Приказ Министерства энергетики РФ от 15 декабря 2015 г. N 970 "Об утверждении Положения об осуществлении внутреннего финансового контроля в Министерстве энергетики Российской Федерации"

В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193 "Об утверждении Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита и о внесении изменения в пункт 1 Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 г. N 89" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 12, ст. 1290; 2015, N 16, ст. 2393) приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение об осуществлении внутреннего финансового контроля в Министерстве энергетики Российской Федерации (далее - Положение).
2. Руководителям структурных подразделений Министерства энергетики Российской Федерации, руководителям подведомственных Министерству энергетики Российской Федерации получателей бюджетных средств организовать осуществление внутреннего финансового контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и Положением.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Врио Министра
А.Л. Текслер
Зарегистрировано в Минюсте РФ 5 февраля 2016 г.
Регистрационный N 40970

Положение об осуществлении внутреннего финансового контроля в Министерстве энергетики Российской Федерации (утв. приказом Министерства энергетики РФ от 15 декабря 2015 г. N 970)

I. Общие положения

1. Настоящее Положение разработано в целях организации и осуществления в Министерстве энергетики Российской Федерации, являющемся главным распорядителем (распорядителем) средств федерального бюджета, главным администратором (администратором) доходов федерального бюджета и получателем бюджетных средств (далее - Минэнерго России), внутреннего финансового контроля и регулирует:
порядок формирования, утверждения и актуализации карт внутреннего финансового контроля;
порядок учета и хранения регистров (журналов) внутреннего финансового контроля;
порядок составления отчетности о результатах внутреннего финансового контроля.
2. Внутренний финансовый контроль осуществляется непрерывно Министром (заместителем Министра) энергетики Российской Федерации, иными должностными лицами Минэнерго России, организующими и выполняющими внутренние процедуры составления и исполнения федерального бюджета, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности (далее - внутренние бюджетные процедуры), и направлен:
на соблюдение установленных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета Минэнерго России;
на подготовку и организацию мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.

II. Порядок формирования, утверждения и актуализации карт внутреннего финансового контроля

3. Подготовка к проведению внутреннего финансового контроля осуществляется путем формирования (актуализации) карт внутреннего финансового контроля.
4. Карты внутреннего финансового контроля формируются в структурных подразделениях Минэнерго России, ответственных за формирование документа, необходимого для реализации бюджетного полномочия Минэнерго России (результата выполнения внутренних бюджетных процедур).
5. В карте внутреннего финансового контроля по каждому отражаемому в ней предмету внутреннего финансового контроля указываются данные о должностном лице, ответственном за выполнение операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры), периодичности выполнения операции, должностных лицах, осуществляющих контрольные действия в ходе самоконтроля и (или) контроля по уровню подчиненности (подведомственности), а также периодичности контрольных действий.
6. Карта внутреннего финансового контроля подлежит актуализации до начала очередного финансового года. Актуализация карт внутреннего финансового контроля также проводится:
при принятии решения Министром (заместителем Министра) энергетики Российской Федерации о внесении изменений в карты внутреннего финансового контроля;
в случае внесения изменений в нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, определяющих необходимость изменения внутренних бюджетных процедур.
7. Внутренний финансовый контроль осуществляется в соответствии с утвержденной картой внутреннего финансового контроля.
8. Утверждение карт внутреннего финансового контроля осуществляется Министром (заместителем Министра) энергетики Российской Федерации.
9. В процессе формирования (актуализации) карты внутреннего финансового контроля структурными подразделениями Минэнерго России, ответственными за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур, формируется перечень операций по образцу и рекомендациям по его заполнению согласно приложениям N 1 и N 2 (далее - перечень) к настоящему Положению.
10. При составлении перечня оцениваются бюджетные риски, связанные с проведением операций, указанных в перечне, в целях их включения в карту внутреннего финансового контроля или исключения из карты внутреннего финансового контроля, определения применяемых к ним контрольных действий.
11. Оценка бюджетных рисков состоит в идентификации бюджетных рисков по каждой указанной в перечне операции и определении уровня бюджетного риска.
12. Идентификация бюджетных рисков проводится путем анализа информации, указанной в представлениях и предписаниях органов государственного финансового контроля, рекомендациях (предложениях) внутреннего финансового аудита, иной информации об имеющихся нарушениях и недостатках в сфере бюджетных правоотношений, их причинах и условиях возникновения.
13. Идентификация бюджетных рисков заключается в определении по каждой операции возможных событий, наступление которых негативно повлияет на результат внутренней бюджетной процедуры.
14. Каждый бюджетный риск подлежит оценке по критерию "вероятность", характеризующему ожидание наступления события, негативно влияющего на выполнение внутренних бюджетных процедур, и критерию "последствия", характеризующему размер наносимого ущерба, потери репутации Минэнерго России (снижение внешней оценки качества финансового менеджмента Минэнерго России), существенность налагаемых санкций за допущенное нарушение бюджетного законодательства, снижение результативности (экономности) использования бюджетных средств. По каждому критерию определяется шкала уровней вероятности (последствий) бюджетного риска, имеющая не менее четырех позиций:
уровень по критерию "вероятность" - невероятный (от 0 до 20%), маловероятный (от 20 до 40%), средний (от 40 до 60%), вероятный (от 60 до 80%), ожидаемый (от 80 до 100%);
уровень по критерию "последствия" - низкий, умеренный, высокий, очень высокий.
15. Оценка вероятности осуществляется на основе анализа информации о следующих причинах бюджетных рисков:
отсутствие (неполнота) внутренних бюджетных процедур, предусмотренных положениями правовых актов Минэнерго России, а также иных актов, распоряжений (указаний) и поручений, регламентирующих выполнение внутренней бюджетной процедуры, и (или) их несоответствие нормативным правовым актам, регулирующим бюджетные правоотношения, на момент совершения операции;
длительный период приведения средств автоматизации подготовки документов и (или) отражения операций в соответствие с требованиями положений нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
низкое качество содержания и (или) несвоевременное представление документов должностным лицам, осуществляющим внутренние бюджетные процедуры, необходимые для проведения операций;
наличие конфликта интересов у должностных лиц, осуществляющих внутренние бюджетные процедуры;
отсутствие разграничения прав доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий, а также регламента взаимодействия пользователей с информационными ресурсами;
неэффективность средств автоматизации подготовки документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры;
недостаточная укомплектованность структурного подразделения Минэнерго России, обеспечивающего выполнение внутренней бюджетной процедуры, а также недостаточный уровень квалификации должностных лиц указанного структурного подразделения;
иные причины бюджетного риска.
16. Оценки по критерию "вероятность" и критерию "последствия" объединяются в матрицу бюджетного риска, в которой по каждому сочетанию вероятности и последствий устанавливается уровень бюджетного риска (низкий, средний, высокий, очень высокий). К матрице бюджетного риска прилагаются обоснования уровней бюджетного риска с предложениями по характеристикам применяемого к операции контрольного действия (метод, вид, способ и периодичность контроля) и устранению причин бюджетного риска. Расчет бюджетного риска фиксируется в прилагаемом к перечню анализе бюджетных рисков согласно рекомендуемому образцу (приложение N 3 к настоящему Положению).
Примерный перечень процессов внутренних бюджетных процедур приведен в приложении N 4 к настоящему Положению.
17. Операции с уровнем бюджетного риска "средний", "высокий", "очень высокий" включаются в карту внутреннего финансового контроля.
18. Карта внутреннего финансового контроля составляется по образцу и в соответствии с рекомендациями по ее заполнению согласно приложениям N 5 и N 6 к настоящему Положению.

III. Порядок учета и хранения регистров (журналов) внутреннего финансового контроля

19. Учет и хранение регистров (журналов) внутреннего финансового контроля осуществляется структурными подразделениями Минэнерго России, ответственными за выполнение внутренних бюджетных процедур.