Кодекс торгового мореплавания Союза ССР (утв. Указом Президиума ВС СССР от 17 сентября 1968 г.) стр. 15

1) стоимости груза, не сданного получателю;
2) возмещения, причитающегося за поврежденный груз;
3) взносов по общей аварии, причитающихся грузовладельцу.

Статья 283. Требования, указанные в статье 280 настоящего Кодекса, удовлетворяются в порядке очередности и в пределах каждой очереди пропорционально размеру требований. Однако требования, указанные в пунктах 3 и 5 статьи 280 настоящего Кодекса, удовлетворяются в пределах этих очередей в порядке, обратном времени их возникновения. Требования, возникшие в связи с одним и тем же случаем, считаются возникшими одновременно.

Статья 284. Требования, относящиеся к последнему рейсу, удовлетворяются предпочтительно перед такими же требованиями по предшествующим рейсам.

Однако требования, указанные в пункте 1 статьи 280 настоящего Кодекса, относящиеся к нескольким рейсам, приравниваются к таким же требованиям по последнему рейсу.

Статья 285. Право преимущественного удовлетворения прекращается по истечении одного года со дня возникновения требования, за исключением требований, указанных в пункте 5 статьи 280 настоящего Кодекса, право преимущественного удовлетворения которых прекращается по истечении шести месяцев со дня возникновения требования.

Глава XVIII

Морские протесты

Статья 286. Если в период плавания или стоянки судна имело место происшествие, которое может явиться основанием для предъявления к судовладельцу имущественных требований, капитан в целях обеспечения доказательств для защиты прав и законных интересов судовладельца делает в установленном порядке заявление о морском протесте.

Заявление о морском протесте должно содержать описание обстоятельств происшествия и мер, принятых капитаном для обеспечения сохранности вверенного ему имущества.

Статья 287. Морской протест заявляется:

в порту СССР - нотариусу или иному должностному лицу, на которое законодательством Союза ССР или союзной республики возложено совершение нотариальных действий;
в иностранном порту - консулу СССР или компетентным должностным лицам иностранного государства в порядке, установленном законодательством этого государства.

Статья 288. В порту СССР заявление о морском протесте делается в течение двадцати четырех часов с момента прихода в порт. Если происшествие, вызывающее необходимость заявления морского протеста, произошло в порту, протест должен быть заявлен в течение двадцати четырех часов с момента происшествия.

Статья 289. Если окажется невозможным заявить протест в установленный срок, причины этого должны быть указаны в заявлении о морском протесте.

При наличии оснований предполагать, что имевшее место происшествие причинило вред находящемуся на судне грузу, заявление о морском протесте должно быть сделано до открытия люков. Выгрузка груза до заявления морского протеста может быть начата лишь в случае крайней необходимости.

Статья 290. В подтверждение обстоятельств, изложенных в заявлении о морском протесте, капитан судна одновременно с заявлением либо в срок не свыше семи дней с момента захода в порт или с момента происшествия, если оно имело место в порту, обязан представить нотариусу или иному должностному лицу (статья 287 настоящего Кодекса) на обозрение судовой журнал и заверенную капитаном выписку из судового журнала.

Статья 291. Нотариус либо иное должностное лицо (статья 287 настоящего Кодекса) на основании заявления капитана, данных судового журнала, а также опроса самого капитана и по возможности не менее двух свидетелей из числа лиц командного состава судна и двух свидетелей из судовой команды составляет акт о морском протесте и заверяет его своей подписью и гербовой печатью.

Статья 292. Принятие заявлений о морском протесте от капитанов иностранных судов и составление в этих случаях актов о морском протесте может осуществляться соответствующими консульскими представителями иностранных государств в СССР на условиях взаимности.

Глава XIX

Претензии и иски

Статья 293. Обстоятельства, которые могут служить основанием для имущественной ответственности перевозчика, отправителей, получателей и пассажиров, удостоверяются коммерческими актами или актами общей формы. В иностранных портах эти обстоятельства удостоверяются в соответствии с правилами, существующими в данном порту.

Коммерческий акт составляется для удостоверения:
1) несоответствия между наименованием , весом или количеством мест груза или багажа в натуре и данными, указанными в перевозочном документе;
2) повреждения груза или багажа;
3) обнаружения груза или багажа без документов, а также документов без груза или багажа;
4) возвращения перевозчику похищенного груза или багажа.
Формы актов,порядок их составления и порядок удостоверения обстоятельств, не требующих составления актов, устанавливаются правилами, издаваемыми в соответствии со статьей 5 настоящего Кодекса.

Статья 294. До предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки, обязательно предъявление ему претензии.

Претензии предъявляются к организации, которая осуществляла перевозку, а если перевозка не была совершена, - к организации, которая в соответствии с планом или договором должна была осуществить перевозку.
Претензии, возникающие из перевозки багажа, могут быть предъявлены к перевозчику либо к порту отправления или назначения по усмотрению заявителя претензии.

Статья 295. Претензии, возникающие из перевозки грузов в прямом смешанном и прямом водном сообщении, предъявляются:

1) если конечным пунктом перевозки является порт (пристань), - к управлению пароходства, в ведении которого находится порт (пристань);
2) если конечным пунктом перевозки является железнодорожная или автомобильная станция либо аэропорт, - к соответствующей транспортной организации.

Статья 296. Право на предъявление претензий и исков имеют:

1) в случае неподачи судна или подачи его с опозданием - отправитель груза;
2) в случае утраты груза - его получатель или отправитель при условии представления коносамента;
3) в случае недостачи или повреждения груза - получатель груза при условии представления коносамента, а также коммерческого акта или соответствующего документа, составленного по правилам, существующим в иностранном порту;
4) в случае просрочки в доставке или задержки выдачи груза получатель при условии представления коносамента;
5) в случае утраты багажа - предъявитель багажной квитанции, а в случае недостачи или повреждения багажа - предъявитель коммерческого акта;
6) в случае перебора провозных платежей - отправитель или получатель груза при условии представления коносамента.
При предъявлении претензий, вытекающих из перевозки грузов, которая осуществлялась по накладной, вместо коносамента представляется накладная, а при утрате груза - квитанция.
Отсутствие коммерческого акта не лишает права на предъявление претензии и иска, если будет доказано, что в составлении акта было отказано и этот отказ был обжалован.

Статья 297. Передача другим организациям или лицам права на предъявление претензий и исков не допускается, за исключением случаев передачи такого права отправителем получателю груза или наоборот, а также получателем или отправителем - вышестоящей организации, транспортно-экспедиторской организации либо страховщику.

Передача права на предъявление претензии и иска удостоверяется переуступочной надписью на коносаменте, накладной или квитанции.

Статья 298. Претензия должна быть заявлена в письменной форме.

К заявлению о претензии должны быть приложены подтверждающие ее документы. Перевозочные документы предъявляются в подлиннике.
К претензии об утрате, недостаче или повреждении груза, кроме документов, подтверждающих право на предъявление претензии (статья 296 настоящего Кодекса), должен быть приложен документ, удостоверяющий количество и стоимость отправленного груза.

Статья 299. Не допускается предъявление претензий и исков государственными, кооперативными и общественными организациями друг к другу на сумму менее 10 рублей по каждому коносаменту.