Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 14001-2016 "Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 апреля 2016 г. N 285-ст) стр. 14

- риски и возможности, связанные с производством ее продукции или предоставлением ее услуг;
- принятые обязательства организации.
Для дополнительной информации по управлению деятельностью как частью менеджмента изменений (А.1). Для дополнительной информации по концепции жизненного цикла (А.6.1.2).
Аутсорсинговый процесс - это процесс, который отвечает следующим требованиям:
- находится в рамках области применения системы экологического менеджмента;
- является неотъемлемой частью функционирования организации;
- является необходимым для достижения системой экологического менеджмента намеченных результатов;
- ответственность за соответствие требованиям сохраняется за организацией;
- организация и внешний поставщик имеют взаимоотношения, при которых процесс воспринимается заинтересованными сторонами как выполняемый организацией.
Экологические требования являются потребностями и ожиданиями организации, связанными с окружающей средой, которые она устанавливает для ее заинтересованных сторон и которые она доводит до них (например, внутренние функции, такие как закупка, потребитель, внешний поставщик).
Некоторые значимые экологические воздействия организации могут возникать во время транспортировки, поставки, использования, переработки в конце жизненного цикла и утилизации ее продукции и услуг. Предоставляя информацию, организация может потенциально предотвратить или смягчить неблагоприятные экологические воздействия в течение этих стадий жизненного цикла продукции.
А.8.2 Готовность к аварийным и другим нештатным ситуациям и ответные действия
Каждая организация отвечает за подготовку и ответные действия на аварийные и другие нештатные ситуации таким образом, который соответствует ее собственным потребностям. Для дополнительной информации по определению аварийных и других нештатных ситуаций (А.6.1.1).
При планировании процесса(ов) готовности к аварийным и другим нештатным ситуациям и ответных действий организация должна рассматривать:
a) наиболее приемлемые методы реагирования на аварийные и другие нештатные ситуации;
b) процесс(ы) внутреннего и внешнего обмена информацией;
c) действие(я), необходимые для предотвращения или смягчения экологических воздействий;
d) смягчающее(ие) и ответное(ые) действие(я), предпринимаемые при различных видах аварийных и других нештатных ситуаций;
e) необходимость проведения оценки после произошедшей аварийной или другой нештатной ситуации для определения и реализации корректирующих действий;
f) периодическое тестирование запланированных ответных действий на аварийные или другие нештатные ситуации;
g) подготовку персонала по ответным действиям при аварийных и других нештатных ситуациях;
h) перечень ответственных лиц и аварийных служб, включая контактную информацию (например, пожарная часть, служба ликвидации утечек);
i) маршруты эвакуации и пункты сбора;
j) возможность взаимопомощи со стороны соседних организаций.
А.9 Оценка результатов деятельности
А.9.1 Мониторинг, измерение, анализ и оценка
А.9.1.1 Общие положения
При определении того, что должно подлежать мониторингу и измерению, кроме мониторинга достижения экологических целей, организация должна учитывать ее значимые экологические аспекты, принятые обязательства и средства управления деятельностью.
Методы, применяемые организацией для мониторинга и измерения, анализа и оценки, должны быть определены в системе экологического менеджмента для обеспечения того, чтобы:
a) сроки мониторинга и измерения были согласованы с потребностями в анализе и оценке результатов;
b) результаты мониторинга и измерения являлись достоверными, воспроизводимыми и прослеживаемыми;
c) анализ и оценка являлись достоверными и воспроизводимыми, а также позволяли организации отслеживать тенденции.
Результаты анализа и оценки экологических результатов деятельности должны быть доведены до тех, кто несет ответственность и обладает полномочиями инициировать необходимые действия.
Для дополнительной информации по оценке экологических результатов деятельности - ИСО 14031.
А.9.1.2 Оценка соответствия
Периодичность и сроки проведения оценки соответствия могут варьироваться в зависимости от важности требования, изменений в условиях функционирования, изменений в принятых обязательствах и прошлых результатов деятельности организации. Организация может использовать различные методы для поддержания ее знаний и понимания ее принятых обязательств, однако все принятые обязательства необходимо периодически оценивать.
Если результаты оценки соответствия укажут на несоблюдения правовых требований, организации необходимо определить и реализовать действия, необходимые для достижения соответствия. Это может потребовать взаимодействия с регулирующими органами и соглашения по действию, направленному на выполнение правовых требований. При наличии такого соглашения оно становится принятым обязательством.
Несоблюдение не обязательно может подняться до уровня несоответствия если, например, оно определено и корректируется процессами системы экологического менеджмента. Несоответствия, связанные с несоблюдением, необходимо корректировать, даже если эти несоответствия не привели к фактическому несоблюдению правовых требований.
А.9.2 Внутренний аудит
Аудиторы должны быть независимыми по отношению к проверяемой деятельности, где это практически возможно, и должны действовать во всех случаях таким образом, чтобы быть свободными от предвзятости и конфликта интересов.
Несоответствия, выявленные при проведении внутренних аудитов, являются предметом соответствующих корректирующих действий.
При рассмотрении результатов предыдущих аудитов организация должна учитывать:
a) предыдущие выявленные несоответствия и результативность предпринятых действий;
b) результаты внутренних и внешних аудитов.
Для дополнительной информации по разработке программы внутреннего аудита, проведению аудитов системы экологического менеджмента и оценке компетентности аудиторов см. ИСО 19011. Для дополнительной информации по программе внутреннего аудита как части менеджмента изменений см. А.1.
А.9.3 Анализ со стороны руководства
Анализ со стороны руководства следует проводить на самом высоком уровне; нет необходимости проводить всесторонний анализ детализированный информации. Нет необходимости рассматривать темы анализа со стороны руководства все сразу. Анализ может проводиться через определенный интервал времени и быть частью регулярных запланированных действий по менеджменту, таких как собрания или оперативные совещания; нет необходимости осуществлять анализ как отдельный вид деятельности.
Соответствующие претензии, полученные от заинтересованных сторон, анализируются высшим руководством с целью определения возможностей для улучшения.
Для дополнительной информации по анализу со стороны руководства как части менеджмента изменений см. А.1.
Под "пригодностью" подразумевается то, как система экологического менеджмента подходит организации, ее деятельности, культуре и бизнес-системе. "Адекватность" относится к тому, насколько она соответствует требованиям настоящего стандарта и внедрена подходящим образом. "Результативность" означает достигаются ли желаемые результаты.