Таблица 5.11 – Дополнительные требования к плотному горячему асфальтобетону для покрытий на мостовых сооружениях
Наименование показателей | Технические требования | Методы испытания |
Предел прочности на растяжение при изгибе, МПа, при 0 оС, в пределах | 2,5 – 3,4 | ГОСТ 12801 |
Отношение пределов прочности при изгибе при 0 оС и 20 оС, не более | 8 | ГОСТ 12801 |
Остаточная пористость, %, не более | 4 | ГОСТ 12801 |
Трещиностойкость по пределу прочности на растяжение при расколе при 0 оС и скорости 50 мм/мин, МПа | В соответствии с приложением Ж | ГОСТ 12801 |
Примечание – Для высокоплотных асфальтобетонов с содержанием щебня от 50 % до 70 % остаточная пористость должна быть не более 2 %. |
Подбор оптимального состава горячей асфальтобетонной смеси должен производиться в лаборатории при соответствии показателей свойств асфальтобетона требованиям ГОСТ 9128.
5.4.13. Горячие асфальтобетонные смеси согласно ГОСТ 9128 должны быть однородными. Однородность горячих асфальтобетонов оценивают по ГОСТ 12801 коэффициентом вариации предела прочности при сжатии при температуре 50 °С. В зависимости от марки горячей асфальтобетонной смеси коэффициент вариации должен быть не более указанного в таблице 5.12.
Таблица 5.12 – Значения коэффициента вариации предела прочности при сжатии при температуре 50 °С
Наименование показателя | Максимальный коэффициент вариации для горячих смесей марки по ГОСТ 9128 | |
I | II | |
Предел прочности при сжатии при температуре 50 °С | 0,16 | 0,18 |
5.5. Щебеночно-мастичные асфальтобетонные смеси и щебеночномастичный асфальтобетон
5.5.1. Щебеночно-мастичные асфальтобетонные смеси и щебеночно-мастичный асфальтобетон (далее – ЩМА) должны отвечать требованиям 5.5.1 – 5.5.8, ГОСТ 31015, СТО НОСТРОЙ 2.25.38-2011 (подраздел 4.2).
5.5.2. Для устройства покрытий на мостовых сооружениях следует применять следующие виды щебеночно-мастичных асфальтобетонных смесей в зависимости от максимальной крупности щебня:
ЩМА-20 – с наибольшим размером зерен 20 мм; ЩМА-15 – »»»»15 мм;
ЩМА-10 – »»»»10 мм.
5.5.3.Вид щебеночно-мастичного асфальтобетона рекомендуется назначать в зависимости от толщины устраиваемого конструктивного слоя по таблице 5.13. Таблица 5.13 – Рекомендуемые толщины устраиваемых слоев из ЩМА
Показатели | Вид асфальтобетона | ||
ЩМА-20 | ЩМА-15 | ЩМА-10 | |
Толщина слоя, см | 4,0 – 6,0 | 3,0 – 5,0 | 2,0 – 4,0 |
Расход смеси, кг/м2 | 100 – 150 | 75 – 125 | 50 – 100 |
Примечание – Расход смеси указан ориентировочно для истинной плотности минеральной части в пределах от 2,7 до 2,8 г/см3 и должен уточняться по фактической плотности асфальтобетона в уплотненном состоянии. |
5.5.4. Зерновые составы минеральной части ЩМА должны отвечать требованиям ГОСТ 31015 и таблицы И.1 (приложение И).
5.5.5. В качестве стабилизирующих добавок при изготовлении ЩМАС в соответствии с ГОСТ 31015–2002 (пункт 5.10.4) по результатам лабораторного подбора следует применять целлюлозные или полимерные волокна и специальные гранулы на их основе, отвечающие требованиям технических условий предприятия-изготовителя. Допускается применять другие стабилизирующие добавки по ГОСТ 31015, способные предотвращать стекание вяжущего в ЩМАС, которые не оказывают отрицательного действия на показатели качества ЩМА.
Количество добавки определяется по результатам лабораторного подбора из условия обеспечения устойчивости ЩМАС к отслаиванию битума. Показатель стекания вяжущего, определяемый по ГОСТ 31015, должен быть не более 0,3 % по массе.
5.5.6. По требованию заказчика к ЩМА могут предъявляться дополнительные требования по устойчивости к воздействию шипованных шин. Требования к показателю износостойкости приведены в приложении К.
5.5.7. Подбор оптимального состава ЩМАС должен проводиться в лаборатории и обеспечивать соответствие показателей свойств асфальтобетона требованиям настоящего стандарта и ГОСТ 31015. Зерновые составы ЩМА на основе минеральных материалов, которые отличаются показателями истинной плотности более чем на 0,2 г/см3, следует подбирать в процентах по объему.
Примечание – Необходимо обеспечить соответствие ГОСТ 31015 показателей следующих свойств: остаточная пористость, пористость минеральной части, водонасыщение, предел прочности при сжатии при температуре 20 °С и 50 °С, сдвигоустойчивость, трещиностойкость, водостойкость.
5.5.8. К щебеночно-мастичным асфальтобетонным покрытиям мостовых сооружений предъявляют, как правило, повышенные требования по показателям водонепроницаемости, усталостной стойкости, водо-морозостойкости и теплостойкости, которые приведены в таблице И.2 (приложение И). Кроме того, применяемые ЩМАС должны хорошо уплотняться без применения вибрации.
Примечание – Соответствующие рекомендации по подбору составов ЩМАС приведе-
ны в приложении Л.
5.6. Литые асфальтобетонные смеси и литой асфальтобетон
5.6.1. Литые асфальтобетонные смеси должны отвечать требованиям 5.6.1 – 5.6.3, ГОСТ Р 54401, СТО НОСТРОЙ 2.25.39-2011 (подраздел 4.2).
Примечание – Для пешеходных мостов, тротуаров и для автодорожных мостов с ортотропными плитами могут применяться тонкослойные полимерные покрытия.
Литая асфальтобетонная смесь должна быть приготовлена по технологическому регламенту, утвержденному предприятием-изготовителем.
Литая асфальтобетонная смесь для устройства покрытий на мостах и искусственных сооружениях, в зависимости от назначения, имеет классификационные особенности, приведенные в СТО НОСТРОЙ 2.25.39-2011 (таблица 4.5).
5.6.2. Показатели физико-механических свойств образцов литой асфальтобетонной смеси и литого асфальтобетона должны соответствовать значениям для дорог группы А, указанным в СТО НОСТРОЙ 2.25.39-2011 (таблица 4.6).
5.6.3. Температура литой асфальтобетонной смеси при выпуске из смесителя должна быть в пределах показателей, приведенных в таблице 5.14.
Таблица 5.14 – Температура литой асфальтобетонной смеси при выпуске из смесителя
Вид вяжущего | Температура смеси, оС, | ||
при температуре воздуха, оС | |||
выше +10 | от +10 до +5 | ниже +5 | |
Полимерно-битумное вяжущее | 190 – 215 | 190 – 215 | 200 – 215 |
Битумное вяжущее с пенетрацией 40/50 | 210 – 230 | 220 – 230 | 220 – 240 |
Битум марки БНД 40/60 | 200 – 220 | 210 – 230 | 220 – 230 |
5.7. Цементобетонные, фиброцементобетонные смеси
5.7.1. Смеси цементобетонные и фиброцементобетонные должны отвечать требованиям 5.7.1 – 5.7.7, ГОСТ 26633, ГОСТ 7473, СП 78.13330, СТО НОСТРОЙ 2.25.41-2011 (подраздел 6.2).
Примечание – Цементобетонные и фиброцементобетонные смеси применяют только для устройства покрытия на железобетонной плите.
5.7.2. Для строительства монолитных цементобетонных и фиброцементобетонных покрытий необходимо обеспечить соответствующие принятой технологии укладки свойства смеси на месте бетонирования с учетом времени транспортирования бетонной смеси и необходимых технологических перерывов.
5.7.3. Цементобетонные и фиброцементобетонные смеси для покрытий мостового сооружения, устраиваемых в скользящей опалубке, должны соответствовать марке по удобоукладываемости П1 (осадка стандартного конуса ОК от 1 до 4 см) согласно ГОСТ 7473 и требуемому объему вовлеченного воздуха от 5 % до 7 % по ГОСТ 26633.
Показатели удобоукладываемости бетонной смеси и объем вовлеченного воздуха определяют по ГОСТ 10181.
5.7.4. Цементобетонные и фиброцементобетонные смеси для покрытий мостового сооружения должны соответствовать требованиям ГОСТ 7473 по показателям расслаиваемости.
5.7.5. Цементобетонные и фиброцементобетонные смеси для покрытий мостового сооружения должны обеспечивать получение требуемых геометрических параметров свежеуложенного покрытия, устраиваемого в скользящей опалубке, характеризоваться стойкостью против оплыва кромок свежеуложенного покрытия после его выхода из скользящей опалубки.
Цементобетонные и фиброцементобетонные смеси должны обеспечивать возможность механизированной отделки поверхности свежеуложенного покрытия и создание на ней искусственной шероховатости в соответствии с действующими нормами по ровности поверхности, глубине бороздок шероховатости в соответствии с СП 78.13330.2012 (пункт 14.3.6).
5.7.6. Величина плотности цементобетонных и фиброцементобетонных смесей, изготовленных на цементобетонном заводе, должна соответствовать данным подбора состава, с учетом фактического объема вовлеченного воздуха в смеси.
5.7.7. Применение цементобетонных и фиброцементобетонных смесей при температурах воздуха более плюс 30 °С для устройства покрытий не допускается.
6 Технология устройства дорожной одежды на железобетонной плите
Технологическая последовательность устройства дорожной одежды на железобетонной плите проезжей части включает следующие операции:
а) подготовительные работы:
- устройство выравнивающего слоя по 6.2;
- устройство гидроизоляции и защитного слоя согласно 6.3 и разделу 8;
б) устройство покрытия из асфальтобетона или цементобетона согласно разделам 9 или 10:
- устройство покрытия из горячего асфальтобетона по 9.3;
- устройство покрытия из щебне-мастичного асфальтобетона по 9.4;
- устройство покрытия из литого асфальтобетона по 9.5;
- устройство покрытия из цементобетона или фиброцементобетона по разделу 10.
6.1. Подготовительные работы
6.1.1. Технологический процесс подготовительных работ при устройстве конструкции дорожной одежды на железобетонной плите проезжей части включает: