легкие грузовые (до 2,0 т) 11,6%;
средние грузовые (от 2 до 6 т) - 7,3%;
тяжелые грузовые (от 6 до 12 т) - 9,9%;
очень тяжелые и автопоезда (более 12 т) - 14,2%,
в том числе свыше 20 т - 5%.
Средняя скорость движения транспортного потока на рассматриваемой автомобильной до роге составляет 50 км/ч.
Среднее за год фактическое количество дорожно-транспортных происшествий на суще ствующей дороге составляет 0,688 на 1 млн. авт. км.
Капитальный ремонт дороги осуществляется один раз в 12 лет, стоимость капитального ре монта 27,4 млн руб/км. Стоимость ремонта дороги, который производится через каждые 3 года, составляет 7,63 млн руб/км. Затраты на содержание приняты в размере 1,26 млн руб.
В рассматриваемом варианте реконструкции данного участка автомобильной дороги пред полагается доведение его транспортно-эксплуатационных параметров до II категории, для чего предусматривается повсеместное уширение проезжей части этого участка и находящихся на нем мостов до 11,25 м, а также усиление конструкций дорожных одежд до требуемого модуля упруго сти и повышение несущей способности пролетных строений мостов.
Затраты на реконструкцию дороги определены в размере 40 млн руб за 1 км. Срок реконструкции 1 год.
На период реконструкции движение по дороге закрывается и переключается на объездную дорогу (общая длина 28 км), что приведет к снижению скорости движения транспортного потока по сравнению с существующими условиями до 25 км/ч. При этом в качестве связующего звена для
объезда требуется строительство двухполосной временной дороги протяженностью 5 км. Стои мость строительства 12 млн. руб за 1 км.
Дополнительные затраты на организацию движения на объездном маршруте в период ре конструкции дороги составляют 160 млн руб.
Ожидаемое количество дорожно-транспортных происшествий после реконструкции дороги в соответствии с выполненными проектными разработками составляет 0,454 на 1млн. авт. км.
Автомобили-представители по каждому виду подвижного состава и себестоимость их про бега приняты такими же, как в примере 1
Согласно проекту стоимость капитального ремонта, ремонта и содержания дороги в расчете на 1 км составляют соответственно 30,01; 7,95 и 1,31 млн руб.
Указанные выше данные кладутся в основу формирования компьютерной модели оценки эффективности реконструкции дороги, построение которой осуществляется в программе MS Excel.
Панель исходных данных и управления расчетами оценки эффективности реконструкции автомобильной дороги Ш категории приведена в табл. 3.1, а расчетные таблицы в табл. 3.2 3.4.
Результаты расчета по данной модели показывают (табл.3.4 ), что реализация данного сце нария реконструкции автомобильной дороги III категории является экономически оправданной так как интегральный эффект от ее осуществления составляет 383,3 млн руб., внутренняя норма доходности равна 15%, а индекс доходности (1,23) на 23% превышает допустимое значение.
Основная особенность расчетов эффективности реконструкции дороги по сравнению с ее строительством состоит в необходимости обязательного учета дополнительных затрат в период ее проведения, связанных с организацией движения переключаемых на объезд по другим маршрутам автотранспортных потоков.
Т абли ца 3 . 1 Панель исходных данных и управления расчетами оценки эффективности реконструкции автомобильной дороги III категории
Продолжение таблицы 3.1
Окончание таблицы 3.1
Таблица 3.2 - Реконструкция автомобильной дороги III категории
ДИНАМИКА ИНТЕНСИВНОСТИ ДВИЖЕНИЯ НА ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЕРИОД
__________________________ (базисный сценарий)__________________________
№и/и | Годы | Интенсивность движения, авт./сут. | |||||||||
Пассажирского транспорта | Грузовых автомобилей массой, т | Всегоавтомобилей | В т.ч.автомобилив объезд,>20 п | ||||||||
Легковыхавтомобилей | Автобусов | Итого | до 2 | от 2 до 6 | от 6 до 12 | свыше 12 | Итого | ||||
0 | 2014 | 4081 | 308 | 4389 | 893 | 562 | 762 | 1093 | 3311 | 7700 | 89 |
1 | 2015 | 4203 | 317 | 4521 | 911 | 573 | 778 | 1115 | 3377 | 7898 | 91 |
2 | 2016 | 4330 | 327 | 4656 | 929 | 585 | 793 | 1138 | 3445 | 8101 | 93 |
3 | 2017 | 4459 | 337 | 4796 | 948 | 597 | 809 | 1160 | 3514 | 8310 | 95 |
4 | 2018 | 4593 | 347 | 4940 | 967 | 608 | 825 | 1184 | 3584 | 8524 | 97 |
5 | 2019 | 4731 | 357 | 5088 | 986 | 621 | 842 | 1207 | 3656 | 8744 | 99 |
6 | 2020 | 4873 | 368 | 5241 | 1006 | 633 | 858 | 1231 | 3729 | 8969 | 101 |
7 | 2021 | 5019 | 379 | 5398 | 1026 | 646 | 876 | 1256 | 3803 | 9201 | 103 |
8 | 2022 | 5170 | 390 | 5560 | 1047 | 659 | 893 | 1281 | 3879 | 9439 | 105 |
9 | 2023 | 5325 | 402 | 5727 | 1067 | 672 | 911 | 1307 | 3957 | 9684 | 107 |
10 | 2024 | 5485 | 414 | 5898 | 1089 | 685 | 929 | 1333 | 4036 | 9935 | 109 |
11 | 2025 | 5649 | 426 | 6075 | 1111 | 699 | 948 | 1360 | 4117 | 10192 | 111 |
12 | 2026 | 5819 | 439 | 6258 | 1133 | 713 | 967 | 1387 | 4199 | 10457 | 113 |
13 | 2027 | 5993 | 452 | 6445 | 1155 | 727 | 986 | 1414 | 4283 | 10729 | 116 |
14 | 2028 | 6173 | 466 | 6639 | 1179 | 742 | 1006 | 1443 | 4369 | 11008 | 118 |
15 | 2029 | 6358 | 480 | 6838 | 1202 | 757 | 1026 | 1472 | 4456 | 11294 | 120 |
16 | 2030 | 6549 | 494 | 7043 | 1226 | 772 | 1046 | 1501 | 4545 | 11588 | 123 |
17 | 2031 | 6745 | 509 | 7254 | 1251 | 787 | 1067 | 1531 | 4636 | 11891 | 125 |
18 | 2032 | 6948 | 524 | 7472 | 1276 | 803 | 1089 | 1562 | 4729 | 12201 | 128 |
19 | 2033 | 7156 | 540 | 7696 | 1301 | 819 | 1111 | 1593 | 4824 | 12520 | 130 |
20 | 2034 | 7371 | 556 | 7927 | 1327 | 835 | 1133 | 1625 | 4920 | 12847 | 133 |
Таблица 3.3Реконструкция автомобильной дороги III категории
РАСЧЕТ ЗАТРАТ ПО БАЗОВОМУ ВАРИАНТУ (базисный сценарий)
№ п/п | Дорожные затраты, млн руб | Транспортные и внетранспортные затраты, млн руб | Всего затрат, млн руб Зо | Дис-.конт- ный мно житель | Всего дисконтир. затрат, млн руб Дзо | ||||||||
Капит. ремонт, ремонт Кр | Содер жание М | Прочие затра ты | Итого | Кба | Сба | С1ба | Рб | Пб | О6 | ||||
0 | 1 | ||||||||||||
1 | 685,0 | 180,3 | 972,7 | 10,6 | 124,7 | 16,1 | 11,3 | 1315,9 | 0,909 | 1196,2 | |||
2 | 31,5 | 31,5 | 4,6 | 997,8 | 10,8 | 128,5 | 16,5 | 11,6 | 1201,3 | 0,826 | 992,8 | ||
3 | 31,5 | 31,5 | 4,8 | 1023,6 | 11,0 | 132,3 | 16,9 | 11,8 | 1232,0 | 0,751 | 925,6 | ||
4 | 31,5 | 31,5 | 4,9 | 1050,0 | 11,2 | 136,3 | 17,4 | 12,0 | 1263,4 | 0,683 | 862,9 | ||
5 | 190,8 | 31,5 | 222,3 | 5,0 | 1077,2 | 11,5 | 140,4 | 17,8 | 12,3 | 1486,4 | 0,621 | 923,0 | |
6 | 31,5 | 31,5 | 5,2 | 1105,1 | 11,7 | 144,6 | 18,3 | 12,5 | 1328,8 | 0,564 | 750,1 | ||
7 | 31,5 | 31,5 | 5,3 | 1133,7 | 11,9 | 149,0 | 18,8 | 12,8 | 1362,9 | 0,513 | 699,4 | ||
8 | 31,5 | 31,5 | 5,4 | 1163,1 | 12,2 | 153,4 | 19,2 | 13,0 | 1397,9 | 0,467 | 652,1 | ||
9 | 190,8 | 31,5 | 222,3 | 5,6 | 1193,3 | 12,4 | 158,0 | 19,7 | 13,3 | 1624,6 | 0,424 | 689,0 | |
10 | 31,5 | 31,5 | 5,7 | 1224,3 | 12,7 | 162,8 | 20,3 | 13,6 | 1470,8 | 0,386 | 567,0 | ||
11 | 31,5 | 31,5 | 5,9 | 1256,1 | 12,9 | 167,6 | 20,8 | 13,8 | 1508,7 | 0,350 | 528,8 | ||
12 | 31,5 | 31,5 | 6,0 | 1288,8 | 13,2 | 172,7 | 21,3 | 14,1 | 1547,6 | 0,319 | 493,1 | ||
13 | 685,0 | 31,5 | 716,5 | 6,2 | 1322,4 | 13,4 | 177,9 | 21,9 | 14,4 | 2272,7 | 0,290 | 658,3 | |
14 | 31,5 | 31,5 | 6,4 | 1356,9 | 13,7 | 183,2 | 22,4 | 14,7 | 1628,8 | 0,263 | 428,9 | ||
15 | 31,5 | 31,5 | 6,5 | 1392,3 | 14,0 | 188,7 | 23,0 | 15,0 | 1671,0 | 0,239 | 400,0 | ||
16 | 31,5 | 31,5 | 6,7 | 1428,6 | 14,3 | 194,3 | 23,6 | 15,3 | 1714,4 | 0,218 | 373,1 | ||
17 | 190,8 | 31,5 | 222,3 | 6,9 | 1466,0 | 14,5 | 200,2 | 24,2 | 15,6 | 1949,7 | 0,198 | 385,7 | |
18 | 31,5 | 31,5 | 7,1 | 1504,4 | 14,8 | 206,2 | 24,9 | 15,9 | 1804,7 | 0,180 | 324,6 | ||
19 | 31,5 | 31,5 | 7,3 | 1543,8 | 15,1 | 212,4 | 25,5 | 16,2 | 1851,8 | 0,164 | 302,8 | ||
20 | 190,8 | 31,5 | 222,3 | 7,5 | 1584,2 | 15,4 | 218,7 | 26,2 | 16,5 | 2090,8 | 0,149 | 310,8 | |
∑ | 2133,0 | 598,50 | 2046,5 | 113,0 | 25084,3 | 257,3 | 3351,9 | 415,0 | 275,7 | 31724,1 | 12464,3 |
Таблица 3.4Реконструкция автомобильной дороги III категории
РАСЧЕТ ЗАТРАТ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПО ПРОЕКТНОМУ ВАРИАНТУ (базисный сценарий)
№ п/п | Дорожные затраты, млн.руб. | Транспортные и внетранспортные затраты, млн. руб. | Всегозатрат млн руб 31 | Всего дискон. затрат, млн руб | Чистый Д О Х О Д , млн руб (30-31) | чдд млн руб | ||||||||
Рекон струк ция, К рек | Капит. ремонт, ремонт Кр | Доп. затраты, содер жание | Итого | Кба | Сба | С1ба | рб | Пб | О6 | |||||
0 | 860,0 | 160,0 | 1020,0 | 1020,0 | 1020,0 | -1020,0 | -1020,0 | |||||||
1 | 26,3 | 26,3 | 128,8 | 889,7 | 0,0 | 89,1 | 10,6 | 19,0 | 1163,4 | 1057,6 | 152,4 | 138,6 | ||
2 | 26,3 | 26,3 | 3,3 | 912,6 | 0,0 | 91,8 | 10,9 | 19,4 | 1064,2 | 879,5 | 137,1 | 113,3 | ||
3 | 26,3 | 26,3 | 3,4 | 936,0 | 0,0 | 94,5 | 11,2 | 19,9 | 1091,4 | 820,0 | 140,6 | 105,6 | ||
4 | 159,0 | 26,3 | 185,3 | 3,5 | 960,2 | 0,0 | 97,4 | 11,5 | 20,5 | 1278,2 | 873,0 | -14,8 | -10,1 | |
5 | 26,3 | 26,3 | 3,6 | 984,9 | 0,0 | 100,3 | 11,8 | 21,0 | 1147,8 | 712,7 | 338,6 | 210,3 | ||
6 | 26,3 | 26,3 | 3,7 | 1010,4 | 0,0 | 103,3 | 12,1 | 21,5 | 1177,2 | 664,5 | 151,6 | 85,6 | ||
7 | 26,3 | 26,3 | 3,8 | 1036,5 | 0,0 | 106,4 | 12,4 | 22,1 | 1207,4 | 619,6 | 155,5 | 79,8 | ||
8 | 159,0 | 26,3 | 185,3 | 3,9 | 1063,3 | 0,0 | 109,6 | 12,7 | 22,7 | 1397,4 | 651,9 | 0,5 | 0,2 | |
9 | 26,3 | 26,3 | 4,0 | 1090,8 | 0,0 | 112,9 | 13,0 | 23,2 | 1270,2 | 538,7 | 354,4 | 150,3 | ||
10 | 26,3 | 26,3 | 4Д | 1119,1 | 0,0 | 116,3 | 13,4 | 23,8 | 1302,9 | 502,3 | 167,9 | 64,7 | ||
11 | 26,3 | 26,3 | 4,2 | 1148,1 | 0,0 | 119,7 | 13,7 | 24,5 | 1336,5 | 468,4 | 172,2 | 60,4 | ||
12 | 600,2 | 26,3 | 626,5 | 4,3 | 1177,9 | 0,0 | 123,3 | 14,1 | 25,1 | 1971,2 | 628,1 | -423,6 | -135,0 | |
13 | 26,3 | 26,3 | 4,4 | 1208,5 | 0,0 | 127,0 | 14,4 | 25,7 | 1406,4 | 407,4 | 866,2 | 250,9 | ||
14 | 26,3 | 26,3 | 4,6 | 1240,0 | 0,0 | 130,8 | 14,8 | 26,4 | 1442,8 | 379,9 | 185,9 | 49,0 | ||
15 | 26,3 | 26,3 | 4,7 | 1272,2 | 0,0 | 134,8 | 15,2 | 27,1 | 1480,2 | 354,4 | 190,7 | 45,7 | ||
16 | 159,0 | 26,3 | 185,3 | 4,8 | 1305,4 | 0,0 | 138,8 | 15,6 | 27,8 | 1677,7 | 365,1 | 36,7 | 8,0 | |
17 | 26,3 | 26,3 | 4,9 | 1339,4 | 0,0 | 143,0 | 16,0 | 28,5 | 1558,1 | 308,3 | 391,6 | 77,5 | ||
18 | 26,3 | 26,3 | 5,1 | 1374,4 | 0,0 | 147,3 | 16,4 | 29,3 | 1598,7 | 287,5 | 206,0 | 37,1 | ||
19 | 26,3 | 26,3 | 5,2 | 1410,3 | 0,0 | 151,7 | 16,8 | 30,0 | 1640,3 | 268,2 | 211,4 | 34,6 | ||
20 | 159,0 | 26,3 | 185,3 | 5,3 | 1447,2 | 0,0 | 156,2 | 17,3 | 30,8 | 1842,1 | 273,8 | 248,7 | 37,0 | |
Е | 860,0 | 1236,2 | 685,2 | 2781,4 | 209,5 | 22926,8 | 0,0 | 2394,2 | 273,9 | 488,5 | 29074,2 | 12081,0 | 2649,9 | 383,3 |
ид = | 1,23 | вид | = 15% |
Приложение И Пример оценки общественной эффективности капитального ремонта автомобильной дороги
Требуется определить общественную абсолютную и сравнительную эффективность двух вариантов капитального ремонта автомобильной дороги II категории в Московской области. Пер вый из них предусматривает замену существующей дорожной одежды на конструкцию с асфаль тобетонным покрытием, а второй ее замену на цементобетонную конструкцию. Протяженность ремонтируемого участка, имеющего асфальтобетонное покрытие, составляет 15 км.
Работы по капитальному ремонту проводятся по всей ширине дорожного покрытия. При этом автомобильное движение осуществляется в объезд зоны проведения ремонтных работ.
Продолжительность капитального ремонта дороги 1 год.
Продолжительность расчетного периода принимается равной межремонтному сроку про ведения капитального ремонта дороги с цементобетонным покрытием 25 лет.
Удельные затраты на капитальный ремонт в ценах 2013 года по 1варианту составляют 27, 1, а по 2 варианту 32,2 млн руб/км.
Ожидаемая начальная интенсивность движения транспортного потока в 2014 г. со ставляет 3800 авт/сут. Темп роста интенсивности движения принят 4 % по экспоненциальному закону. Состав транспортного потока принят в соответствии с табл. И. 1
Таблица И. 1 Примерный состав и структура движения по дороге
Вид транспортных средств | Основные марки автомобилей | Доля в потоке, % |
Легковые автомобили: | ||
1 -й группы | ВАЗ (2101-2112) | 20 |
2-ой группы | Лада Приора, Лада Калина, ГАЗ 3105 | 13 |
3-ой группы | Ford, Nissan ,Toyota, Volvo, Volksvagen, | 25 |
4-ой группы | Mitsubishi Pajero, Grand Cherokee | 8 |
Грузовые автомобили | ГАЗ (33021, 3302), КаМАЗ -53215 | 29 |
Автобусы | ЛиАЗ (158, 677,5256, 6240) | 5 |
Итого | 100 |
Скорость движения автотранспортного потока по годам расчетного периода для базового варианта БВ (отказ от капитального ремонта) и проектных вариантов ПВ 1 и ПВ 2 (капиталь ный ремонт выполняется по первому и второму вариантам) характеризуется данными табл. И.2.
Таблица И.2 Динамика скоростей движения транспортного потока, км/ч
Годы | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
БВ | 50 | 65 | 63 | 61 | 59 | 57 | 45 | 60 | 58 | 56 | 54 | 52 | 40 |
ПВ 1 | 40 | 80 | 78 | 76 | 74 | 72 | 70 | 68 | 66 | 64 | 62 | 60 | 40 |
ПВ 2 | 40 | 80 | 79 | 78 | 77 | 76 | 75 | 74 | 73 | 72 | 71 | 70 | 40 |
Годы | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
БВ | 80 | 78 | 76 | 74 | 72 | 70 | 68 | 66 | 64 | 62 | 60 | 58 | 56 |
ПВ 1 | 80 | 78 | 76 | 74 | 72 | 70 | 68 | 66 | 64 | 62 | 60 | 58 | 56 |
ПВ 2 | 80 | 79 | 78 | 77 | 76 | 75 | 74 | 73 | 72 | 71 | 70 | 69 | 68 |
Показатели стоимости работ по рассматриваемым вариантам приведены в табл. И.З. Расстояние объезда зоны капитального ремонта 10 км.
Скорость транспортного потока при объезде 40 км/ч.