Доля налоговых поступлений в консолидированный бюджет Санкт-Петербурга от субъектов малого предпринимательства в последние годы приближается к трети от всех налоговых поступлений. Кроме этого, увеличилась доля субъектов малого предпринимательства, участвующих в размещении государственного заказа Санкт-Петербурга, на малые предприятия приходится почти 40 процентов суммы размещения государственного заказа Санкт-Петербурга.
Малый бизнес очень чувствителен к параметрам делового климата, его улучшение стратегическая цель, для достижения которой предполагается:
формирование механизмов административной, инфраструктурной, финансовой поддержки;
формирование благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства;
создание эффективных условий функционирования рынка товаров, услуг и капиталов на основе равных конкурентных условий для предпринимателей и инвесторов;
публичность проводимой инвестиционной политики, обеспечение ясности и прозрачности инвестиционного процесса, открытости и доступности информации, сбалансированности интересов участников инвестиционного рынка;
снижение административных барьеров;
формирование механизмов стимулирования спроса.
Важнейшим фактором динамичного роста экономики Санкт-Петербурга является создание благоприятного предпринимательского климата, который невозможен без развитой добросовестной конкурентной среды, обеспечивающей сочетание конкурентоспособного, эффективного и инновационного бизнеса с защитой экономических интересов потребителей, установление минимально возможных рыночных цен, обеспечивающих, вместе с тем, долгосрочную финансовую стабильность наиболее эффективных предприятий.
Развитая конкуренция на рынке гарантирует:
высокое качество приобретаемой продукции;
возможность выбора товаров (разнообразие);
доступность цен;
упрощение процедуры открытия бизнеса;
доступность ресурсов;
создание новых рабочих мест, увеличение платежеспособного спроса;
равный доступ на рынки.
Таким образом, политика в области конкуренции является ключевым фактором, определяющим конкурентоспособность и эффективность предприятий с одной стороны, и уровень жизни граждан, с другой.
Созданию благоприятных условий для развития предпринимательства в Санкт-Петербурге во многом способствовала реализация Программы развития конкуренции в Санкт-Петербурге на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 07.12.2010 N 1615, которая была разработана на основе Программы развития конкуренции в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.05.2009 N 691-р.
В настоящее время, несмотря на все усилия, предпринимаемые исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга, конкурентная среда в Санкт-Петербурге остается недостаточно развитой. Представители предпринимательского сообщества Санкт-Петербурга отмечают следующие факторы, препятствующие развитию благоприятного предпринимательского климата в Санкт-Петербурге:
количество процедур по доступу к ресурсам, необходимым для ведения предпринимательской деятельности, остается большим;
время на доступ к ресурсам, необходимым для предпринимательской деятельности по разным видам ресурсов, превышает установленные нормативные показатели в среднем в 2 раза;
финансовые затраты на доступ к ресурсам остаются высокими;
стоимость ресурсов является высокой, что сказывается на цене товаров и услуг и ведет к потере конкурентных преимуществ;
уровень концентрации ряда важных для Санкт-Петербурга рынков оценивается как высокий, при этом на некоторых приоритетных рынках наблюдается недостаточно развитая или неблагоприятная конкурентная среда.
Создание добросовестной конкурентной среды благоприятно повлияет на одну из важнейших сфер деятельности хозяйства Санкт-Петербурга - потребительский рынок, который выполняет важную роль в создании рабочих мест (каждый пятый занятый работник трудится в этой сфере), формирует пятую часть валового регионального продукта (20,9 процента) и значительные поступления в консолидированный бюджет Санкт-Петербурга.
В Санкт-Петербурге по состоянию на 1 января 2014 года осуществляют деятельность более 17,2 тысяч предприятий розничной торговли, более 7,3 тысяч общественного питания и 9,0 тысяч бытового обслуживания, включая бани.
Оборот розничной торговли в 2013 году составил 920,7 млрд. рублей и увеличился относительно 2012 года на 3 процента.
Ежедневно в Санкт-Петербурге приобретается товаров и услуг в среднем на 2,6 млрд. рублей.
По обеспеченности населения торговыми площадями Санкт-Петербург занимает одну из лидирующих позиций в Российской Федерации.
В Санкт-Петербурге проживает более 5,1 млн. человек (в том числе 1,545 млн. человек - пенсионеры различных категорий), из них в неблагоустроенном жилищном фонде проживает около 5 процентов.
Важнейшим сегментом потребительского рынка является оказание социально направленных услуг жителям Санкт-Петербурга, таких как банные и ритуальные услуги. В черте Санкт-Петербурга расположено 86 кладбищ и крематорий. С учетом территориальных границ Санкт-Петербурга и специфики захоронений (воинские, братские, вероисповедальные) требуется особое внимание к благоустройству и возможному расширению существующих кладбищ, а также к сохранению историко-мемориальных кладбищ с воинскими и гражданскими захоронениями.
Также необходимо отметить, что составной частью реализации государственной политики, направленной на улучшение качества жизни населения, является повышение качества и безопасности пищевых продуктов, обеспечение реализации законных интересов и прав потребителей и создание условий защиты прав потребителей.
Проблема защиты прав потребителей многоаспектна. Она определяется не только качеством представленных на рынке товаров и услуг (работ) и готовностью производителей применять безопасные исходные продукты, материалы и комплектующие, но и поведением потребителей. Формирование рационального потребительского сознания является для Санкт-Петербурга актуальной задачей.
В целях повышения качества сервисного обслуживания потребителей, престижности профессий сферы торговли и услуг, содействия обеспечению квалифицированными кадрами предприятий сферы потребительского рынка регулярно проводятся профессиональные конкурсы и фестивали.
Вместе с тем, анализируя сложившуюся ситуацию в сфере торговли и услуг, можно выделить следующие существующие проблемы:
дороговизна отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости;
неравномерное территориальное распределение объектов торговли и услуг, а также нехватка доступных торговых площадей;
низкий уровень обеспечения защиты прав потребителей.
Эффективная реализация государственной программы невозможна без проведения оценки регулирующего воздействия проектов законов Санкт-Петербурга, разрабатываемых исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга, проектов нормативных правовых актов Правительства Санкт-Петербурга и иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, проведения экспертизы законов Санкт-Петербурга, нормативных правовых актов Правительства Санкт-Петербурга и иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности.
Оценка регулирующего воздействия проектов законов Санкт-Петербурга, разрабатываемых исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга, проектов нормативных правовых актов Правительства Санкт-Петербурга и иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, экспертиза законов Санкт-Петербурга, нормативных правовых актов Правительства Санкт-Петербурга и иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, является важным инструментом по противодействию создания новых административных барьеров для предпринимателей и снижению старых, созданию благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности, по продвижению принципов прозрачности процедур разработки и принятия нормативных правовых актов.
В настоящий момент институт оценки регулирующего воздействия находится на завершающей стадии внедрения в систему принятия нормативных правовых актов.
Институт оценки регулирующего воздействия, как механизм в процессе принятия нормативных правовых актов, направлен на повышение качества правового регулирования, снижение вероятности принятия неэффективных мер и принятия противоречивых нормативных правовых актов, ликвидацию пробелов в правовом регулировании и создания благоприятной среды для развития предпринимательства, повышения инвестиционной привлекательности Санкт-Петербурга, что в свою очередь является одним из приоритетных направлений и задач государственной политики в Российской Федерации в сфере оценки регулирующего воздействия и инвестиционной политики.
3. Приоритеты и цели государственной политики, прогноз развития в сфере реализации государственной программы, планируемые макроэкономические показатели по итогам реализации государственной программы
Основными приоритетами государственной политики Санкт-Петербурга в сфере развития предпринимательства и потребительского рынка на среднесрочную и долгосрочную перспективу являются:
создание условий для свободы предпринимательства и конкуренции, развитие механизмов саморегулирования предпринимательского сообщества; совместная с бизнесом работа по повышению общественного статуса и значимости предпринимательства и собственности;
обеспечение и поддержание конкурентных возможностей Санкт-Петербурга; создание конкурентоспособной экономики знаний и высоких технологий; расширение конкурентных преимуществ в традиционных отраслях экономики;
снижение административных барьеров в экономике, превращение Санкт-Петербурга в субъект Российской Федерации с низким уровнем коррупции; создание эффективной институциональной среды;
развитие человеческого потенциала как основного фактора экономического роста; поддержка инициатив бизнеса по участию в развитии социальной сферы и человеческого капитала;
создание условий максимально полного удовлетворения спроса населения на товары и услуги первой необходимости;