Межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230.1-2015 "Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Руководство по применению ГОСТ 12.0.230-2007" (введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и мет стр. 7

- список работников, имеющих право на досрочный выход на пенсию;
- список работников, имеющих право на дополнительный отпуск;
- список работников, имеющих право на получение молока или другого равноценного ему продукта;
- список работников, имеющих право на лечебно-профилактическое питание.
К важнейшим документам, фиксирующим деятельность работодателя по выполнению государственных нормативных требований охраны труда, относятся документы, фиксирующие инструктирование и обучение персонала, то есть его готовность и умение работать безопасно. К этим документам относятся:
- журнал регистрации вводного инструктажа. Проведение вводного инструктажа должно быть скреплено подписями инструктируемого и инструктирующего;
- журнал регистрации инструктажа на рабочем месте. Инструктаж проводит руководитель, в чье непосредственное подчинение поступает работник. Инструктаж осуществляется индивидуально с учетом особенностей трудовых обязанностей работника;
- журнал регистрации нарядов-допусков на работы повышенной опасности. Хранится на участке, осуществляющем эти работы;
- личные карточки учета выдачи спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений, в которых фиксируются факты выдачи средств индивидуальной защиты;
- материалы мониторинга и оценки условий труда;
- журнал регистрации происшествий и/или несчастных случаев на производстве;
- акты о несчастных случаях на производстве;
- документы о профессиональных заболеваниях, материалы расследования острых отравлений и профессиональных заболеваний.
5.2.4 Передача и обмен информацией
5.2.4.1 Следует устанавливать, обеспечивать применение и своевременно вносить изменения в мероприятия и процедуры для:а) получения, документирования и реагирования на внешние и внутренние сообщения, связанные с охраной труда;б) обеспечения внутренней передачи и обмена информацией по охране труда между соответствующими уровнями и функциональными структурами организации;в) обеспечения получения, гарантированного рассмотрения и подготовки ответов на запросы, идеи и предложения работников и их представителей по охране труда.[ГОСТ 12.0.230-2007, раздел 4.6]
Первая основная цель общения и передачи информации - достижение единства взглядов всех работников на охрану труда, создание и поддержание коллективистского духа взаимоотношений между работодателем и работниками, совместными усилиями которых решаются не только производственные задачи, но и задачи по эффективному функционированию СУОТ.
Важную символическую роль в информационном взаимодействии играет явная приверженность делу охраны труда высших руководителей организации.
Ставя перед работниками задачи по выполнению требований охраны труда, руководителям следует формулировать их таким образом, чтобы найти общие интересы с простыми работниками. Желательно предварительно провести с ними работу в рамках "консультаций с работниками" для выработки общего понимания стоящих перед ними проблем.
Необходимо поддерживать личные контакты (диалоги между руководителями, работниками и их представителями) и проводить частые короткие встречи между заинтересованными сторонами, учитывая, что соответствие поведения руководства его заявлениям (отсутствие противоречий между словом и делом) благоприятно сказывается на адекватном усвоении информации.
Вторая цель общения и передачи информации - исключительно информационная. Для ее достижения в рамках информационного обеспечения системы корпоративного управления охраной труда решаются три основные задачи:
- получение организацией "внешней" информации ("извне" и "сверху"), обмен информацией и передача "вовне" отчетной либо имиджевой информации;
- получение отчетной информации из подразделений организации, обмен информацией с ними и передача "вниз" руководящих либо информационных материалов;
- анализ поступающей "входящей" информации и подготовка "исходящей" информации.
Информационные потоки по охране труда организуются в рамках общего порядка (в том числе по документообороту) у данного работодателя и осуществляются в соответствии с этим уже установленным порядком с учетом специфики работы по охране труда.
Регулярное рассмотрение состояния условий труда на рабочих местах, функционирования системы корпоративного управления охраной труда на собраниях работников трудовых коллективов (смен, бригад, участков, цехов, других подразделений), на совещаниях руководителей и специалистов подразделений и организации в целом, включая совет директоров, является одной из форм участия работников в управлении охраной труда и входит в информационное обеспечение функционирования системы корпоративного управления охраной труда.
Эффективная организация работ по охране труда немыслима без внутренней отчетности подразделений перед службой охраны труда, службы охраны труда - перед руководством организации, руководства организации - перед собственником (учредителем), а также государственными органами в установленном национальным законодательством порядке.
Структурные (функциональные) подразделения отчитываются (предоставляют информацию):
а) периодически в установленные в организации сроки:
1) о проведенных проверках состояния охраны труда с указанием выявленных нарушений и выданных предписаний;
2) о выполнении приказов, предписаний, решений совещаний по вопросам охраны труда с указанием невыполненных документов и причин невыполнения;
3) о привлечении к дисциплинарной, административной, материальной, уголовной ответственности работников с указанием, за какие нарушения они привлечены;
4) об изданных распоряжениях по вопросам охраны труда с указанием цели распоряжения;
5) о производимых работах с привлечением сторонних организаций, с указанием принятых мер по обеспечению безопасности при производстве работ;
6) о количестве рабочих мест, на которых осуществлен мониторинг условий труда (аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда и т.п.);
7) о количестве работников, повысивших квалификацию и прошедших обучение безопасным методам труда;
8) о выполнении мероприятий, направленных на улучшение условий и охраны труда, с указанием количества мероприятий, фактических затрат, количества работников, которым улучшены условия труда;
9) и другое;
б) немедленно и в сроки, установленные соответствующими нормативными документами для окончания расследования несчастных случаев на производстве:
1) о случаях приостановления работы основного оборудования с указанием причин;
2) о происшедших опасных случаях (отказах оборудования, авариях, дорожно-транспортных происшествиях, пожарах и т.п.) с указанием обстоятельств и причин;
3) о случаях производственного травматизма, острых профессиональных заболеваниях с указанием числа пострадавших, в том числе со смертельным исходом, обстоятельств, причин и принятых мер.
Служба охраны труда отчитывается (предоставляет информацию) перед руководством организации (ее собственником или его представителями, например, советом директоров) по мере необходимости, но, как правило, не реже чем один раз в год.
Организация-работодатель отчитывается (предоставляет информацию) перед органами государственной власти в сроки и по формам, установленным этими органами.
5.3 Планирование и применение
5.3.1 Исходный анализ
5.3.1.1 В процессе исходного анализа оценивают существующую в организации систему управления охраной труда и соответствующие мероприятия. При отсутствии системы управления охраной труда или в случае, если организация создана заново, исходный анализ служит основой для создания системы управления охраной труда.5.3.1.2 Исходный анализ проводят компетентные лица с учетом обсуждения с работниками организации и/или их представителями. Они должны:а) определить действующие национальные законы и правила, национальные и специальные стандарты, программы по охране труда и другие требования, соблюдение которых организация принимает на себя;б) идентифицировать, предвидеть и оценить опасности и риски для безопасности и здоровья, вытекающие из существующей или предполагаемой производственной среды и организации труда;в) определить адекватность планируемых или действующих мер защиты для устранения опасностей или ограничения рисков;г) проанализировать результаты наблюдений за состоянием здоровья работников.5.3.1.3 Результат исходного анализа должен:а) быть документально оформлен;б) стать основанием для принятия решений о применении или совершенствовании системы управления охраной труда;в) определить базовый уровень для сравнения и оценки непрерывного совершенствования системы управления охраной труда в организации.[ГОСТ 12.0.230-2007, раздел 4.7]
Исходный анализ направлен на определение существующего уровня и оценивание существующей в организации системы управления охраной труда и соответствующих мероприятий для обеспечения непрерывного совершенствования системы управления.
Результаты исходного анализа следует использовать как основополагающие данные при принятии решений о мероприятиях по совершенствованию системы управления охраной труда.
Проведение исходного анализа следует поручать лицам, обладающим необходимой для этого профессиональной компетентностью. При необходимости их следует приглашать со стороны.
Исходный анализ начинают с оценки характера производственной деятельности организации-работодателя и соответствующих ей нормативных требований охраны труда. Затем для выработки обоснованных решений и выявления объективной картины реальной ситуации с выполнением требований охраны труда следует организовать и провести идентификацию опасностей и оценку рисков на всех рабочих местах всех производственных объектов организации.