- стимулирования роста объемов перевозок грузов железнодорожным транспортом;
- обеспечения гарантированного объема перевозок грузов железнодорожным транспортом;
- обеспечения конкурентоспособности железнодорожного транспорта при грузовых перевозках;
- обеспечения конкурентоспособности товаров на рынках сбыта;
- стимулирования перевозок грузов в специализированном подвижном составе (контейнерах);
- привлечения новых грузопотоков, ранее не осуществлявшихся железнодорожным транспортом, а также грузопотоков, носящих сезонный характер;
- обеспечения сопоставимых тарифных условий на экспортные и транзитные перевозки при осуществлении таких перевозок в направлении российских железнодорожных станций, расположенных в одном и том же федеральном округе или смежном с ним (при превышении уровня тарифов на грузовые экспортные перевозки на отдельных направлениях на 5% и более уровня тарифов на транзитные перевозки грузов в сопоставимых условиях перевозок (род груза, вес груза, дальность перевозки, тип подвижного состава (контейнера, контрейлера и иной транспортной единицы (средства)) и прочее);
- обеспечения сопоставимых тарифных условий на перевозки, тарификация которых производится в соответствии с международными договорами по правилам и ставкам, предусмотренным для внутригосударственных перевозок, с перевозками, осуществляемыми в аналогичных условиях по российским железным дорогам (в том числе, российская станция отправления и назначения, тип подвижного состава (контейнера, контрейлера и иной транспортной единицы (средства)), род груза) и тарифицируемыми в соответствии с положениями международных тарифных соглашений;
- рационального распределения грузопотоков с учетом оптимизации загрузки российской транспортной системы;
- обеспечения возможности использования незадействованных или мало задействованных маршрутов перевозок грузов железнодорожным транспортом;
- увеличение количества сдвоенных операций, не предусмотренных технологическим процессом работы станции;
- инновационного развития железнодорожного транспорта, стимулирования внедрения новой техники и технологий на железнодорожном транспорте, в том числе в части новых типов вагонов и вагонных тележек, обеспечивающего повышение эффективности функционирования железнодорожного транспорта общего пользования.
Субъект регулирования принимает решение о снижении уровня тарифов для стимулирования роста объемов перевозок грузов железнодорожным транспортом и обеспечения конкурентоспособности железнодорожного транспорта при грузовых перевозках на поясах дальности до 3000 км (а для грузов второго и третьего тарифного класса при перевозках на всех поясах дальности) в рамках ценовых пределов, предельный минимальный уровень которых определяется регулирующим органом в соответствии с подпунктом 26.1 пункта 26 Методики определения ценовых пределов (максимального и минимального уровней) тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов организациями железнодорожного транспорта, утвержденной приказом ФСТ России от 18 декабря 2012 года N 397-т/2 (зарегистрирован Минюстом России 29 декабря 2012 года, регистрационный N 26460), с изменениями и дополнениями, внесенными приказами ФСТ России от 27 декабря 2013 года N 257-т/1 (зарегистрирован Минюстом России 11 марта 2014 года, регистрационный N 31556), от 18 ноября 2014 года N 263-т/6 (зарегистрирован Минюстом России 17 декабря 2014 года, регистрационный N 35229) (далее - Методика).
Субъект регулирования принимает решение о снижении уровня тарифов для обеспечения сопоставимых тарифных условий на перевозки, тарификация которых производится в соответствии с международными договорами по правилам и ставкам, предусмотренным для внутригосударственных перевозок, с перевозками, осуществляемыми в аналогичных условиях по российским железным дорогам и тарифицируемыми в соответствии с международными тарифными соглашениями, в рамках ценовых пределов, предельный минимальный уровень которых определяется в соответствии с подпунктом 26.2 пункта 26 Методики.
Вопросы снижения уровня тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов рассматриваются по инициативе субъекта регулирования, оператора железнодорожного подвижного состава, перевозчика или пользователя транспортными услугами на основе технико-экономического обоснования, подтверждающего экономическую эффективность для субъекта регулирования от принятия такого решения.
При этом параметры технико-экономического обоснования, подтверждающего экономическую эффективность для субъекта регулирования от принятия такого решения определяются субъектом регулирования.
Допускается установление (изменение) уровня тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов по отдельным направлениям, родам и классам грузов, типам подвижного состава (контейнеров, контрейлеров и иных транспортных единиц (средств)), а также в зависимости от расстояния перевозки.
Субъект регулирования имеет право отменить (пересмотреть) решение о снижении уровня тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов до истечения срока действия данного решения в случае невыполнения параметров, заявленных в технико-экономическом обосновании, подтверждающих экономическую эффективность принятия данного решения для субъекта регулирования.
13. Субъект регулирования принимает решение о снижении уровня тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов в целях поддержки иных отраслей экономики Российской Федерации при условии компенсации выпадающих доходов субъекта регулирования от принятия такого решения в соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 10 января 2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации 2003, N 2, ст. 169; 2007, N 28, ст. 2884; 2007, N 46, ст. 5554; 2008, N 30 (часть 1), ст. 3597; N 30 (часть 2), ст. 3616; N 52 (часть 1), ст. 6249; 2009, N 1, ст. 21; 2011, N 19, ст. 2716; 2011, N 30 (часть 1), ст. 4590; 2011, N 30 (часть 1), ст. 4596; 2011, N 45, ст. 6333; 2012, N 31, ст. 4320).
В данном случае допускается снижение уровня тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов по отдельным направлениям и родам грузов.
14. Снижение субъектом регулирования уровня тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов в индивидуальном порядке, а также с компенсацией расходов субъекта регулирования за счет решений о повышении уровня тарифов для отдельных перевозок грузов или о повышении общего уровня тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов не допускается.
IV. Правила увеличения уровня тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов в рамках ценовых пределов, установленных для среднесетевых условиях
15. Субъект регулирования принимает решение о повышении уровня тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов исходя из экономической эффективности для субъекта регулирования принятия такого решения в случаях, указанных в подпунктах 15.1 - 15.7 настоящего пункта.
15.1 Превышение средней стоимости перевозимого груза, определенной за период не менее 3 месяцев текущего периода регулирования, на 20% и более относительно средней стоимости груза за аналогичный период, определенной за 3 года, предшествующих текущему периоду регулирования (кроме случаев, когда указанное повышение средней стоимости перевозимого груза обусловлено сезонным увеличением стоимости груза, наблюдаемым на протяжении 3 лет, предшествующих текущему периоду регулирования), при условии, что такое превышение явилось ростом по отношению к цене, сложившейся в условиях стабильной экономической ситуации, а не произошло после устойчивого падения или нахождения на низком уровне в течение 3 лет, предшествующих текущему периоду регулирования.
Данный случай распространяется на грузы, стоимость которых определяется по данным биржевых котировок товарных бирж, публикуемых в специальных бюллетенях, данным информационных агентств, публикующих соответствующие биржевые котировки, данным, публикуемым в национальных и международных статистических справочниках, в специализированных изданиях, бюллетенях, а также периодической литературе, газетах, журналах (далее - информационно-аналитические материалы), и транспортная составляющая которых в части регулируемых тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов в цене груза в пункте назначения, расположенном на территории Российской Федерации, не превышает 20%.
Допускается повышение уровня тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов по отдельным направлениям и родам грузов, а также в зависимости от расстояния перевозки.
15.2 Рост средней стоимости промышленных товаров (сырья), потребляемых субъектом регулирования для оказания услуг железнодорожного транспорта общего пользования по перевозке грузов (без учета вагонной составляющей), определенный за период не менее 3 месяцев текущего периода регулирования, сверх параметров, предусмотренных на данный период (финансовый год) прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации, а при их отсутствии - указанных в других информационно-аналитических материалах (кроме случаев, когда указанное повышение средней стоимости товара (сырья) обусловлено сезонным увеличением стоимости товара (сырья), наблюдаемым на протяжении 3 лет, предшествующих текущему периоду регулирования).
Данный случай распространяется на товары (сырье), стоимость которых определяется по данным информационно-аналитических материалов и доля расходов по которым в себестоимости услуг железнодорожного транспорта общего пользования по перевозке грузов (без учета вагонной составляющей) в части затрат на топливо и материалы составляет 5% и более.
При этом увеличение уровня тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов допускается в размере, не превышающем влияние роста стоимости приобретаемых субъектом регулирования товаров (сырья) на себестоимость услуг железнодорожного транспорта общего пользования по перевозке грузов (без учета вагонной составляющей).
В данном случае допускается повышение уровня тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов в рамках ценовых пределов по родам грузов и видам сообщения, в том числе с учетом сегментации товарных рынков по географическим признакам.
15.3. Превышение уровня тарифов на грузовые транзитные перевозки на отдельных направлениях на 5% и более уровня тарифов на экспортные перевозки грузов в сопоставимых условиях перевозок (в том числе, по роду груза, весу груза, дальности перевозки, типу подвижного состава (контейнера, контрейлера и иной транспортной единицы (средства)).
При этом увеличение уровня тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов допускается при осуществлении транзитных и экспортных перевозок в направлении российских железнодорожных станций, расположенных в одном и том же федеральном округе или смежном с ним.
В данном случае допускается повышение уровня тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов по направлениям перевозок, родам грузов и типам подвижного состава (контейнеров, контрейлеров и иных транспортных единиц (средств)), а также в зависимости от расстояния перевозки, при наличии альтернативных маршрутов доставки грузов (в том числе железнодорожным транспортом).
15.4. Ограничение пропускной способности на отдельных участках инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (кроме случаев, связанных с проведением плановых ремонтных работ).
Коэффициент использования пропускной способности, характеризующий степень заполнения наличной пропускной способности определяется следующим образом:
, (1)
где:
- время, необходимое на пропуск одного поезда или пары поездов (период графика) (час/поезд или пару поездов);
- общее время, для которого рассчитывают пропускную способность (час);
- часть времени, когда нет движения поездов по расчетному элементу (ремонт и текущее содержание пути и контактной сети). Когда работы не выполняются, (час);
- реализуемые в действующем графике размеры движения поездов (количество поездов или пар поездов).
Для определения коэффициента использования участка инфраструктуры расчетный период графика устанавливается по перегону, где его значение максимальное. Период графика определяется различными методами для параллельного и непараллельного графика отдельно для однопутных линий, однопутных линий с двухпутными вставками и двухпутных линий.
В данном случае допускается повышение уровня тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов в рамках ценовых пределов на всем маршруте следования, полностью или частично совпадающем с участками инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, для которых коэффициент использования наличной пропускной способности превышает допустимый уровень (при условии, что период графика, принятый для расчета коэффициента, не превышает свое среднее значение за предшествующий трехлетний период), при наличии утвержденной субъектом регулирования программы развития пропускной способности участка железнодорожной инфраструктуры общего пользования, а также альтернативных маршрутов доставки грузов (в том числе железнодорожным транспортом).
Допустимое значение коэффициента использования наличной пропускной способности участков инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования по перегонам принимается на двухпутных линиях равным 0,91, на участках с двухпутными вставками - 0,87 и на однопутных линиях - 0,85.
При этом, в данном случае допускается повышение уровня тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов на срок не превышающий 2 (двух) лет.
15.5. Необходимость обеспечения рационального распределения грузопотоков с учетом оптимизации загрузки российской транспортной системы.
В данном случае допускается повышение уровня тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов по направлениям перевозок и родам грузов при наличии альтернативных маршрутов доставки грузов (в том числе железнодорожным транспортом).
15.6. Повышение стоимости перевозки грузов альтернативными видами транспорта, определенное за период не менее 3 месяцев текущего периода регулирования, на 5% и более относительно средней стоимости доставки грузов за аналогичный предшествующий период (кроме случаев, когда указанное повышение средней стоимости перевозки грузов обусловлено сезонным увеличением, наблюдаемым на протяжении 3 лет, предшествующих текущему периоду регулирования).
При этом стоимость перевозки грузов альтернативным видом транспорта определяется по данным информационно-аналитических материалов в условиях, сопоставимых с условиями перевозок грузов железнодорожным транспортом (в том числе, по роду груза, дальности и пунктам отправления и назначения перевозки).
Повышение тарифов допускается только в отношении грузов, объем перевозок которых по территории Российской Федерации альтернативными видами транспорта составляет не менее 10% от общего объема перевозок данного груза по российской транспортной системе.