СТО НОСТРОЙ 2.25.186-2015 Автомобильные дороги Усиление верхних слоев нежестких дорожных одежд Правила, контроль выполнения и требования к результатам работ стр. 3

3.24технология асфальтобетонная высокотемпературная: совокупность способов, приемов и последовательность работ, осуществляемых с использованием легко уплотняемых вязко-текучих и вязко-пластичных асфальтобетонных смесей при температуре от 1900С до 220оС.
3.25 трещины отраженные: Трещины в покрытии, дублирующие швы, или трещины нижележащего слоя дорожной одежды.
3.26 трещины температурные: Трещины в покрытии, возникающие в материале от напряжений, появляющихся от температурных деформаций.
. 3.27 трещины усталостные: Трещины в покрытии, образующиеся под воздействием многократных нагрузок в результате усталостного разрушения асфальтобетона.
3.28 усиление дорожной одежды: Комплекс технологических операций при реконструкции и капитальном ремонте, направленный на повышение несущей способности дорожной одежды.
3.29 усиление верхних слоев нежестких дорожных одежд: Комплекс технологических операций при реконструкции и капитальном ремонте, связанный с укладкой нового слоя или слоев с целью обеспечения соответствия эксплуатационных свойств (прочности, ровности и шероховатости) отремонтированного дорожного покрытия предъявляемым требованиям.
  1. усиление верхних слоёв нежёстких дорожных одежд комбинированным асфальтобетонным покрытием: Технологический процесс, заключающийся в устройстве дорожного покрытия из двух разных по составу, структуре и свойствам асфальтобетонов, объединённых в единый монолитный пласт одновременной или последовательной укладкой и уплотнением нижнего и верхнего слоя.
  2. усиление верхних слоёв нежёстких дорожных одежд стекловолоконными и металлическими сетками: Технологический процесс, заключающийся в укладке с розливом вяжущего и фиксации сеток перед устройством верхнего слоя покрытия.
  3. усиление верхних слоёв нежёстких дорожных одежд цементобетонным покрытием из модифицированного цементобетона:
Технологический процесс, заключающийся в устройстве на существующем асфальтобетонном покрытии нового слоя из модифицированного цементобетона.
3.33 шлифуемость: Сопротивляемость истиранию крупного минерального заполнителя или асфальтобетонного покрытия под воздействием колес транспортных средств.
3.34 эмульсионно-минеральная смесь: Смесь из мелкого минерального заполнителя и битумной эмульсии.
3.35 ямочный ремонт: Ремонтные работы по устранению на покрытии дефектов в виде выбоин, ям сколов кромки покрытия у обочин и т.п.

4 Общие положения

4.1 Усиление верхних слоёв нежестких дорожных одежд, как правило, следует выполнять с применением:
- комбинированных асфальтобетонных покрытий согласно 6.1;
  • асфальтобетонных покрытий, армированных стекловолоконными или металлическими сетками согласно 6.2;
  • цементобетонных покрытий из модифицированного цементобетона согласно 6.3.
4.2 Работы по усилению верхних слоёв нежёстких дорожных одежд комбинированными асфальтобетонными покрытиями следует проводить согласно решению проекта в случае необходимости увеличения несущей способности дорожной одежды, снижения вероятности образования колеи, повышения воздухо - и водонепроницаемости покрытия.
4.2.1 Работы по усилению верхних слоёв нежёстких дорожных одежд комбинированными асфальтобетонными покрытиями следует выполнять одним из следующих способов:
- одновременной укладкой и уплотнением разных по составу и структуре асфальтобетонных смесей нижнего и верхнего слоев усиления за один проход специализированного асфальтоукладочного комплекса или двух асфальтоукладчиков (технология «горячая смесь по горячей смеси» или «Компакт-асфальт») согласно 6.1.1;
- последовательной укладкой и уплотнением нижнего и верхнего слоев усиления из разных по составу и структуре асфальтобетонных смесей за два прохода с помощью двух асфальтоукладчиков (технология «очень горячая смесь по тёплой или холодной поверхности нижнего слоя») согласно 6.1.2.
Примечание – При последовательной укладке и уплотнении слоёв из разных асфальтобетонных смесей взаимопроникание компонентов этих смесей и их прочное объединение достигается благодаря высокой температуре смеси верхнего слоя, свойствам поверхности нижнего слоя, а также виду и составу асфальтобетонных смесей (например, использованию литых и вибролитых асфальтобетонных смесей).
4.2.2 Усиление верхних слоев нежестких дорожных одежд комбинированными асфальтобетонными покрытиями должно обеспечивать частичное взаимопроникание компонентов смесей и их прочное объединение без предварительной подгрунтовки нижнего слоя усиления битумной эмульсией (позиции а) и б) рисунка 4.1).
а) - технология одновременной укладки и уплотнения нижнего и верхнего слоев
1 - верхний слой усиления около 2 см; 2- нижний слой усиления около 8 см, уложенный и уплотненный одновременно с верхним слоем; 3- слой основания;
б) – технология последовательной укладки и уплотнения нижнего и верхнего слоев
4- верхний слой усиления около 3 см, впоследствии частично впрессованный в нижний слой; 5 - нижний слой усиления около 6 см; 3- слой основания.
Рисунок 4.1 – Схема усиления нежёсткой дорожной одежды комбинированными асфальтобетонными покрытиями одновременной и последовательной укладкой и уплотнением нижнего и верхнего слоя
4.2.3 При организации работ по устройству слоев усиления способом одновременной укладки нижнего и верхнего слоев следует учитывать, что потребность в асфальтобетонных смесях при укладке значительно возрастает, и для обеспечения непрерывности работ необходимо задействовать минимум два асфальтобетонных завода.
4.2.4 Работы по усилению верхних слоев нежестких дорожных одежд способом последовательной укладки и уплотнения нижнего и верхнего слоев усиления следует выполнять с использованием легко уплотняющихся высокотемпературных подвижных литых и вибролитых асфальтобетонных смесей c температурой от 200 °С до 220 °С, которые образуют после укладки и уплотнения липкую и гладкую поверхность, готовую для последующей запрессовки в неё верхнего тонкого слоя из высокощебенистых вибролитой асфальтобетонной смеси или смеси для шероховатого тонкослойного покрытия с температурой от 190 °С до 210 °С по СТО НОСТРОЙ 2.25.48-2011 (раздел 8). При этом, предварительная подгрунтовка поверхности нижнего слоя битумной эмульсией не требуется.
Примечание – Применение в нижнем слое усиления смесей вязко-текучей или вязко-пластичной консистенции создает благоприятные условия для объединения слоёв при минимальном использовании уплотняющих средств, при этом используют лёгкие и средние катки, а сами работы отличаются большой эффективностью и низкой энергоёмкостью, и могут вестись при температуре воздуха до минус 100С.
4.3 Усиление верхних слоёв нежестких дорожных одежд при помощи сеток следует выполнять при необходимости повышения несущей способности дорожной одежды, повышения сопротивления покрытия растягивающим напряжениям и замедления появления отраженных и усталостных трещин, а также уменьшения колееобразования на асфальтобетонном покрытии. Выполнение работ по усилению верхних слоёв нежестких дорожных одежд стекловолоконными сетками следует производить согласно 6.2.1. Выполнение работ по усилению верхних слоёв нежестких дорожных одежд металлическими сетками следует производить согласно 6.2.2.
4.3.1 Стекловолоконные сетки следует располагать по одному из двух вариантов – под верхним слоем покрытия или на блочном основании под слоями покрытия. Конструктивное решение расположения стекловолоконной сетки должно быть указано в проекте.
Примечания
1. Вариант конструктивного решения расположения геосетки зависит от климатических условий района строительства по СП 131.13330 и конструктивных особенностей дорожной одежды (соотношения толщин блочного основания hб и толщин слоев устраиваемого над ними покрытия Σh). Как правило, вариант укладки геосетки под верхний слой покрытия используется:
  • при соотношениях Σh/ hб < 1 в I (II1) дорожно-климатической зоне (подзоне);
  • при соотношениях Σh/ hб < 0,9 во II2 дорожно-климатической зоне (подзоне);
  • при соотношениях Σh/ hб < 0,8 в III дорожно-климатической зоне.
2. Под блочным основанием подразумевается старое покрытие со швами или разделенное трещинами на отдельные участки-блоки согласно ОДМ 218.5.001-2009.
4.3.2 Армирование металлической сеткой следует применять в том случае, когда необходимо повысить несущую способность дорожной одежды и замедлить появление отраженных и усталостных трещин, а также уменьшить колееобразование на асфальтобетонном покрытии.
4.3.3 Металлическую сетку следует укладывать и закреплять, в зависимости от принятого проектом способа усиления дорожной одежды, по одному из вариантов:
  • на старое асфальтобетонное покрытие;
  • на предварительно отфрезерованное асфальтобетонное покрытие;
  • на выравнивающий слой из асфальтобетонной смеси.
4.3.4 Металлическую сетку, при устройстве двухслойного асфальтобетонного покрытия, следует укладывать и закреплять на поверхности нижнего слоя покрытия или на поверхности основания, в соответствии с решением проекта, при этом толщина верхнего слоя покрытия должна быть не менее 6 см. Меньшее значение толщины покрытия может быть принято при гарантированном допуске изменения толщины укладываемого слоя до + 1см.
При устройстве однослойного асфальтобетонного покрытия металлическую сетку следует укладывать на поверхность основания.
4.4 Усиление верхних слоев нежестких дорожных одежд с применением модифицированного цементобетона следует выполнять при необходимости устранения колееобразования, сетки трещин, выбоин, пластических и других деформаций, возникающих на асфальтобетонном покрытии. Работы по усилению верхних слоев нежестких дорожных одежд с применением модифицированного цементобетона должны выполняться согласно 6.3.
4.4.1 Модифицированная бетонная смесь должна быть приготовлена в бетоносмесительных установках, оборудованных линией подачи и дозирования добавки - модификатора бетона или с использованием дозатора цемента.
4.4.2 Погрешность дозирования компонентов при приготовлении смеси не должна превышать (% массы): для щебня, песка – не более ± 2,5 %; для цемента, добавки модификатора бетона, воды, воздухововлекающей добавки – не более ± 1 %.
4.4.3 Технологический процесс приготовления модифицированной бетонной смеси в случае необходимости приготовления ее на месте работ рекомендуется выполнять в следующем порядке:
- пофракционное дозирование сухих минеральных материалов (щебня и песка), добавки модификатора бетона (система дозирования весовая), цемента и раствора воды с воздухововлекающей добавкой;
  • подача отдозированных щебня, песка, модификатора бетона, цемента мешалку;
    • «сухое» перемешивание материалов;
- подача отдозированного количества раствора воды с воздухововлекающей добавкой;
  • «мокрое» перемешивание материалов;
  • выгрузка готовой смеси в накопительный бункер или кузов автомобиля-самосвала (автобетоносмеситель).
4.4.4 Продолжительность транспортирования бетонной смеси не должна превышать 30 минут при температуре воздуха от 20°С до 30°С и 60 минут при температуре ниже 20 °С. Транспортирование должно осуществляться автомобилями-самосвалами и автобетоносмесителями.