стимулирование предпринимательских инициатив;
повышение уровня информированности субъектов малого и среднего предпринимательства и потребителей о действиях органов исполнительной власти Санкт-Петербург и общественных организаций потребителей по содействию развитию конкуренции.
Подпрограмма "Развитие оптовой и розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания и сферы ритуальных услуг в Санкт-Петербурге".
Достижение заявленной цели и решение поставленных задач указанной подпрограммы будет осуществляться в рамках реализации мероприятий, направленных на:
создание условий для удовлетворения потребностей населения Санкт-Петербурга в услугах торговли, общественного питания, бытового обслуживания и ритуальных услугах;
развитие социально значимых направлений деятельности в сфере торговли и услуг для организации обслуживания различных групп населения, включая малообеспеченных граждан;
обеспечение равных условий для ведения бизнеса предприятиями торговли с разными ценовыми политиками;
насыщение предприятиями торговли отдаленных районов Санкт-Петербурга;
стимулирование развития форм торговли, альтернативных сетевым форматам торговли;
развитие ярмарочной деятельности;
повышение эффективности работы в сфере продовольственной безопасности на территории Санкт-Петербурга;
повышение качества и безопасности пищевых продуктов на территории Санкт-Петербурга;
создание благоприятных условий для реализации населением Санкт-Петербурга прав потребителей;
реализацию мероприятий по комплексному благоустройству кладбищ в Санкт-Петербурге;
реализацию мероприятий по комплексному капитальному ремонту кладбищ в Санкт-Петербурге;
возмещение расходов на погребение умерших (погибших) по гарантированному перечню, умерших (погибших), не имеющих родственников или законного представителя;
оказание финансовой поддержки организациям, оказывающим банные услуги.
Для достижения заявленных целей и решения поставленных задач в рамках настоящей государственной программы предусмотрена реализация отдельного мероприятия "Организация проведения оценки регулирующего воздействия проектов законов Санкт-Петербурга, разрабатываемых исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга, проектов нормативных правовых актов Правительства Санкт-Петербурга и иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, проведения экспертизы законов Санкт-Петербурга, нормативных правовых актов Правительства Санкт-Петербурга и иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности".
9. Информация об источниках финансирования государственной программы
9.1. Объем финансирования государственной программы по источникам финансирования
Таблица 3
N п/п | Наименование государственной программы, подпрограммы, отдельного мероприятия государственной программы | Вид источника финансирования | Объем финансирования по годам, тыс. руб. | ИТОГО | |||||
2015 г. | 2016 г. | 2017 г. | 2018 г. | 2019 г. | 2020 г. | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1 | Государственная программа | Бюджет Санкт-Петербурга | 1 537 932,0 | 1 420 234,1 | 1 471 105,4 | 1 317 094,5 | 1 385 581,3 | 1 454 300,4 | 8 586 247,7 |
Федеральный бюджет | 81 394,0 | - | - | - | - | - | 81 394,0 | ||
Внебюджетные средства | - | - | - | - | - | - | - | ||
ВСЕГО, в том числе: | 1 619 326,0 | 1 420 234,1 | 1 471 105,4 | 1 317 094,5 | 1 385 581,3 | 1 454 300,4 | 8 667 641,7 | ||
1.1 | Подпрограмма "Развитие малого и среднего предпринимательства" | Бюджет Санкт-Петербурга | 304 077,3 | 343 773,9 | 366 349,9 | 342 355,5 | 360 342,7 | 379 690,2 | 2 096 589,5 |
Федеральный бюджет | 81 394,0 | - | - | - | - | - | 81 394,0 | ||
Внебюджетные средства | - | - | - | - | - | - | - | ||
ИТОГО | 385 471,3 | 343 773,9 | 366 349,9 | 342 355,5 | 360 342,7 | 379 690,2 | 2 177 983,5 | ||
1.2 | Подпрограмма "Развитие оптовой и розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания и сферы ритуальных услуг" | Бюджет Санкт-Петербурга | 1 233 854,7 | 1 076 460,2 | 1 104 755,5 | 974 739,0 | 1 025 238,6 | 1 074 610,2 | 6 489 658,2 |
Федеральный бюджет | - | - | - | - | - | - | - | ||
Внебюджетные средства | - | - | - | - | - | - | - | ||
ИТОГО | 1 233 854,7 | 1 076 460,2 | 1 104 755,5 | 974 739,0 | 1 025 238,6 | 1 074 610,2 | 6 489 658,2 | ||
1.3 | Отдельное мероприятие "Организация проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Правительства Санкт-Петербурга и иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, а также нормативных правовых актов Правительства Санкт-Петербурга и иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга" | Бюджет Санкт-Петербурга | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
Федеральный бюджет | - | - | - | - | - | - | - | ||
Внебюджетные средства | |||||||||
Итого | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
9.2. Объем финансирования государственной программы по видам расходов
Таблица 4
N п/п | Наименование государственной программы, подпрограммы, отдельного мероприятия государственной программы | Вид расхода | Объем финансирования по годам, тыс. руб. | ИТОГО | |||||
2015 г. | 2016 г. | 2017 г. | 2018 г. | 2019 г. | 2020 г. | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1 | Государственная программа | Текущие расходы | 1 070 211,7 | 1 163 574,1 | 1 236 059,2 | 1 207 159,9 | 1 283 139,4 | 1 454 300,4 | 7 414 444,7 |
Расходы развития | 549 114,3 | 256 660,0 | 235 046,2 | 109 934,6 | 102 441,9 | 0,0 | 1 253 197,0 | ||
ВСЕГО | 1 619 326,0 | 1 420 234,1 | 1 471 105,4 | 1 317 094,5 | 1 385 581,3 | 1 454 300,4 | 8 667 641,7 | ||
1.1 | Подпрограмма "Развитие малого и среднего предпринимательства" | Текущие расходы | 360 391,3 | 343 773,9 | 366 349,9 | 342 355,5 | 360 342,7 | 379 690,2 | 2 152 903,5 |
Расходы развития | 25 080,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 25 080,0 | ||
ИТОГО | 385 471,3 | 343 773,9 | 366 349,9 | 342 355,5 | 360 342,7 | 379 690,2 | 2 177 983,5 | ||
1.2 | Подпрограмма "Развитие оптовой и розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания и сферы ритуальных услуг" | Текущие расходы | 709 820,4 | 819 800,2 | 869 709,3 | 864 804,4 | 922 796,7 | 1 074 610,2 | 5 261 541,2 |
Расходы развития | 524 034,3 | 256 660,0 | 235 046,2 | 109 934,6 | 102 441,9 | 0,0 | 1 228 117,0 | ||
ИТОГО | 1 233 854,7 | 1 076 460,2 | 1 104 755,5 | 974 739,0 | 1 025 238,6 | 1 074 610,2 | 6 489 658,2 | ||
1.3 | Отдельное мероприятие "Организация проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Правительства Санкт-Петербурга и иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, а также нормативных правовых актов Правительства Санкт-Петербурга и иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга" | Текущие расходы | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
Расходы развития | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | ||
Итого | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
10. Подпрограмма "Развитие малого и среднего предпринимательства"
10.1. Паспорт подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства"
1 | Соисполнители подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства" | Комитет по труду и занятости населения Санкт-ПетербургаКомитет по социальной политикеСанкт-ПетербургаКомитет имущественных отношений Санкт-ПетербургаКомитет финансов Санкт-Петербурга |
2 | Участники подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства" | Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение "Центр развития и поддержки предпринимательства" |
3 | Цель подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства" | Формирование условий для развития малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге |
4 | Задачи подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства" | 1. Увеличение доли субъектов малого и среднего предпринимательства в экономике Санкт-Петербурга;2. Изменение отраслевой принадлежности субъектов малого и среднего предпринимательства в сторону увеличения производственных и инновационных компаний;3. Создание развитой конкурентной среды в Санкт-Петербурге |
5 | Индикаторы подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства" | 1. Количество субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 1 тыс. человек населения Санкт-Петербурга (единиц);2. Прирост за отчетный год по отношению к предыдущему количества субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере обрабатывающих производств и инноваций (в процентах);3. Доля предпринимателей в общем числе опрошенных, считающих, что условия ведения предпринимательской деятельности улучшились за истекший год (в процентах) |
6 | Сроки реализации подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства" | Подпрограмма "Развитие малого и среднего предпринимательства" реализуется в один этап с 2015 по 2020 годы |
7 | Общий объем финансирования подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства" по источникам финансирования, в том числе по годам реализации | Общий объем финансирования подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства" за счет средств бюджета Санкт-Петербурга составляет 2 096 589,5 тыс. руб., в том числе:2015 г. - 304 077,3 тыс. руб.,2016 г. - 343 773,9 тыс. руб.,2017 г. - 366 349,9 тыс. руб.,2018 г. - 342 355,5 тыс. руб.,2019 г. - 360 342,7 тыс. руб.,2020 г. - 379 690,2 тыс. руб.Общий объем финансирования подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства" за счет средств федерального бюджета: 2015 г. - 81 394,0 тыс. руб. |
8 | Общий объем финансирования подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства" по исполнителям и участникам государственной программы, в том числе по годам реализации | Общий объем финансирования подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства" составляет 2 177 983,5 тыс. руб., в том числе:2015 г. - 385 471,3 тыс. руб.,2016 г. - 343 773,9 тыс. руб.,2017 г. - 366 349,9 тыс. руб.,2018 г. - 342 355,5 тыс. руб.,2019 г. - 360 342,7 тыс. руб.,2020 г. - 379 690,2 тыс. руб.,в том числе по исполнителям, соисполнителям и участникам:Комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга - 2 008 795,9 тыс. руб., в том числе:2015 г. - 326 890,3 тыс. руб.,2016 г. - 293 003,9 тыс. руб.,2017 г. - 306 513,3 тыс. руб.,2018 г. - 342 355,5 тыс. руб.,2019 г. - 360 342,7 тыс. руб.,2020 г. - 379 690,2 тыс. руб.;Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга - 129 607,6 тыс. руб., в том числе:2015 г. - 29 001,0 тыс. руб.;2016 г. - 45 770,0 тыс. руб.;2017 г. - 54 836,6 тыс. руб.;Комитет финансов Санкт-Петербурга - 14 500,0 тыс. руб., в том числе:2015 г. - 4 500,0 тыс. руб.,2016 г. - 5 000,0 тыс. руб.,2017 г. - 5 000,0 тыс. руб.;Комитет по строительству - 25 080,0 тыс. руб., в том числе:2015 г. - 25 080,0 тыс. руб. |
9 | Ожидаемые результаты реализации подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства" | В количественном выражении:увеличение количества субъектов малого предпринимательства в расчете на 1 тыс. человек населения Санкт-Петербурга с 52,40 в 2015 году до 56,04 в 2020 году;прирост за отчетный год по отношению к предыдущему количества субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере обрабатывающих производств и инноваций с 1 процента в 2015 году до 1,5 процента в 2020 году;увеличение доли предпринимателей в общем числе опрошенных, считающих, что условия ведения предпринимательской деятельности улучшились за истекший год, с 28,4 процента в 2015 году до 36 процентов в 2020 году.В качественном выражении:улучшение условий ведения бизнеса в Санкт-Петербурге;снижение избыточных административных и иных ограничений, обязанностей, необоснованных расходов у субъектов предпринимательской деятельности, создание эффективной институциональной среды;поддержка инициатив бизнеса по участию в развитии социальной сферы и человеческого капитала;повышение гарантий защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей припроведении государственного контроля (надзора) |
10.2. Характеристика текущего состояния сферы подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства" с указанием основных проблем и прогноз ее развития
Санкт-Петербург продолжает лидировать среди регионов России по развитию малого бизнеса. По данным Национального института системных исследований проблем предпринимательства Санкт-Петербург занимает лидирующие позиции по ряду ключевых показателей:
первое место по количеству малых предприятий на 1 тыс. жителей - 42,65 единицы (второе место Калининградская область - 25,70 единиц, третье место Новосибирская область - 22,40 единицы), что больше в 3 раза от среднего показателя по Российской Федерации;
второе место по доле занятых на малых предприятиях в общей среднесписочной численности занятых - 30,7 процента (первое место Ивановская область - 31,6 единиц, третье место Пензенская область - 29,6 единицы), что больше на 8,1 процента от среднего показателя по Российской Федерации;
второе место по доле оборота малых предприятий на душу населения от среднего по Российской Федерации - 166,2 процента (первое место Москва - 183,6 процента, третье место Нижегородская область - 151,2 процента).
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Санкт-Петербургу и Ленинградской области на 01.01.2007 на территории Санкт-Петербурга осуществляли свою деятельность 126,9 тыс. малых предприятий и 53,9 тыс. индивидуальных предпринимателей, на 01.01.2008 - 162,4 тыс. малых предприятий и 65,4 тыс. индивидуальных предпринимателей, на 01.01.2009 - 185,1 тыс. и 76,4 тыс., на 01.01.2010 - 189,7 тыс. и 86,6 тыс., на 01.01.2011 - 207,0 тыс. и 94,4 тыс. соответственно.
Количество субъектов малого предпринимательства в Санкт-Петербурге:
Сложившаяся на протяжении последних лет устойчивая тенденция роста количества субъектов малого предпринимательства Санкт-Петербурга наблюдалась и в 2013 году. На начало 2014 года в Санкт-Петербурге насчитывалась 261 тыс. малых предприятий, 241 тыс. из которых - микропредприятия. Несмотря на общую положительную динамику развития данного сектора экономики за последние годы, в 2013 году отмечено снижение количества индивидуальных предпринимателей, количество которых сократилось на 6277 единиц. В настоящее время в Санкт-Петербурге осуществляют свою деятельность более 103 тыс. индивидуальных предпринимателей.
Вместе с тем данная ситуация наблюдается на фоне общего роста количества малых предприятий, увеличившегося за 2013 год почти на 14 тыс. единиц.
Совокупный оборот субъектов малого предпринимательства составляет порядка 1,5 трлн. рублей. Наибольшая доля оборота малых предприятий традиционно приходится на сектор торговли - 58 процентов. На обрабатывающие производства приходится 10 процентов совокупного оборота малых предприятий.
Оборот средних предприятий составляет порядка 191 млрд. рублей.
На производственный сектор, где работает 180 средних предприятий, приходится 30 процентов совокупного оборота, однако данный сектор уступает торговому, где насчитывается 125 организаций и на который приходится 40 процентов совокупного оборота средних предприятий.
Общий оборот субъектов малого и среднего предпринимательства составляет 25 процентов от общего оборота всех организаций Санкт-Петербурга.
Объем инвестиций в основной капитал малых предприятий, осуществляющих свою деятельность в сфере обрабатывающего производства, торговли и иных сферах (млн. рублей):
Объем инвестиций в основной капитал в 2013 году субъектов малого и среднего предпринимательства составил порядка 8 млрд. руб., что составляет 5 процентов от общего объема инвестиций всех организаций Санкт-Петербурга.
В 2013 году было отмечено увеличение объема инвестиций в производственном секторе. На сегодняшний день в структуре инвестиций обрабатывающие производства занимают 1 место или 35 процентов от общего объема инвестиций, 2 место занимают - транспорт и связь (27 процентов), 3 место - строительство (16 процентов).
Анализ сферы малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге позволяет сформировать следующие стратегические целевые ориентиры развития данного сектора экономики: сохранение темпов роста предпринимательской активности, обеспечивающих ежегодный прирост числа субъектов малого и среднего предпринимательства, увеличение объемов инвестиций в основной капитал субъектов малого и среднего предпринимательства, увеличение доли предприятий, занимающихся обрабатывающим производством.
Достижение указанных ориентиров возможно лишь при минимизации внешних воздействий на предпринимательский климат Санкт-Петербурга и использовании всех существующих возможностей по финансовому обеспечению мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (активном привлечении федерального финансирования и планомерном перераспределении бюджетных расходов на стратегически значимые проекты по улучшению предпринимательского климата).
Структура деятельности малых и микропредприятий в Санкт-Петербурге представлена следующим образом: