Кодекс торгового мореплавания Союза ССР (утв. Указом Президиума ВС СССР от 17 сентября 1968 г.) стр. 13

В случае действительной или полной конструктивной гибели судна сумма, причитающаяся в качестве возмещения по общей аварии за повреждение судна, исчисляется исходя из оценочной стоимости судна в неповрежденном состоянии, за вычетом из нее обычной стоимости исправления повреждений, не принимаемых на общую аварию, и сумм, вырученных от продажи судна, если судно продано.

Статья 242. Возмещаемый в порядке распределения общей аварии убыток от повреждения или гибели пожертвованного груза определяется в соответствии со стоимостью груза по цене, существующей в порту назначения груза на день окончания разгрузки судна. Если судно не дошло до порта назначения груза, возмещаемый убыток определяется в соответствии со стоимостью груза по цене, существующей в месте и на день прекращения рейса.

В случае продажи поврежденного груза возмещаемый убыток определяется разностью между стоимостью его в неповрежденном состоянии, определяемой в соответствии с частью первой настоящей статьи, и суммой, полученной от его продажи.

Статья 243. На сумму расходов, возмещаемых по общей аварии (кроме заработной платы и довольствия экипажа, а также стоимости топлива и предметов снабжения, не замененных во время рейса), начисляются 2 процента в пользу стороны, осуществившей эти расходы.

Статья 244. На сумму расходов и другие суммы, возмещаемые в порядке распределения общей аварии, начисляются 5 процентов годовых с момента, когда эти расходы были произведены, до окончания составления диспаши. Однако, если в порядке возмещения расходов по общей аварии и убытков были произведены какие-либо выплаты ранее окончания составления диспаши, проценты на уплаченные суммы начисляются по день их уплаты.

Статья 245. Общая стоимость имущества, участвующего в покрытии общей аварии (контрибуционная стоимость), определяется по действительной чистой стоимости имущества по окончании рейса с прибавлением к ней суммы, возмещаемой по общей аварии за пожертвованное имущество, если только эта сумма в нее не включена. При этом из суммы фрахта, находящейся на риске судовладельца, исключаются расходы и заработная плата экипажу по данному рейсу, которые перевозчику не пришлось бы уплатить, если бы судно и груз погибли при обстоятельствах, вызвавших общую аварию.

Кроме того, исключаются из стоимости имущества все признаваемые частной аварией расходы, которые были произведены в отношении этого имущества после обстоятельств общей аварии.
Стоимость багажа и ручной клади пассажиров не включается в контрибуционную стоимость.

Статья 246. Наличие общей аварии устанавливается и расчет по ее распределению (диспаша) составляется по заявлению заинтересованных лиц диспашерами, состоящими при Всесоюзной торговой палате и назначаемыми президиумом указанной палаты из лиц, обладающих знаниями и опытом в области морского права.

Диспашеры действуют на основе положения, утвержденного президиумом Всесоюзной торговой палаты.

Статья 247. На стороне, требующей распределения общей аварии, лежит обязанность доказать, что заявленные убытки или расходы действительно должны быть признаны общей аварией.

Все материалы, на основании которых составляется диспаша, должны быть открыты для обозрения, и диспашер по требованию заинтересованных лиц обязан за их счет выдавать им засвидетельствованные копии этих материалов.

Статья 248. За составление диспаши взимается сбор, который включается в диспашу и распределяется между всеми заинтересованными лицами пропорционально долям их участия в общей аварии.

Статья 249. Заинтересованные лица могут оспорить диспашу в Московском городском суде в течение трехмесячного срока со дня получения диспаши по общей аварии в малом каботаже и шестимесячного срока по общей аварии в большом каботаже или заграничном сообщении, с обязательным извещением об этом диспашера путем направления ему копии искового заявления.

Статья 250. Если диспаша не оспорена в сроки, предусмотренные статьей 249 настоящего Кодекса, либо оспорена, но оставлена судом в силе, взыскание по ней может быть произведено путем совершения нотариальной надписи. Для этого нотариальной конторе должна быть предъявлена диспаша и справка диспашера о том, что диспаша не отменена и не изменена судом.

Статья 251. При определении рода аварии, исчислении размеров общей аварии и составлении диспаши диспашер, при неполноте закона, руководствуется международными обычаями торгового мореплавания.

Глава XIV

Возмещение убытков от столкновения судов

Статья 252. Правила настоящей главы применяются при столкновении в морских или иных водах между морскими судами, а также между морскими судами и судами внутреннего плавания.

Указанные правила применяются также в случаях, когда убытки причинены одним судном другому или находящимся на судне лицам, грузу или иному имуществу выполнением или невыполнением маневра либо несоблюдением правил судоходства, даже если при этом не произошло столкновения.

Статья 253. Если столкновение произошло случайно или вследствие действия непреодолимой силы, а также если невозможно установить причины столкновения, то убытки несет тот, кто их потерпел.

Это правило применяется и в том случае, если суда или одно из них находились в момент столкновения на якоре либо были закреплены иным способом.

Статья 254. Если столкновение вызвано неправильными действиями или упущениями одного из судов, убытки возмещаются той стороной, по чьей вине произошло столкновение.

Статья 255. Если столкновение вызвано виной всех столкнувшихся судов, то ответственность каждой из сторон определяется соразмерно степени вины; при невозможности установить степень вины каждой из сторон ответственность распределяется между ними поровну.

Статья 256. Ни одно из участвовавших в столкновении судов не предполагается виновным, пока не будет доказано иное.

Статья 257. В случаях, указанных в статье 255 настоящего Кодекса, судовладельцы отвечают солидарно перед третьими лицами за убытки, происшедшие вследствие смерти или повреждения здоровья людей, причем судовладелец, уплативший сумму большую, чем с него следует, имеет право обратного требования к другим судовладельцам.

Все остальные причиненные в этих случаях третьим лицам убытки возмещаются в соответствии со статьей 255 настоящего Кодекса, но без солидарной ответственности.

Статья 258. Ответственность, установленная статьями 254, 255 и 257 настоящего Кодекса, наступает и в том случае, когда столкновение произошло по вине лоцмана, даже если пользование услугами последнего было обязательно.

Статья 259. Капитан каждого их столкнувшихся судов обязан после столкновения, насколько он может это сделать без серьезной опасности для своих пассажиров, экипажа и судна, оказать помощь другому судну, его пассажирам и экипажу.

Капитаны судов обязаны, поскольку это возможно, сообщить друг другу названия своих судов, порты приписки, а также порты отправления и назначения либо ближайший порт, в который судно зайдет.
За нарушение указанных в настоящей статье обязанностей капитан несет установленную законом ответственность.
Судовладелец не несет ответственности за неисполнение капитаном установленных настоящей статьей обязанностей.

Глава XV

Вознаграждение за спасение на море

Статья 260. Правила настоящей главы применяются при спасании находящихся в опасности морских судов, а также при спасании морскими судами судов внутреннего плавания или любых плавающих или буксируемых объектов, независимо от того, в каких водах имело место спасание.

Правила настоящей главы применяются также к судам, плавающим под военно-морским флагом Союза ССР.

Статья 261. Всякое имеющее полезный результат действие по спасанию подвергшегося опасности судна, находящихся на нем грузов и иных предметов, а также по сохранению фрахта и платы за перевозку пассажиров и багажа дает право на получение справедливого вознаграждения.

Если действие не дало полезного результата, вознаграждение не уплачивается.

Статья 262. Услуги по спасанию, оказанные вопреки прямому и разумному воспрещению капитана судна, подвергшегося опасности, а равно действия по спасанию, вытекающие из договора морской буксировки, не дают права на вознаграждение.

Статья 263. Правом на вознаграждение не пользуется экипаж судна, подвергшегося опасности.

Статья 264. Спасенные люди не обязаны уплачивать вознаграждение за свое спасение. Однако спасатели людей имеют право на справедливую долю в вознаграждении за спасенное имущество наравне со спасателями имущества, если спасание людей осуществлялось в связи с тем же происшествием, что и спасание имущества.

Статья 265. Вознаграждение уплачивается и в том случае, когда судно, оказавшее услуги по спасанию, принадлежит владельцу спасенного судна.

Статья 266. Размер вознаграждения определяется соглашением сторон, а при отсутствии соглашения - судом или арбитражем.

Всякое соглашение о спасании, состоявшееся в момент и под влиянием опасности, может быть по требованию одной из сторон признано недействительным или изменено судом или арбитражем, если суд или арбитраж признает, что условия соглашения несправедливы.

Статья 267. Вознаграждение за спасение включает оплату услуг спасателей, расходы, произведенные в целях спасания, а также плату за хранение спасенного имущества.

Статья 268. Вознаграждение за спасение определяется судом или арбитражем в соответствии с обстоятельствами дела, причем прежде всего принимаются во внимание:

1) результат спасания;
2) труд и заслуги спасателей;
3) опасность, которой подвергались спасенное судно и его пассажиры, экипаж и груз;
4) опасность, которой подвергались спасатели;