Ведомственные строительные нормы ВСН 014-89"Строительство магистральных и промысловых трубопроводов. Охрана окружающей среды"(утв. приказом Миннефтегазстроя от 3 мая 1989 г. N 103) стр. 4

характеристика сточных вод;
обоснование принимаемых проектных решений по очистке сточных вод и утилизации обезвреженных элементов;
предложения по предотвращению аварийных сбросов сточных вод, по предельно допустимым и временно согласованным сбросам сточных вод;
решения по повторно-последовательному использованию воды;
решения по предупреждению загрязнения рыбохозяйственных водоемов при проведении лесосплавных, гидромеханизированных, взрывных и других работ, сохранению естественного состояния водоемов, в том числе по наиболее эффективным решениям переходов трубопроводов через водные объекты;
оценка эффективности намечаемых мероприятий и проектируемых сооружений по рациональному использованию и охране вод и рыбных запасов;
компенсационные мероприятия по восстановлению рыбных запасов, рыбозащитные мероприятия;
данные о затратах по осуществлению этих мероприятий.
3.6. В состав раздела "Охрана окружающей среды" рабочего проекта включаются следующие материалы по восстановлению (рекультивации) земель, охране недр, растительного и животного мира;
выполнение стандартных физико-химических анализов каждой почвенной разности для определения степени кислотности почв (рН), подбора видов удобрений и видов растений для рекультивации;
обоснование способов снятия и хранения плодородного слоя, транспортировка его к месту укладки (или временного хранения) и нанесение на восстанавливаемый земельный участок;
проектные решения по восстановлению земельного участка и приведению его в состояние, пригодное для использования по назначению, устройству инженерных сетей и коммуникаций, дренажа и планировки;
проектные решения по предотвращению возникновения или активизации неблагоприятных рельефообразующих процессов (водная и ветровая эрозия, термоденудационные процессы, осыпание, обваливание, оползание, оплывание склонов, заболачивание);
проектные решения по восстановлению существовавшей до начала строительства системы естественного стока;
данные об объемах отходов производства, перечень мероприятий по их переработке и утилизации для получения полезной продукции, транспортировки этих отходов на переработку, складирование и др.;
сведения о необходимых мероприятиях по охране недр и сохранению среды обитания животных и путей их миграции, количественного и качественного состава животных и сроках выполнения этих мероприятий;
данные о капитальных затратах, связанных с восстановлением земельного участка, охраной недр и животного мира;
оценка эффективности предусматриваемых мероприятий и сведения о сметной стоимости этих работ;
план рекультивируемого земельного участка с планировочными данными и нанесенными на нем проектируемыми сооружениями, коммуникациями и другие чертежи, позволяющие определить объемы строительных и монтажных работ, а также сметную стоимость.
Состав проектной документации по рекультивации земельного участка, охране недр и животного мира определяется с учетом требований общесоюзных, ведомственных и республиканских нормативных актов.
3.7. При выборе трасс и площадок в зоне вечномерзлых грунтов под сооружения следует избегать участков с широким распространением бугров пучения, бугристых торфяников, с полигонально-жильными и пластовыми льдами, а также участков, вплотную прилегающих к существующим, даже задернованным оврагам, особенно к их верховьям.
3.8. При проектировании и сооружении нефтегазовых объектов в зоне тундры и лесотундры следует избегать солифлюкционных склонов крутизной свыше 3°, сложенных сильнольдистыми грунтами.
Наиболее благоприятны для строительства дренированные ровные участки или пологие склоны с малольдистыми грунтами.
3.9. При выборе трасс и площадок в лесной зоне, горных условиях, на эрозионно-опасных, оползневых склонах следует предусматривать проведение опережающих противоэрозионных и противооползневых мероприятий.
3.10. При проектировании нефтегазовых объектов в пустынях, на песчаных, доступных для перевеивания грунтах, следует предусматривать на время строительства пескозакрепительные работы.
3.11. При проектировании во всех регионах строительства необходимо предусматривать опережающее сооружение природоохранных объектов, создание сети обслуживающих строительство автомобильных дорог, проездов и мест стоянок тяжелой строительной техники, а также мероприятия по предотвращению загрязнений окружающей среды строительными, бытовыми отходами и горюче-смазочными материалами.

4. Мероприятия по охране окружающей среды при проведении подготовительных работ

4.1. К подготовительным работам следует приступать только при наличии положительного заключения экологической экспертизы Госкомприроды СССР по ТЭО или проекту и утверждения их министерством-заказчиком.
При подготовительных работах в пределах зоны вечномерзлых грунтов наибольшие нарушения происходят при расчистке строительной полосы, ее планировке, устройстве временных и постоянных дорог, вдоль трассовых поселков.
К основным видам неблагоприятных воздействий на окружающую среду относятся:
нарушения многолетней мерзлоты, сопровождающиеся процессами термоэрозии, термокарста, солифлюкции, происходящими в местах уничтожения растительности и почв при прохождении транспортных средств;
возникновение пожаров от прохождения транспорта по каменистым лишайниковым тундрам и тайге.
4.2. В период подготовительных работ в лесной зоне наибольшее влияние на окружающую среду оказывается при расчистке строительной полосы, планировке трассы, строительстве водопропускных сооружений.
При расчистке строительной полосы необходимо:
обеспечить вывоз древесины и порубочных остатков;
складировать верхний (гумусовый) слой почвы для последующего его использования при рекультивации.
4.3. При проведении подготовительных работ в пустынях неблагоприятные природные процессы наблюдаются при движении техники вне полосы отвода, вне оборудованных дорог; при отсутствии контроля за осуществлением мероприятий, предотвращающих загрязнения; при нарушении связности верхнего слоя грунтов и целостности растительного покрова; изменении естественного, обладающего устойчивостью к развеиванию рельефа песков.
4.4. В горных условиях подготовительные работы могут оказать неблагоприятные воздействия на окружающую среду при расчистке строительной полосы, при планировке трассы, при строительстве временных и постоянных дорог, при строительстве поселков.
Расчистка строительной полосы, и планировка трассы могут привести в горных условиях к интенсивному развитие водной, ветровой, термической эрозии, оползнеобразованию, обвалообразованию, активизировать процессы солифлюкции, оплывания грунтов, движение осыпей, способствовать развитию карста.
При сооружении поселков в горных условиях возможно загрязнение воздушного бассейна газообразными бытовыми и промышленными отходами, поэтому следует выбирать места для поселка за пределами горных котловин, лишенных регулярного воздухообмена с окружающими территориями.
4.5. Проведение подготовительных работ на побережьях водных объектов может вызвать загрязнение и замутнение акваторий морей, рек; запруживание небольших рек и ручьев, сопровождающееся подтоплением, заболачиванием и затоплением участков долин в верхнем бьефе.
4.6. Службами охраны окружающей среды Миннефтегазстроя должен быть организован контроль за проездом транспорта вне дорог в бесснежное время и сохранностью почвенно-растительного покрова вокруг промплощадок.
4.7. Все подготовительные работы на трассах северных трубопроводов и промплощадок промысловых объектов должны выполняться в зимнее время года после установления снежного покрова и промерзания слоя сезонного протаивания на глубину, исключающую разрушение мохово-растительного покрова строительной техникой (0,2-0,3 м).
4.8. Круглогодичное движение транспортной и строительной техники допускается только по постоянным дорогам, а в зимний период, кроме того, - по специально подготовленным зимним технологическим дорогам (автозимникам).
4.9. Зимние технологические и подъездные дороги должны обеспечивать в течение зимнего строительства пропуск тяжелых транспортных средств с нагрузками НК-80 (колесная) и НГ-60 (гусеничная) со строительными грузами и оборудованием, а также проход изоляционно-укладочных колонн общей массой 600-800 т.
4.10. При строительстве зимних технологических дорог операции по ускорению промораживания оттаявшего слоя грунтов следует проводить с минимальными нарушениями мохово-растительного покрова. Промораживание плохо замерзающих участков трассы осуществляют путем проминания мохово-растительного покрова гусеничной техникой с давлением на грунт не более 0,25 и удалением оседающего на полосе отвода снежного покрова.
4.11. Промораживание полосы под зимними технологическими дорогами следует проводить путем проминки и последующего уплотнения снежного покрова при его толщине до 0,3 м до плотности 0,6 .
4.12. Для продления сроков службы транспортных и специальных зимников толщину снежного дорожного полотна следует наращивать на 20-30 см выше высоты снежного покрова в регионе. Наращивание следует вести послойно, по 20-30 см, путем уплотнения снежного покрова и полива водой в местах выполаживания уклонов, укладкой лежневок, инвентарных дорожных покрытий.
4.13. Сооружение зимних технологических дорог вдоль трасс трубопроводов следует проводить в соответствии с ВСН 201-85 Минтрансстроя "Проектирование и строительство автомобильных дорог для обустройства нефтяных и газовых месторождений на севере Тюменской области и других районов тундры с аналогичными условиями".
4.14. Для поддержания зимних дорог в рабочем состоянии с целью обеспечения оптимальных скоростей движения транспорта и грузоподъемности необходимо регулярно проводить профилактический ремонт проезжей части. Образовавшиеся колеи следует заполнять снегом с последующим поливом водой.