принятие решения о проведении проверки;
подготовка к проведению проверки;
издание распоряжения о проведении проверки;
проведение внеплановой выездной проверки;
составление акта проверки (приложение N 4 к Регламенту), ознакомление проверяемого лица с актом проверки;
принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер при выявлении нарушений в ходе проведения проверки.
34. Сотрудники территориальных органов ФМС России и их структурных подразделений в целях предупреждения и пресечения преступлений и административных правонарушений информируют соответствующие территориальные органы МВД России при выявлении:
граждан Российской Федерации, проживающих без документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации*(24), или по недействительному паспорту гражданина Российской Федерации, либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства,
должностных лиц, допускающих проживание гражданина Российской Федерации без паспорта гражданина Российской Федерации, или по недействительному паспорту гражданина Российской Федерации, либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства;
граждан, допускающих в занимаемых ими по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, либо в принадлежащих им на праве собственности, проживание гражданина Российской Федерации без паспорта гражданина Российской Федерации, или по недействительному паспорту гражданина Российской Федерации, либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства.
35. Территориальные органы МВД России на районном уровне информируют соответствующие структурные подразделения территориальных органов ФМС России о выявлении в ходе исполнения служебных обязанностей:
граждан Российской Федерации, проживающих без документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации*(24), или по недействительному паспорту гражданина Российской Федерации, либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства,
должностных лиц, допускающих проживание гражданина Российской Федерации без паспорта гражданина Российской Федерации, или по недействительному паспорту гражданина Российской Федерации, либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства;
граждан, допускающих в занимаемых ими по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, либо в принадлежащих им на праве собственности, проживание гражданина Российской Федерации без паспорта гражданина Российской Федерации, или по недействительному паспорту гражданина Российской Федерации, либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства.
36. Проверки соблюдения гражданами Российской Федерации и должностными лицами Правил регистрации непосредственно в жилом секторе осуществляются участковыми уполномоченными полиции в рамках профилактического обхода закрепленных административных участков самостоятельно либо совместно с сотрудниками территориальных органов ФМС России, их структурных подразделений, а также сотрудниками территориальных органов ФМС России, их структурных подразделений в рамках проводимых мероприятий по контролю за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами Правил регистрации.
37. Руководители территориальных органов МВД России организуют работу и обеспечивают контроль за выполнением участковыми уполномоченными полиции их функциональных обязанностей по данному направлению служебной деятельности.
38. О проведенной на административном участке работе по проверкам соблюдения гражданами Российской Федерации и должностными лицами Правил регистрации участковые уполномоченные полиции докладывают непосредственному руководителю территориального органа МВД России на районном уровне, который в случае выявления нарушений Правил регистрации в рамках взаимодействия информирует соответствующее структурное подразделение территориального органа ФМС России.
39. Организационные мероприятия и практическое руководство деятельностью территориальных органов ФМС России и их структурных подразделений по контролю за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами Правил регистрации осуществляются ФМС России, ее территориальными органами.
Организационные мероприятия и практическое руководство деятельностью могут осуществляться совместно с территориальными органами МВД России, включаются в планы работы территориальных органов ФМС России, содержащие сведения о наименовании и местонахождении проверяемых жилых и нежилых помещений, ответственных лицах и о сроках исполнения.
40. При установлении фактов нарушения Правил регистрации, за которые в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность, сотрудниками составляются протоколы об административных правонарушениях, учет которых ведется в территориальных органах ФМС России, их структурных подразделениях, в территориальных органах МВД России в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
41. По фактам нарушения Правил регистрации, допущенных военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации, гражданами, призванными на военные сборы, и имеющими специальные звания сотрудниками органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов, командирам соответствующих воинских частей или руководителям соответствующих служб и подразделений направляется информация для решения вопроса о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
42. В целях соблюдения требований Регламента составление протоколов об административных правонарушениях и рассмотрение дел об административных правонарушениях осуществляется сотрудниками территориальных органов ФМС России и территориальных органов МВД России в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
43. Плановая проверка проводится каждые 5 лет и включается в планы мероприятий территориальных органов ФМС России.
В планах мероприятий территориальных органов ФМС России должны предусматриваться:
проверки жилых и нежилых помещений, где могут проживать граждане Российской Федерации без паспорта гражданина Российской Федерации, или по недействительному паспорту гражданина Российской Федерации, либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства, или у которых истек срок регистрации по месту пребывания;
проверки соблюдения Правил регистрации должностными лицами, ответственными за регистрацию, физическими и юридическими лицами, предоставляющими принадлежащие им на праве собственности, на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления жилые помещения для временного или постоянного проживания другим гражданам, обеспечения ими сохранности регистрационных документов, предусмотренных Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным приказом ФМС России от 11 сентября 2012 г. N 288*(28);
порядок и формы взаимодействия по данному направлению с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (проведение совместных профилактических мероприятий по проверке конкретных помещений, рассмотрение данного вопроса на служебных совещаниях, рабочих встречах, письменное информирование данных органов о выявленных недостатках с предложениями по их устранению).
44. Внеплановая проверка проводится по обращениям физических и юридических лиц, в том числе предоставляющих потребителям коммунальные услуги, по поступившим от них актам об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении, а также иным материалам, указывающим на наличие события административного правонарушения, поступившим из правоохранительных органов, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, от общественных объединений.
45. К проведению выездной проверки территориальными органами ФМС России, ее структурными подразделениями могут привлекаться представители территориальных органов МВД России, иных правоохранительных органов, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в порядке, установленном пунктами 71-73 Регламента.
46. Проверки осуществляются на основании распоряжения о проведении проверки (приложения N 1, 2 к Регламенту).
47. В случае выявления нарушений законодательных, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, осуществление контроля за соблюдением которых не относится к компетенции ФМС России, МВД России, полученные при проведении проверки материалы в срок не позднее десяти рабочих дней с момента выявления таких нарушений, а в случае выявления признаков состава преступления - в трехдневный срок, направляются по принадлежности в уполномоченные органы.
Сведения о фактах проживания граждан Российской Федерации без регистрации по месту пребывания или по месту жительства, выявленных по результатам проверки по актам об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении - в трехдневный срок, направляются юридическим лицам, предоставляющим потребителям коммунальные услуги, составившим такой акт.
Принятие решения о проведении проверки
48. Основаниями для проведения внеплановой выездной проверки являются:
материалы, указывающие на наличие события административного правонарушения, поступившие из правоохранительных органов, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, от общественных объединений;
сообщения и заявления физических и юридических лиц, в том числе предоставляющих потребителям коммунальные услуги, в форме актов об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
непосредственное выявление сотрудниками в процессе исполнения ими своих должностных обязанностей факта нарушения проверяемыми лицами Правил регистрации.
49. Решение о проведении внеплановой проверки принимается руководителем ФМС России, его заместителем по курируемому направлению деятельности, руководителем территориального органа ФМС России, Министром внутренних дел Российской Федерации, его заместителем по курируемому направлению деятельности, начальником территориального органа МВД России, его заместителем по курируемому направлению деятельности.
Решение принимается в письменной форме в виде распоряжения о проведении проверки (приложения N 1, 2 к Регламенту).
50. Срок принятия решения о проведении внеплановой и камеральной проверки составляет пять рабочих дней с момента поступления обращений (заявлений) физических (юридических) лиц, материалов, указывающих на наличие события административного правонарушения, поступивших из правоохранительных органов, федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, от общественных объединений.
Принятие решения о проведении выездной плановой проверки осуществляется не менее чем за пять рабочих дней до даты начала проведения проверки, предусмотренной в плане.
51. Камеральная проверка проводится в случае получения территориальными органами ФМС России, их структурными подразделениями сведений о возможных нарушениях проверяемыми лицами Правил регистрации, а также наличия в имеющихся материалах признаков, указывающих на административное правонарушение.
52. Основанием для принятия решения о проведении плановой выездной проверки является утвержденный на соответствующий период текущего года план территориального органа ФМС России по проведению проверок.
Подготовка к проведению проверки
53. Подготовка к проверке осуществляется на основании поступивших материалов, указывающих на наличие события административного правонарушения, либо плана по проведению проверок.
54. Подготовкой к проведению проверки является период с момента наступления обстоятельств, предусмотренных пунктами 48 и 51 Регламента, до издания распоряжения о проведении проверки, необходимый для получения сведений, обязательных для включения в текст распоряжения о проведении проверки и (или) необходимых для подтверждения обстоятельств, обязательных к установлению, для принятия решения о ее проведении, согласования порядка проведения проверки, определения состава группы по проведению проверки, подготовки проекта распоряжения о проведении проверки.
55. Подготовку к проведению проверки осуществляют сотрудники, определенные в качестве исполнителей в соответствующих планах, в компетенцию которых входит проведение данной проверки.
56. При подготовке к проведению проверки в целях подтверждения обстоятельств, предусмотренных пунктами 48 и 51 Регламента, сотрудники направляют запросы о предоставлении сведений, относящихся к проверяемому лицу, в государственные органы, органы местного самоуправления и (или) подведомственные государственным органам и органам местного самоуправления организации, в распоряжении которых могут иметься указанные сведения.
57. В случаях, когда в период подготовки и (или) проведения проверки сотрудникам необходимо получение информации от другого территориального органа ФМС России, его структурного подразделения, территориального органа МВД России, исполнение запросов осуществляется в 3-дневный срок со дня получения запроса.