Кодекс торгового мореплавания Союза ССР (утв. Указом Президиума ВС СССР от 17 сентября 1968 г.) стр. 14

5) время, затраченное на спасание;
6) понесенные издержки и убытки;
7) возможная ответственность спасателя перед третьими лицами;
8) стоимость подвергавшегося опасности имущества спасателя;
9) специальное назначение спасавшего судна.
Кроме того, принимается во внимание стоимость спасенного имущества. Размер вознаграждения может быть уменьшен или в вознаграждении может быть отказано, если спасатели по своей вине вызвали необходимость спасания или совершили кражу, присвоили имущество или совершили иные обманные действия.

Статья 269. Вознаграждение за спасение не может превышать стоимости спасенного имущества.

Статья 270. Стоимостью спасенного имущества признается сумма его оценки, а если имущество было продано, - то сумма, вырученная от его продажи, за вычетом в обоих случаях установленных сборов и пошлин, а также издержек по выгрузке, хранению и производству оценки или продажи имущества.

Статья 271. Распределение вознаграждения между несколькими спасателями производится по их соглашению, а при отсутствии соглашения - по решению суда или арбитража, которые при этом руководствуются правилами статьи 268 настоящего Кодекса.

Статья 272. Распределение между судовладельцем, членами экипажа и другими лицами вознаграждения, причитающегося отдельному спасателю, производится согласно инструкциям, издаваемым заинтересованными министерствами и ведомствами СССР по согласованию с центральными комитетами соответствующих профессиональных союзов.

Глава XVI

Пределы ответственности судовладельца

Статья 273. Судовладелец отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему имуществом, на которое по законодательству Союза ССР и союзных республик может быть обращено взыскание.

Статья 274. Ответственность судовладельца ограничена пределами, предусмотренными в статье 276 настоящего Кодекса, по требованиям:

1) о возмещении ущерба, причиненного капитаном судна, прочими лицами судового экипажа, лоцманом и всяким другим лицом, обслуживающим судно, при исполнении ими своих обязанностей, в частности, ущерба, причиненного неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, принятых на себя судовладельцем;
2) о вознаграждении за спасение;
3) об уплате возмещения в порядке распределения общей аварии;
4) возникшим из действий, совершенных капитаном в силу предоставленных ему законом прав (статьи 50, 55 и 58 настоящего Кодекса) с целью сохранения судна или продолжения рейса.

Статья 275. Ограничение ответственности судовладельца по требованиям, указанным в статье 274 настоящего Кодекса, не применяется:

1) в отношении требований о возмещении вреда, вызванного причинением смерти или повреждением здоровья;
2) в отношении требований, вытекающих из трудовых правоотношений, и требований по социальному страхованию;
3) в тех случаях, когда судовладелец исполнял на своем судне обязанности капитана;
4) по сделкам, заключенным капитаном с целью сохранения судна или продолжения рейса, если эти сделки вызваны недостаточным или неправильным снаряжением или снабжением судна либо укомплектованием экипажа.

Статья 276. В случаях, предусмотренных статьей 274 настоящего Кодекса, судовладелец отвечает лишь в пределах суммы, образуемой из стоимости судна (статья 277 настоящего Кодекса), причитающихся владельцу по этому судну взносов по общей аварии и возмещения за причиненные судну после начала рейса и еще не восстановленные повреждения, а также платы за перевозку грузов, пассажиров и их багажа, находившихся на судне в момент возникновения основания требования. Однако в отношении требований, указанных в пункте 1 статьи 274 настоящего Кодекса, ответственность судовладельца не должна превышать суммы, равной произведению двадцати рублей на число регистровых тонн валовой вместимости судна.

Вместо уплаты стоимости судна судовладелец может предоставить последнее в распоряжение кредиторов. Суда могут быть предоставлены в распоряжение кредиторов с соблюдением правил статьи 21 настоящего Кодекса.

Статья 277. Стоимость судна определяется:

1) в отношении требований, связанных со столкновением, аварией или иным происшествием, - по состоянию судна в момент первого после происшествия захода в порт; если до этого новое происшествие, не связанное с первым, уменьшило стоимость судна, такое уменьшение стоимости не принимается в расчет, в отношении требований, связанных с более ранним происшествием; если происшествие имело место во время пребывания судна в порту, оценка производится по состоянию судна в этом порту после происшествия;
2) в отношении требований, возникших из договора перевозки, и иных требований по грузу, кроме случаев, предусмотренных в пункте 1 настоящей статьи, - по состоянию судна в порту назначения груза или в месте перерыва рейса; если груз предназначен в несколько портов и ущерб был вызван общей причиной, оценка производится по состоянию судна в первом из этих портов;
3) в отношении иных требований, предусмотренных статьей 274 настоящего Кодекса, - по состоянию судна в момент прибытия в порт назначения.

Статья 278. Пределы ответственности, установленные в статье 276 настоящего Кодекса, применяются к требованиям, возникшим из одного конкретного случая, без учета требований, возникших из других случаев.

Если судовладелец, ответственность которого ограничивается на основании правил настоящей главы, имеет право на встречное требование, возникшее из того же самого случая, правила настоящей главы применяются лишь в отношении разницы, образующейся в результате зачета сумм взаимных требований.

Статья 279. Соглашение сторон об уменьшении ответственности судовладельца, определяемой правилами настоящей главы, недействительно.

Глава XVII

Привилегированные требования

Статья 280. Подлежат преимущественному удовлетворению перед другими требованиями, в том числе и перед требованиями, обеспеченными залогом:

1) в первую очередь требования, вытекающие из трудовых правоотношений, требования о возмещении вреда, причиненного увечьем, иным повреждением здоровья или смертью, и после их полного удовлетворения - требования по социальному страхованию, поскольку все эти требования относятся к соответствующему судну;
2) во вторую очередь требования по портовым сборам;
3) в третью очередь требования о вознаграждении за спасение и об уплате взносов по общей аварии;
4) в четвертую очередь требования о возмещении убытков от столкновения или иной аварии на море, от повреждения портовых сооружений, иного имущества, находящегося в порту, а также средств навигационной обстановки;
5) в пятую очередь требования, возникшие из действий, совершенных капитаном в силу предоставленных ему законом прав (статьи 50, 55 и 58 настоящего Кодекса) с целью сохранения судна или продолжения рейса;
6) в шестую очередь требования о возмещении убытков от утраты или повреждения груза или багажа;
7) в седьмую очередь требования об уплате фрахта и других причитающихся по перевозке данного груза платежей.
Требования об оплате оказанных в порту услуг приравниваются соответственно к требованиям шестой или седьмой очереди в зависимости от того, из какого имущества они удовлетворяются.

Статья 281. Требования, указанные в пунктах 1 - 6 статьи 280 настоящего Кодекса, подлежат преимущественному удовлетворению из:

1) стоимости судна;
2) фрахта и платы за провоз пассажиров и их багажа, причитающихся за рейс, в течение которого возникло основание требования;
3) взносов по общей аварии, причитающихся судовладельцу по данному судну;
4) возмещения, причитающегося судовладельцу вследствие потери фрахта, а также за причиненные судну и еще не восстановленные повреждения;
5) вознаграждения, причитающегося судовладельцу за спасение, имевшее место до окончания рейса, за вычетом сумм, которые должны быть уплачены судовладельцем в соответствии со статьей 272 настоящего Кодекса.

Статья 282. Требования, указанные в пунктах 2, 3, 5 и 7 статьи 280 настоящего Кодекса, подлежат преимущественному удовлетворению из: