Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 14001-2016 "Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 апреля 2016 г. N 285-ст) стр. 11

После того как организация заявляет о соответствии настоящему стандарту, применяется требование о доступности заявленной области применения для заинтересованных сторон.
А.4.4 Система экологического менеджмента
Организация устанавливает полномочия и подотчетность, чтобы определить, как обеспечить выполнение требований настоящего стандарта, включая уровень детализации и границы, в соответствии с которыми организация:
a) устанавливает один или более процессов для создания уверенности, что он(они) управляется(ются), выполняется(ются) как запланировано и достигает(ют) желаемых результатов;
b) интегрирует требования системы экологического менеджмента в свои различные бизнес процессы, такие как проектирование и разработка, закупки, человеческие ресурсы, продажи и маркетинг;
c) учитывает факторы, связанные со средой организации (4.1) и требованиями заинтересованных сторон (4.2), в своей системе экологического менеджмента.
Если настоящий стандарт внедряется для отдельной(ых) части(ей) организации, то политики, процессы и документированная информация, разработанные другими частями организации, могут использоваться для выполнения требований настоящего стандарта при условии, что они применимы для этой(этих) отдельной части(ей).
Для информации по поддержанию системы экологического менеджмента как части менеджмента изменений (А.1.)
А.5 Лидерство
А.5.1 Лидерство и приверженность
Высшее руководство проявляет лидерство и приверженность в рамках обязанностей, относящихся к системе экологического менеджмента, выполнением которых оно руководит или в выполнение которых вовлечено лично. Высшее руководство может делегировать обязанности по выполнению этих действий другим лицам, но оно сохраняет за собой ответственность за их выполнение.
А.5.2 Экологическая политика
Экологическая политика - это совокупность принципов, сформулированных как обязательства, в которых высшее руководство выражает намерения организации поддерживать и улучшать экологические результаты ее деятельности. Экологическая политика позволяет организации установить экологические цели (6.2), предпринимать действия для достижения намеченных результатов системы экологического менеджмента и достижения постоянного улучшения (раздел 10).
Три основных обязательства экологической политики сформулированы в настоящем стандарте:
a) защищать окружающую среду;
b) выполнять принятые организацией обязательства;
c) постоянно совершенствовать систему экологического менеджмента для улучшения экологических результатов деятельности.
Эти обязательства отражаются в процессах, устанавливаемых организацией, чтобы учесть конкретные требования настоящего стандарта и обеспечить устойчивость и надежность системы экологического менеджмента, а также доверие к ней.
Обязательство защищать окружающую среду предполагает не только предупреждение неблагоприятных экологических воздействий посредством предотвращения загрязнения, но и защиту естественной среды от вреда и разрушения, связанных с деятельностью организации, ее продукцией и услугами. Конкретное(ые) обязательство(а) организации, должно(ы) соответствовать среде организации, включая местные и региональные условия окружающей среды. Обязательства могут относиться, например, к качеству воды, утилизации отходов, качеству воздуха, а также могут включать в себя обязательства, относящиеся к смягчению последствий изменения климата и адаптации, защите биоразнообразия и экосистем и рекультивации.
В то время как все обязательства являются важными, некоторые заинтересованные стороны особенно волнует обязательство организации выполнять принятые обязательства, в особенности применимые правовые требования. Настоящий стандарт определяет ряд взаимосвязанных требований, вытекающих из этого обязательства. Это включает необходимость:
a) определять принятые обязательства;
b) убедиться в том, что деятельность выполняется в соответствии с этими принятыми обязательствами;
c) оценивать степень выполнения этих принятых обязательств;
d) устранять несоответствия.
А.5.3 Функции, ответственность и полномочия в организации
Лицам, вовлеченным в систему экологического менеджмента организации, следует иметь ясное понимание их функций, ответственности и полномочий в целях соответствия требованиям настоящего стандарта и для достижения намеченных результатов.
Конкретные функции и ответственность, определенные в соответствии с 5.3, могут быть переданы отдельному лицу, иногда называемому "представитель руководства", разделены между несколькими лицами или переданы члену высшего руководства.
А.6 Планирование
А.6.1 Действия в отношении рисков и возможностей
А.6.1.1 Общие положения
Общей целью процесса(ов), указанного(ых) в 6.1.1, является обеспечение уверенности в том, что организация может достигать намеченных результатов ее системы экологического менеджмента, предотвращать или снижать нежелательные воздействия, и достигать постоянного улучшения. Организация может обеспечить это путем определения рисков и возможностей, которые должны быть рассмотрены, и планированием соответствующих действий. Эти риски и возможности могут относиться к экологическим аспектам, принятым обязательствам, другим факторам или другим потребностям и ожиданиям заинтересованных сторон.
Экологические аспекты (6.1.2) могут создавать риски и возможности, связанные с неблагоприятными экологическими воздействиями, благоприятными экологическими воздействиями или с другим влиянием на организацию. Риски и возможности, относящиеся к экологическим аспектам, могут быть определены как в ходе оценки значимости этих аспектов, так и отдельно.
Принятые обязательства (6.1.3) могут создавать риски и возможности, такие как невыполнение этих обязательств (которое сможет навредить репутации организации или привести к судебному иску) или их перевыполнение (что может улучшить репутацию организации).
У организации могут также быть риски и возможности, относящиеся к другим факторам, включая экологические условия или потребности и ожидания заинтересованных сторон, которые могут повлиять на способность организации достигать намеченных результатов ее системы экологического менеджмента, например:
a) экологические утечки из-за барьеров грамотности или языка между работниками, которые не могут понять местные рабочие процедуры;
b) затопления вследствие климатических изменений, которые могут повлиять на недвижимость организации;
c) отсутствие доступных ресурсов для поддержания результативной системы экологического менеджмента из-за экономических ограничений;
d) внедрение новых технологий, финансируемых государственными субсидиями, которые могли бы улучшить качество воздуха;
e) нехватка воды в периоды засухи, что может повлиять на способность организации управлять ее оборудованием контроля выбросов.
Аварийные и другие нештатные ситуации - это незапланированные или неожиданные события, в которых необходимо экстренное применение особых компетентностей, ресурсов или процессов для предотвращения либо смягчения их фактических или потенциальных последствий. Аварийные и другие нештатные ситуации могут привести к неблагоприятным экологическим воздействиям или другим влияниям на организацию. При определении потенциальных аварийных и других нештатных ситуаций (например, пожар, утечка химикатов, суровые погодные условия) организации следует рассмотреть:
- характер опасностей на объекте (например, огнеопасные жидкости, резервуары для хранения, сжатые газы);
- наиболее вероятный тип и масштаб аварийной и другой нештатной ситуации;
- возможность возникновения аварийной и другой нештатной ситуации на соседнем объекте (например, фабрика, дорога, железная дорога).
Хотя риски и возможности необходимо определить и рассмотреть, нет требования по осуществлению формализованного менеджмента рисков или документированного процесса менеджмента риска. Организация сама выбирает метод, который она будет применять для определения ее рисков и возможностей. Метод может включать в себя простую качественную или полную количественную оценку в зависимости от среды, в которой организация функционирует.
Идентифицированные риски и возможности (6.1.1 - 6.1.3) являются входами для планирования действий (6.1.4) и для установления экологических целей (6.2).
А.6.1.2 Экологические аспекты
Организация определяет свои экологические аспекты и связанные с ними экологические воздействия, а также определяет те аспекты, которые являются значимыми и, следовательно, должны быть рассмотрены в системе экологического менеджмента.
Изменения окружающей среды, неблагоприятные или благоприятные, которые являются в целом или частично последствиями экологических аспектов, называются экологическими воздействиями. Экологическое воздействие может происходить в локальном, региональном и глобальном масштабе, а также может быть прямым, косвенным или накопительным по своему характеру. Связь между экологическими аспектами и экологическими воздействиями является причинно-следственной.
При определении экологических аспектов организация рассматривает концепцию жизненного цикла. Это не требует детальной оценки жизненного цикла; достаточно тщательно продумать стадии жизненного цикла, находящиеся под управлением или влиянием организации. Типичные стадии жизненного цикла продукции (или услуги) включают приобретение сырья, проектирование, производство, транспортирование/поставку, применение, переработку и утилизацию. Применимые стадии жизненного цикла будут меняться в зависимости от деятельности, продукции или услуг.
Организации необходимо определить экологические аспекты в рамках области применения ее системы экологического менеджмента с учетом входов и выходов (намеренных и непреднамеренных), связанных с текущими и прошлыми видами деятельности, продукцией и услугами, запланированными или новыми разработками, а также новыми или измененными видами деятельности, продукцией и услугами. Применяемый метод должен включать рассмотрение нормальных и ненормальных условий функционирования, условий остановки и запуска, а также предсказуемых аварийных и других нештатных ситуаций, определенных в 6.1.1. Следует уделить также ранее возникавшим аварийным и другим нештатным ситуациям. Для дополнительной информации по экологическим аспектам в рамках менеджмента изменений (А.1).