Постановление Правительства РФ от 5 декабря 2001 г. N 848"О федеральной целевой программе "Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)" стр. 12

проведение мероприятий по обеспечению безопасности на железнодорожном транспорте.
Основой подпрограммы являются инвестиционные проекты, направленные на достижение стратегических целей и решение задач по развитию железнодорожного транспорта. Описание важнейших инвестиционных проектов подпрограммы приведено в приложении N 2.
Для обеспечения возрастающих объемов перевозок на основных направлениях движения грузо- и пассажиропотоков требуется увеличение их пропускной способности за счет строительства дополнительных главных путей и открытия разъездов.
До 2020 года строительство вторых главных путей необходимо осуществить на таких основных участках, как Мга - Гатчина - Веймарн, Тимашевская - Крымская, Котельниково - Тихорецкая - Кореновск, Волгоград - Котельниково, Трубная - В.Баскунчак - Аксарайская.
В рамках мероприятий, осуществляемых открытым акционерным обществом "Российские железные дороги", планируются строительство дополнительных главных путей и разъездов, развитие станций на подходах к портам, расположенным на северо-западе, юге России и на Дальнем Востоке, а также развитие участков Междуреченск - Тайшет, Тобольск - Сургут и восстановление объектов железнодорожного транспорта в Чеченской Республике.
Кроме того, для развития пассажирских перевозок в Московском транспортном узле должны быть осуществлены масштабные мероприятия по строительству дополнительных главных путей на головных участках всех пригородных направлений, Большом Московском окружном кольце и ряде соединительных линий.
В составе мероприятий, направленных на модернизацию постоянных устройств и сооружений железных дорог, предусматриваются увеличение скоростей движения грузовых поездов, реконструкция и строительство новых инженерных сооружений, модернизация оборудования электроснабжения и электрификация участков, внедрение современных систем управления перевозочным процессом на основе информатизации отрасли. В первую очередь реализацию указанных мероприятий предполагается осуществить на магистральных направлениях, где выполняется примерно 70 процентов грузооборота железнодорожного транспорта.
Увеличение весовых норм является одним из приоритетных мероприятий, позволяющих обеспечить возрастающие объемы перевозок грузов, повысить эффективность работы железных дорог в рыночных условиях.
Перспективный полигон обращения поездов повышенной массы и длины включает такие направления, как Кузбасс - Северо-Запад, Курган - Волгоград - порты Азово-Черноморского бассейна и Екатеринбург - Москва - Смоленск. Обращение поездов повышенного веса предусматривается также на направлении Тайшет - Тында - Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань, на восточной части Транссибирской магистрали и других участках сети железных дорог.
Направления и участки железных дорог, включенные в перспективный полигон обращения поездов повышенного веса и длины, играют важную роль в осуществлении перевозок грузов по сети железных дорог Российской Федерации. В перспективе их значение еще более возрастет, что будет связано как с увеличением перевозок экспортных грузов в направлении портов Северо-Западного и Южного регионов, так и с ростом внутренних перевозок, в частности перевозок угля для обеспечения потребностей энергетики Урала и центра страны. Ожидается, что доля общего грузооборота, осваиваемого на указанных направлениях, возрастет к 2020 году до 40 - 45 процентов.
Подготовку инфраструктуры для обращения поездов повышенного веса предусматривается осуществлять путем ее комплексной реконструкции при выполнении работ по капитальному ремонту и обновлению основных фондов, выработавших ресурс.
Для безопасного и бесперебойного движения поездов с установленными массой и скоростями необходимы реконструкция и строительство новых инженерных сооружений. В первую очередь это относится к мостам с металлическими пролетными строениями старой постройки и к тоннелям.
До 2020 года планируется провести реконструкцию Большого и Малого Новороссийских тоннелей, осуществить реконструкцию мостов через р. Волгу на участке Аксарайская - Астрахань, через р. Каму в Пермском узле и другие мероприятия.
Учитывая более высокую энергетическую и эксплуатационную эффективность электрифицированных линий по сравнению с тепловозной тягой, будет увеличена протяженность электрифицированных железнодорожных линий. Предусматривается электрификация участка Трубная - Аксарайская и других.
Массовое внедрение на сети железных дорог информационных технологий и автоматизированных систем управления и контроля требует существенного увеличения объемов обработки информации и ее передачи с объектов инфраструктуры, включая устройства сигнализации, связи, энергоснабжения и пути. Для этого необходимо существенное наращивание объемов внедрения цифровых систем передачи данных на основе использования волоконно-оптических линий связи.
Задача строительства железнодорожных линий в районах нового освоения включает мероприятия, реализация которых позволит получить значительный экономический и социальный эффект для всего государства, позволит вовлечь в экономический оборот перспективные месторождения полезных ископаемых и сырьевых ресурсов, оптимизировать транспортные схемы перевозок грузов и пассажиров.
Предусматривается строительство железнодорожных линий Беркакит - Томмот - Якутск, Салехард - Надым, мостовых переходов через р. Лену в районе г. Якутска и р. Обь в районе г. Салехарда, проектирование Северо-Сибирской магистрали (Нижневартовск - Белый Яр - Усть-Илимск).
Решение задачи по строительству новых железнодорожных линий для организации скоростного и высокоскоростного пассажирского движения предусматривает проектирование высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва - Санкт-Петербург. По итогам проектных работ дополнительно к мероприятиям, включенным в подпрограмму, будет разработан механизм реализации указанного проекта, основанный на принципах государственно-частного партнерства.
В рамках решения задачи по развитию сети железных дорог на направлениях транспортных коридоров намечается развитие Московского транспортного узла.
Решение задачи по обновлению парков грузового и пассажирского подвижного состава позволит обеспечить увеличение их производительности не менее чем на 15 - 20 процентов.
Решение задачи по обеспечению транспортной безопасности предполагает создание многоуровневой системы. Это становится возможным в результате развития информационных технологий и появления цифровых каналов передачи информации, волоконно-оптических линий связи, радиосвязи, средств сигнализации и нового поколения компьютерных устройств на станциях и локомотивах.
В целом мероприятия по внедрению технических средств, повышающих безопасность движения, направлены на использование многоцелевых комплексов технических средств (включая многоканальные регистры и системы локомотивной сигнализации), средств диагностики и дефектоскопии пути, путевой аппаратуры, системы автоматического управления тормозами, аварийно-восстановительных средств и других систем и приборов.
Для выполнения задачи по строительству обходов железнодорожных узлов намечается строительство обхода Краснодарского железнодорожного узла с комплексной реконструкцией участка им. М. Горького - Котельниково - Тихорецкая - Крымская. Проведение этих мероприятий позволит обеспечить беспрепятственный пропуск транзитных потоков грузов и пассажиров, повысить транспортную и экологическую безопасность в городах, сократить транспортные издержки и время в пути.
Решение задачи по развитию материальной базы учебных заведений железнодорожного транспорта позволит привести ее в соответствие с современными требованиями за счет увеличения учебно-производственных площадей, строительства и реконструкции общежитий, объектов общепита и других объектов ведущих отраслевых учебных заведений.
Научно-техническое обеспечение реализации подпрограммы предусматривает проведение работ по исследованию рынка транспортных услуг, ресурсосбережению, формированию полигонов движения тяжеловесных поездов, созданию новых видов подвижного состава, развитию скоростного и высокоскоростного пассажирского движения, разработке методических рекомендаций по определению эффективности инвестиционных проектов и методов оптимизации развития сети железных дорог, исследованию перспектив ее развития, а также перспектив применения новых видов железнодорожного транспорта, изучению проблем безопасности, совершенствованию государственной системы подготовки специалистов, совершенствованию технического регулирования на железнодорожном транспорте.

IV. Обоснование ресурсного обеспечения подпрограммы

Общий объем финансирования, необходимый для реализации мероприятий подпрограммы, составляет 3675,9 млрд. рублей (в ценах соответствующих лет). Расходы на реализацию подпрограммы с распределением по годам, направлениям расходования и источникам финансирования приведены в приложении N 3.
Основным источником финансирования мероприятий подпрограммы являются внебюджетные средства, которые составляют 3151,5 млрд. рублей (84,9 процента общих расходов по подпрограмме).
Из внебюджетных источников финансируются строительство дополнительных главных путей, реконструкция и модернизация постоянных устройств и сооружений, обеспечение безопасности железнодорожного транспорта.
С привлечением средств внебюджетных источников финансируются обновление подвижного состава, строительство новых железнодорожных линий, развитие материальной базы учебных заведений и научное обеспечение реализации подпрограммы.
Средства федерального бюджета составляют 513,8 млрд. рублей (12,1 процента общих расходов по подпрограмме).
Поддержка реализации подпрограммы за счет средств федерального бюджета необходима для строительства новых железнодорожных линий, имеющих общегосударственное значение, финансирования развития материальной базы учебных заведений и научного обеспечения реализации подпрограммы.
Средства, выделяемые из бюджетов субъектов Российской Федерации на реализацию подпрограммы, составляют 10,4 млрд. рублей (0,3 процента общих расходов по подпрограмме).

V. Механизм реализации подпрограммы

Управление ходом реализации подпрограммы осуществляет государственный заказчик - Федеральное агентство железнодорожного транспорта.
Основными целями и задачами управления реализацией подпрограммы являются:
обеспечение эффективного целевого использования средств, включая средства государственной поддержки, в соответствии с определенными приоритетами;
осуществление контроля при реализации инвестиционных проектов и передача в эксплуатацию объектов, строительство которых завершено.
Отбор организаций - исполнителей подпрограммы осуществляется на конкурсной основе.

VI. Оценка социально-экономической и экологической эффективности подпрограммы

Экономический эффект от реализации мероприятий, направленных на развитие железнодорожного транспорта, формируется за счет увеличения объемов перевозок и снижения эксплуатационных издержек. В  среднем срок окупаемости проектов в отрасли составляет 10 лет, при этом для крупномасштабных инфраструктурных проектов он достигает 12 - 20 лет.
Дополнительное влияние на развитие экономики Российской Федерации окажет мультипликативный эффект, который образуется за счет сокращения совокупных транспортных издержек, развития производства и социальной сферы.
Мультипликативный эффект формируется за счет следующих основных факторов:
рост производительности труда за счет внедрения новых технологий работы;
увеличение объема и качества перевозок, что обеспечит сокращение потерь при перевозках грузов;
снижение потребности в материальных ресурсах за счет проведения модернизации инфраструктурных объектов и подвижного состава;
создание дополнительных рабочих мест в регионах в связи с расширением объектов производственного назначения и, как следствие, увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней;
внедрение ресурсосберегающих технологий.
Общий мультипликативный эффект от реализации подпрограммы только за период 2010 - 2015 годов оценивается в 443 млрд. рублей (в ценах соответствующих лет).
Оценка реализации подпрограммы производится по количественным и качественным показателям общественной, коммерческой и бюджетной эффективности. При этом количественными показателями являются показатели интегрального дисконтированного эффекта, а качественными - показатели окупаемости мероприятий с учетом дисконтирования.