- сводный индекс потребительских цен по итогам года, предшествующего i-му году.
Индексация размера платы за проезд транспортных средств будет производиться до 1 апреля каждого календарного года на основании решений правления Государственной компании.
Развитие инфраструктуры взимания платы на автомобильных дорогах Государственной компании предусматривает поэтапный подход к безостановочным технологиям оплаты проезда (технологии "свободного потока"), повышающих пропускную способность и снижающих затраты на эксплуатацию системы взимания платы.
В целях нормативного обеспечения применения указанных технологий разрабатывается пакет нормативных актов, утверждающих технологические требования к системе взимания платы и электронным средствам оплаты проезда и административную ответственность пользователей за неоплату проезда.
Апробацию этой системы предполагается осуществить на платных участках Центральной кольцевой автомобильной дороги.
Государственная компания устанавливает порядок классификации транспортных средств для определения их принадлежности к соответствующим категориям (тарифным группам), для которых устанавливается индивидуальный размер платы за проезд по автомобильным дорогам Государственной компании.
Доходы от сбора платы за проезд транспортных средств будут направляться на исполнение обязательств Государственной компании, возникших в связи с привлечением Государственной компанией заемного финансирования, возвратных средств инвесторов, а также на финансирование расходов, связанных с осуществлением деятельности по доверительному управлению автомобильными дорогами Государственной компании.
Для обеспечения функционирования Государственной компании предусматривается ежегодное внесение имущественного взноса Российской Федерации на содержание Государственной компании, а также на финансирование расходов, связанных с уплатой арендной платы за земельные участки и проведением кадастровых работ в отношении автомобильных дорог Государственной компании и земельных участков Государственной компании. Внесение имущественного взноса обеспечивает Министерство транспорта Российской Федерации в пределах средств федерального бюджета на текущий финансовый год и плановый период. Размер имущественных взносов Российской Федерации в Государственную компанию в 2010-2020 годах предусматривается приложением N 8 к Программе. Размер имущественных взносов Российской Федерации в Государственную компанию подлежит уточнению после утверждения федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.
Государственное софинансирование дорожных работ, выполняемых на автомобильных дорогах Государственной компании, осуществляется путем ежегодного предоставления субсидий из федерального бюджета. На осуществление деятельности по организации строительства и реконструкции автомобильных дорог Государственной компании, а также по доверительному управлению автомобильными дорогами Государственной компании субсидии из федерального бюджета предоставляются в размере, предусмотренном приложениями N 3 и 7 к Программе. Предоставление в установленном порядке указанных субсидий обеспечивает Министерство транспорта Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда. Размер субсидий подлежит уточнению после утверждения федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период. Государственная компания вправе в пределах средств, указанных в разделе I приложения N 3 к Программе, расходовать средства субсидий на осуществление деятельности по организации строительства и реконструкции автомобильных дорог Государственной компании на реализацию инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации.
Для привлечения внебюджетного финансирования Государственной компанией предполагается использование следующих финансово-экономических инструментов:
выпуск облигационных займов;
концессионные соглашения;
долгосрочные инвестиционные соглашения;
операторские соглашения;
инвестиционные соглашения о реализации предпроектной стадии (разработка предпроектной документации (включая финансово-экономическое обоснование, бизнес-план), проектной документации и землеустроительной документации для проведения открытых конкурсов на право заключения инвестиционных и концессионных соглашений);
привлечение инвесторов в капитал специальных проектных компаний;
добровольные взносы и пожертвования.
В период реализации Программы привлечение прямых заимствований Государственной компанией планируется использовать как инструмент частичного замещения бюджетного финансирования. В частности, такая схема применима в отношении реализуемых проектов по строительству скоростной автомобильной дороги М-11 Москва - Санкт-Петербург и реконструкции автомобильной дороги М-1 "Беларусь" в целях обеспечения ускоренного ввода в эксплуатацию указанных объектов к началу проведения чемпионата мира по футболу 2018 года, а также проекта строительства скоростной автомобильной дороги Москва - Нижний Новгород - Казань (на участке обхода гг. Балашихи и Ногинска).
Размещение облигационных займов в 2016-2018 годах под финансирование ускоренной реализации проектов строительства скоростной автомобильной дороги М-11 Москва - Санкт-Петербург и реконструкции автомобильной дороги М-1 "Беларусь" планируется осуществить под гарантии Российской Федерации с последующим погашением основного долга (номинала облигаций) за счет средств субсидий федерального бюджета, предусмотренных на строительство (реконструкцию) этих объектов в 2019-2020 годах. При этом купонные выплаты по эмитируемым облигациям не более чем на 50 процентов будут обеспечиваться за счет указанных субсидий, а также за счет поступлений от сбора платы за проезд транспортных средств на платных участках автомобильных дорог Государственной компании.
Размещение облигационных займов в 2017-2018 годах под финансирование реализации проекта строительства скоростной автомобильной дороги Москва - Нижний Новгород - Казань (на участке обхода гг. Балашихи и Ногинска) планируется осуществить на рыночных условиях с последующим погашением основного долга (номинала облигаций) за счет доходов от сбора платы за проезд транспортных средств. При этом купонные выплаты по эмитируемым облигациям на этапе строительства этой автомобильной дороги будут обеспечиваться за счет субсидий из федерального бюджета.
Предоставление государственных гарантий Российской Федерации по заимствованиям Государственной компании будет осуществляться при условии наличия соответствующих положений в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.
В случае реализации возможности размещения указанных облигационных займов с последующим их выкупом за счет средств Фонда национального благосостояния или средств пенсионных накоплений описанный механизм обслуживания и возврата облигационных займов может быть пересмотрен.
Реализация комплекса программных мероприятий сопряжена с различными рисками.
Одним из основных рисков, влияющих на достижение целевых показателей и индикаторов Программы, является риск неполного обеспечения финансирования мероприятий Программы в связи с сокращением запланированных объемов финансирования из федерального бюджета в процессе реализации Программы, а также снижением интереса инвесторов к инвестиционным проектам и облигационным займам Государственной компании (в том числе в связи с ухудшением макроэкономической ситуации).
В целях минимизации рисков сокращения запланированных объемов привлечения внебюджетного финансирования предусматривается:
размещение облигационных займов под гарантии Российской Федерации;
диверсификация используемых инструментов привлечения инвестиций;
обеспечение качества подготовки проектов, применение эффективных механизмов управления проектами и проектными рисками, повышение уровня конкурентности и эффективности тендерных процедур по отбору частных партнеров;
формирование эффективной системы инвестиционного планирования и мониторинга реализации инвестиционных проектов, а также внедрения методов портфельного управления и хеджирования рисков;
активное продвижение инвестиционных проектов Государственной компании на российских и зарубежных инвестиционных рынках, в том числе на азиатских рынках.
Существенное влияние на реализацию мероприятий Программы оказывает риск спроса, влекущий снижение поступления доходов от сбора платы за проезд транспортных средств по автомобильным дорогам Государственной компании.
Наступление указанного риска может повлечь за собой сокращение необходимой ресурсной базы для исполнения Государственной компанией расходных обязательств по заключенным инвестиционным и концессионным соглашениям.
В целях предотвращения и (или) минимизации негативных последствий возникновения риска спроса предусматривается:
проведение мероприятий, способствующих повышению интенсивности движения на платных участках автомобильных дорог Государственной компании, включая строительство подъездных дорог и транспортных развязок;
применение эффективной, сбалансированной и гибкой тарифной политики, предусматривающей в том числе предоставление скидок на оплату проезда транспортных средств в зависимости от частоты и (или) регулярности поездок, реализацию программы лояльности пользователей автомобильных дорог Государственной компании и другие мероприятия;
предоставление высококачественных услуг дорожного сервиса и иных видов сервисных услуг, осуществление перехода к клиентоориентированной модели дорожной деятельности, направленной на оказание качественной инфраструктурной услуги исходя из интересов потребителей и общества;
обеспечение поэтапного перехода к применению безостановочных электронных технологий оплаты проезда, позволяющих существенно повысить удобство и скорость оплаты, а также снизить размер затрат на эксплуатацию систем взимания платы.
На достижение целевых показателей и индикаторов Программы критичным образом влияет группа земельных рисков, включая следующие риски:
несвоевременное предоставление земельных участков, необходимых для строительства (реконструкции) автомобильных дорог;
наличие ограничений, связанных с изъятием земель под осуществление строительства (реконструкции) автомобильных дорог;
увеличение стоимости выкупа земельных участков по решению судебных органов.
Наступление указанных рисков может повлечь за собой нарушение плановых сроков начала работ по строительству (реконструкции) участков автомобильных дорог Государственной компании.
В целях предотвращения и (или) минимизации негативных последствий возникновения указанных рисков предусматривается:
заблаговременное начало работ по выкупу земельных участков с целью обеспечения завершения указанных мероприятий к моменту подписания концессионных соглашений;
внесение изменений в законодательство Российской Федерации, обеспечивающих оптимизацию процедуры оформления земельных участков.
V. Порядок формирования и механизмы реализации Программы
Программа объединяет мероприятия, реализуемые в соответствии с федеральной целевой программой "Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)", а также мероприятия по реализации государственных полномочий в установленной сфере деятельности, исполнение которых возложено на Государственную компанию.
Одобренный наблюдательным советом Государственной компании проект Программы представляется Министерством транспорта Российской Федерации в Правительство Российской Федерации.
На основании утвержденной Правительством Российской Федерации Программы Государственная компания утверждает план капитальных вложений Государственной компании - внутренний документ Государственной компании, определяющий перечень мероприятий (объектов капитального строительства), сроки и источники их финансирования, строительство (реконструкция, комплексное обустройство) которых осуществляется в период реализации Программы в рамках деятельности по организации строительства и реконструкции автомобильных дорог Государственной компании.
Финансирование мероприятий Программы в рамках деятельности по доверительному управлению и организации строительства и реконструкции автомобильных дорог Государственной компании за счет средств федерального бюджета обеспечивается Министерством транспорта Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда.