В данном случае допускается повышение уровня тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов по направлениям перевозок и родам грузов при наличии альтернативных маршрутов доставки грузов (в том числе железнодорожным транспортом) и при условии сохранения конкурентоспособности железнодорожного транспорта относительно альтернативных видов транспорта.
15.7. Превышение индекса цены товара (сырья), определенного на соответствующий период (финансовый год) прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации, на 3 процентных пункта и более параметров индексации тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов, установленных на аналогичный период.
Данный случай распространяется на грузы, транспортная составляющая которых в части регулируемых тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов в цене груза в пункте назначения, расположенном на территории Российской Федерации, не превышает 20%.
Повышение тарифов допускается только в отношении грузов, объем перевозок которых по территории Российской Федерации альтернативными видами транспорта составляет не менее 10% от общего объема перевозок данного груза по российской транспортной системе.
В данном случае допускается повышение уровня тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов по направлениям перевозок, родам грузов и видам сообщения, в том числе с учетом сегментации товарных рынков по географическим признакам, в размере, не превышающем соотношение индекса цены товара (сырья) и параметров индексации тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов.
16. Вопросы повышения уровня тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов рассматриваются по инициативе субъекта регулирования, оператора железнодорожного подвижного состава, перевозчика или пользователя транспортными услугами на основе технико-экономического обоснования, подтверждающего экономическую эффективность для субъекта регулирования принятия такого решения, а также перечня документов, подтверждающего параметры предоставленного технико-экономического обоснования.
При этом параметры технико-экономического обоснования, подтверждающего экономическую эффективность для субъекта регулирования принятия такого решения, а также перечень документов, подтверждающий параметры предоставленного технико-экономического обоснования, определяются субъектом регулирования.
17. Субъект регулирования имеет право отменить (пересмотреть) решение по повышению уровня тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов до истечения срока действия данного решения в случае:
- снижения экономической эффективности работы субъекта регулирования при перевозках грузов, определяемого за период не менее 3 месяцев с момента вступления в силу решения субъекта регулирования;
- снижения стоимости перевозимых грузов на 5% и более (кроме случаев, когда указанное снижение стоимости перевозимого груза обусловлено сезонным снижением стоимости груза, наблюдаемым на протяжении 3 лет, предшествующих текущему периоду регулирования), определяемого за период не менее 3 месяцев с момента вступления в силу решения субъекта регулирования;
- снижения влияния стоимости приобретаемых субъектом регулирования промышленных товаров (сырья) на себестоимость услуг железнодорожного транспорта общего пользования по перевозке грузов (без учета вагонной составляющей) в части затрат на топливо и материалы на 5% и более, определяемого за период не менее 3 месяцев с момента вступления в силу решения субъекта регулирования.
18. Повышение субъектом регулирования уровня тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов в индивидуальном порядке, а также в целях компенсации расходов субъекта регулирования от решений о снижении тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов не допускается.
V. Порядок и сроки принятия решения об установлении (изменении) уровня тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов в рамках ценовых пределов, установленных для среднесетевых условий.
19. Субъект регулирования принимает решение об установлении (изменении) уровня тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов в рамках ценовых пределов, установленных для среднесетевых условий (далее - решение), в соответствии с утверждаемым им регламентом, и в течение 10 (десяти) рабочих дней направляет данное решение в регулирующий орган с приложением пояснительной записки и материалов, подтверждающих информацию, содержащуюся в пояснительной записке.
При этом пояснительная записка субъекта регулирования содержит следующую обязательную информацию:
- формат установления (изменения) уровня тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов (согласно пункту 9 настоящих Правил) и условия их применения (согласно пункту 10 настоящих Правил);
- уровень (размер) тарифа на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов, устанавливаемый субъектом регулирования в рамках ценовых пределов, и период его действия;
- цель установления (изменения) уровня тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов (согласно пункту 5 настоящих Правил);
- обоснование экономической целесообразности принятия субъектом регулирования такого решения, а также расчет и анализ показателей (в том числе эксплуатационных и качественных), представленных в данном обосновании (в случае принятия субъектом регулирования решения исходя из экономической целесообразности);
- основания для установления (изменение) уровня тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов (согласно пункту 12 или пункту 15 настоящих Правил) (в случае принятия субъектом регулирования решения по снижению или повышению уровня тарифов исходя из экономической целесообразности);
- оценка размера средств, необходимых для компенсации потерь доходов субъекта регулирования в результате установления (изменения) уровня тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов (в случае принятия субъектом регулирования решения по изменению уровня тарифов в целях поддержки иных отраслей экономики Российской Федерации в установленном порядке);
- расчет технологических и эксплуатационных показателей (в случае принятия субъектом регулирования решения по повышению уровня тарифов исходя из положений подпункта 15.4 пункта 15 настоящих Правил).
Субъект регулирования вправе предоставить в пояснительной записке дополнительную информацию.
20. Регулирующий орган осуществляет учет решений об установлении (изменении) уровня тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента их поступления.
21. Решение субъекта регулирования подлежит обязательному опубликованию на его официальном сайте и в печатном издании.
Решение субъекта регулирования о снижении уровня тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов вступает в силу по истечении 10 (десяти) дней с момента его опубликования в печатном издании.
Решение субъекта регулирования о повышении уровня тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов вступает в силу не ранее, чем через 30 (тридцать) дней с момента его опубликования в печатном издании.
22. Решение субъекта регулирования об отмене ранее принятого им решения подлежит обязательной рассылке регулирующему органу не позднее чем за 10 (десять) дней до даты его вступления в силу.
Данное решение субъекта регулирования подлежит обязательному опубликованию на его официальном сайте и в печатном издании, и вступает в силу не ранее, чем через 30 (тридцать) дней с момента его опубликования в печатном издании.
23. Субъект регулирования ведет учет изменения доходов и иных показателей по каждому решению об установлении (изменении) тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов и ежеквартально предоставляет данную информацию в регулирующий орган в соответствии с приложением N 1 к настоящим Правилам.
Субъект регулирования ведет мониторинг финансово-экономических показателей своей деятельности по итогам принимаемых им решений по установлению (изменению) уровня тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов, а также мониторинг расчетных показателей (в том числе эксплуатационных и качественных), представляемых в регулирующий орган в пояснительной записке, по каждому решению и ежеквартально предоставляет данную информацию в регулирующий орган по форме, определяемой субъектом регулирования.
Регулирующий орган осуществляет контроль за применяемыми субъектом регулирования решениями на основе анализа представленных субъектом регулирования данных.
24. В случае, если нарушаются права потребителя, потребитель вправе обратиться в регулирующий орган для урегулирования в досудебном порядке споров в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 34, ст. 3426; 2001, N 33 (часть 1), ст. 3429; 2002, N 1 (часть 1), ст. 2; 2003, N 2, ст. 168; N 13, ст. 1181; 2004, N 27, ст. 2711; 2006, N 1, ст. 10; N 19, ст. 2063; 2007, N 1 (часть 1), ст. 21; N 43, ст. 5084; N 46, ст. 5557; 2008, N 52 (часть 1), ст. 6236; 2011, N 29, ст. 4281; 2011, N 30 (часть 1), ст. 4590, ст. 4596; 2011, N 50, ст. 7343; 2012, N 26, ст. 3446; 2012, N 31, ст. 4321).
VI. Правила установления (изменения) уровня тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов в рамках ценовых пределов, установленных в отдельных сегментах рынка железнодорожных транспортных услуг
25. Субъект регулирования принимает решение об установлении (изменении) уровня тарифов на услуги железнодорожного транспорта в отдельных сегментах рынка железнодорожных транспортных услуг после установления регулирующим органом соответствующих ценовых пределов (предельных уровней тарифов).
26. Решения об установлении (изменении) уровня тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов принимаются субъектом регулирования путем установления:
- пониженных тарифов в случае, если привлекаются частные инвестиции и стоимость использования заемных средств, вложенных в объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, принадлежащие субъекту регулирования на праве собственности или ином вещном праве, возмещается за счет действия пониженных тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов при оказании работ (услуг) инвестору;
- повышенных тарифов в случае, когда финансирование осуществляется за счет средств субъекта регулирования или средств частных инвесторов, и средства, вложенные в объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, включая стоимость использования заемных средств, возмещаются за счет действия повышенных тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов при оказании работ (услуг) пользователям транспортными услугами, не являющимся инвесторами.
Повышенные (пониженные) тарифы на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов устанавливаются субъектом регулирования для перевозок, ставки платы за которые определяются по всему маршруту следования, полностью или частично совпадающему с участками, финансирование которых (возврат средств, вложенных в которые) осуществляется за счет действия данных повышенных (пониженных) тарифов.
При этом установление (изменение) уровня тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов с целью финансирования отдельных объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования допускается по родам и классам перевозимых грузов.
VII. Порядок и сроки принятия решения по установлению (изменению) уровня тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов в рамках ценовых пределов, установленных в отдельных сегментах рынка железнодорожных транспортных услуг
27. Субъект регулирования утверждает предложения по развитию отдельных объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и их финансированию за счет установления (изменения) предельного уровня тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов в отдельных сегментах рынка железнодорожных транспортных услуг (далее - предложение) в соответствии с утверждаемым им регламентом, и в течение 10 (десяти) рабочих дней направляет данное предложение в федеральный орган исполнительной власти в области транспорта с приложением следующей обязательной информации:
- характеристика объекта инфраструктуры, строительство которого предполагается за счет установления тарифов, сборов и платы, применяемых в отдельных сегментах рынка железнодорожных транспортных услуг;
- расчет стоимости объекта инфраструктуры, необходимых размеров инвестиций и сроков реализации соответствующего проекта с указанием планируемых источников финансирования капитальных вложений, объема расходов, связанных с возвратом и обслуживанием долгосрочных заемных средств, направляемых на финансирование капитальных вложений, начиная с момента поступления средств на реализацию проекта;
- прогнозируемые затраты на эксплуатацию планируемого к строительству объекта инфраструктуры в текущих ценах и доходные поступления от перевозок с использованием данного объекта инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования по действующим среднесетевым тарифам;
- возможные сроки окупаемости капитальных вложений в данный объект инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, с учетом предельных сроков окупаемости не более 15 (пятнадцати) лет;
- обоснование о невозможности финансирования данного объекта инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования за счет источников финансирования инвестиционной программы, определенных в финансовом плане владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, с учетом обоснования невозможности использования заемных средств;
- необходимость развития существующих участков железнодорожной инфраструктуры для освоения перспективных объемов перевозок при введении объекта инфраструктуры в эксплуатацию;
- вид (индекс к действующим тарифам или абсолютное значение платы), параметры установления, предельный уровень и срок действия тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов;
- стоимость объекта инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, с учетом стоимости заемных средств, с распределением объемов финансирования инвестиционных расходов по каждому году периода окупаемости проекта;