────────┼──┤
│ │ │20 │ │ 0,34 │2 │
│ │ │ │0,68 │(0,34) │ │
│ │ │ │────── │────── │ │
│ │ │ │0-50,7 │0-36 │ │
├─────────────────────┬────────┼──────────┼──────┼────────┼──────────┼──┤
│Погрузка блока на ав-│за │Стреловой │5 │ │ 0,11 │3 │
│томобильный или же-│петли │ │ │0,22 │(0,11) │ │
│лезнодорожный транс-│ │ │ │────── │────── │ │
│порт или выгрузка │ │ │ │0-16,4 │0-11,7 │ │
│со строповкой │ │ ├──────┼────────┼──────────┼──┤
│ │ │ │20 │ │ 0,19 │4 │
│ │ │ │ │0,38 │(0,19) │ │
│ │ │ │ │────── │────── │ │
│ │ │ │ │0-28,3 │0-20,1 │ │
│ ├────────┼──────────┼──────┼────────┼──────────┼──┤
│ │за диа-│Козловой │20 │ │ 0,55 │5 │
│ │фрагмы │ │ │1,1 │(0,55) │ │
│ │или │ │ │────── │────── │ │
│ │стенки │ │ │0-82 │0-58,3 │ │
│ │блока ├──────────┼──────┼────────┼──────────┼──┤
│ │ │Стреловой │20 │ │ 0,38 │6 │
│ │ │ │ │0,76 │(0,38) │ │
│ │ │ │ │────── │────── │ │
│ │ │ │ │0-56,6 │0-40,3 │ │
├─────────────────────┴────────┼──────────┼──────┼────────┼──────────┼──┤
│Перемещение блока краном │Козловой │- │ │ 0,26 │7 │
│на каждые следующие 50 м сверх│ │ │0,52 │(0,26) │ │
│первых 30 │ │ │────── │────── │ │
│ │ │ │0-38,7 │0-27,6 │ │
├──────────────────────────────┼──────────┼──────┼────────┼──────────┼──┤
│Крепление блока при погрузке│- │- │ │ 0,48 │8 │
│на железнодорожный подвижной│ │ │0,96 │(0,48) │ │
│состав │ │ │────── │────── │ │
│ │ │ │0-71,5 │0-50,9 │ │
├──────────────────────────────┼──────────┼──────┼────────┼──────────┼──┤
│Снятие крепления при выгрузке│- │- │ │ 0,2 │9 │
│блока │ │ │0,4 │(0,2) │ │
│ │ │ │────── │────── │ │
│ │ │ │0-29,8 │0-21,2 │ │
├──────────────────────────────┼──────────┼──────┼────────┼──────────┼──┤
│ │ │ │ а │ б │N │
└──────────────────────────────┴──────────┴──────┴────────┴──────────┴──┘

§ Е4-3-126. Погрузка и выгрузка блоков составных балок пролетных строений

Указания по применению норм

Нормами предусмотрена погрузка на трайлер или выгрузка блоков составных балок массой до 10 т пневмоколесным, гусеничным или козловым краном.
Состав работы
1. Установка трайлера под погрузку или выгрузку. 2. Перемещение крана к блоку. 3. Строповка блока. 4. Подъем блока и перемещение крана с блоком. 5. Погрузка блока на трайлер или выгрузка блока на подкладки. 6. Крепление блока полушпалами и клиньями (при погрузке) или подкосами (при выгрузке). 7. Расстроповка блока.

Нормы времени и расценки на погрузку или выгрузку 1 блока

┌─────────────────────────────────────┬─────────────┬───────────────────┐
│Состав звена │Такелажники │Машинист крана │
├─────────────────────────────────────┼─────────────┼───────────────────┤
│Такелажники │ │ 0,58 │
│4 разр. - 1 │1,16 │(0,58) │
│3 " - 1 │────── │────── │
│Машинист крана │0-86,4 │0-61,5 │
│6 разр. - 1 │ │ │
├─────────────────────────────────────┼─────────────┼───────────────────┤
│ │ а │ б │
└─────────────────────────────────────┴─────────────┴───────────────────┘

§ Е4-3-127. Погрузка и выгрузи балок пролетных строений

Указания по применению норм

Нормами предусмотрены погрузка и выгрузка железобетонных балок пролетных строений автодорожных мостов длиной до 33 м портальными или козловыми кранами.
Балки, погруженные на трайлер, закрепляют в кондукторе деревянными клиньями или полушпалами, а на два двухосных прицепа - 8 тяжами с фаркопфами и шплинтами. Устройство шпальных клеток нормами не предусмотрено.
Состав работ
При погрузке балок
1. Перемещение крана к балке. 2. Установка транспортных средств под погрузку. 3. Строповка балки. 4. Перемещение крана с балкой к транспортным средствам. 5. Погрузка балки. 6. Крепление балки. 7. Расстроповка балки.
При выгрузке балок
1. Перемещение крана к транспортным средствам. 2. Строповка балки. 3. Снятие креплений. 4. Выгрузка балки с установкой на подкадки или шпальные клетки. 5. Крепление балки подкосами. 6. Расстроповка балки.
Таблица 1
Состав звена
┌─────────────────────────────────┬─────────────────────────────────────┐
│Профессия и разряд рабочих │ Длина балки, м, до │
│ ├─────────────────────┬───────────────┤
│ │ 24 │ 33 │
├─────────────────────────────────┼─────────────────────┼───────────────┤
│Такелажник 6 разр. │ - │ 1 │
│ " 5 " │ 1 │ 1 │
│ " 4 " │ 1 │ 1 │
│ " 3 " │ 2 │ 1 │
│Машинист крана 6 разр. │ 1 │ 1 │
└─────────────────────────────────┴─────────────────────┴───────────────┘
Таблица 2

Нормы времени и расценки на 1 балку

┌───────────────────────┬──────────────────────────────────────────┬────┐
│Наименование работ │ Длина балки, м, до │ │
│ ├─────────────────────┬────────────────────┤ │
│ │ 24 │ 33 │ │
├───────────────────────┼───────────┬─────────┼───────────┬────────┤ │
│ │Такелажники│Машинист │Такелажники│Машинист│ │
│ │ │крана │ │крана │ │
├───────────────────────┼───────────┼─────────┼───────────┼────────┼────┤
│Погрузка балок │ │ 0,76 │- │- │ 1 │
│на трайлер │3,04 │(0,76) │ │ │ │
│ │────── │────── │ │ │ │
│ │2-36 │0-80,6 │ │ │ │
├───────────────────────┼───────────┼─────────┼───────────┼────────┼────┤
│Погрузка балок на два│ │ 1 │ │ 1,2 │ 2 │
│двухосных прицепа │4 │(1) │4,8 │(1,2) │ │
│ │────── │────── │────── │────── │ │
│ │3-10 │1-06 │4-15 │1-27 │ │
├───────────────────────┼───────────┼─────────┼───────────┼────────┼────┤
│Выгрузка балок │ │ 0,63 │ │ 0,8 │ 3 │
│ │2,52 │(0,63) │3,2 │(0,8) │ │
│ │────── │────── │────── │────── │ │
│ │1-95 │0-66,8 │2-77 │0-84,8 │ │
├───────────────────────┼───────────┼─────────┼───────────┼────────┼────┤
│ │ а │ б │ в │ г │ N │
└───────────────────────┴───────────┴─────────┴───────────┴────────┴────┘
Примечание. При погрузке и выгрузке балок двумя кранами Н.вр. и Расц. машиниста крана и машинное время крана умножать на 2 (ПР-1).

§ Е4-3-128. Погрузка и выгрузка тротуарных, бордюрных и других блоков

Указания по применению норм

Нормами предусмотрены погрузка на автомобили или выгрузка тротуарных, бордюрных или других блоков пневмоколесным или гусеничным краном грузоподъемностью до 10 т.

Нормы времени и расценки на 1 блок

┌─────────────────────────────────┬────────────────┬─────────┬──────────┐
│ Состав работы │Состав звена │Такелаж- │Машинист │
│ │ │ники │крана │
├─────────────────────────────────┼────────────────┼─────────┼──────────┤
│1. Строповка блока. 2. Подъем │Такелажники │0,32 │ 0,16 │
│и погрузка или выгрузка блока. │4 разр. - 1 │────── │(0,16) │
│3. Расстроповка блока │3 " - 1 │0-23,8 │────── │
│ │Машинист крана │ │0-17 │
│ │6 разр. - 1 │ │ │
├─────────────────────────────────┴────────────────┼─────────┼──────────┤
│ │ а │ б │
└──────────────────────────────────────────────────┴─────────┴──────────┘

§ Е4-3-129. Погрузка блоков на плашкоут

Указания по применению норм

Нормами предусмотрена погрузка железобетонных блоков коробчатого сечения массой до 50 т на плашкоут. Погрузку производят деррик-краном или козловым (портальным) краном.
Неустойчивые блоки закрепляют четырьмя тяжами с натяжными муфтами. Тяжи крепят на блоке за строповочные петли, а на плашкоуте - за специальные проушины.
Состав звена
Такелажники
6 разр. - 1
5 " - 1
4 " - 2