Качество столичного образования. По ряду показателей город Москва находится среди лидеров российского образования: по средним баллам Единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ) по большинству предметов, количеству победителей олимпиад, наличию общеобразовательных организаций с высокой репутацией, количеству общеобразовательных организаций, входящих в рейтинг 500 лучших российских общеобразовательных организаций. В городе Москве расположены ведущие высшие учебные заведения Российской Федерации (в том числе больше трети национальных исследовательских вузов). Однако эффективной системе объективной оценки качества образования на разных уровнях еще только предстоит появиться.
Серьезным вызовом системе образования, который может повлечь дифференциацию общеобразовательных организаций по качеству образования является приток в них детей из семей мигрантов, которые испытывают серьезные трудности в освоении образовательных программ, в социализации в городском обществе. Концентрация таких детей в определенных общеобразовательных организациях может усугубить дифференциацию, что несет в себе риски для социальной стабильности и культурной идентичности города Москвы.
Системе образования города Москвы еще только предстоит масштабно обеспечить возможность индивидуализации через профильное обучение. Условия для этого создавались в 2012-2013 годах: 912 сформированных крупных общеобразовательных организаций больших возможностей являются основой для реализации максимально возможного количества профилей обучения. Если к началу программного периода многопрофильных общеобразовательных организаций насчитывалось не более 12%, то к 2014-2015 учебному году следует ожидать не менее 70% таких организаций в общем количестве общеобразовательных организаций.
В 2013 году команда обучающихся города Москвы на заключительном этапе Всероссийской олимпиады показала лучший результат по количеству победителей за все время существования олимпиады: 84 человека из 52 общеобразовательных организаций. Более чем на 60% увеличилось с 2010 года количество участников регионального этапа Всероссийской олимпиады в городе Москве: 12 412 человек, из которых победителями и призерами стали 2 761 учащийся из 579 общеобразовательных организаций города Москвы.
В системе среднего профессионального образования обеспечивается достаточно высокий уровень подготовки выпускников. Большая часть выпускников трудоустраивается по специальности, 37% выпускников поступают в государственные образовательные организации высшего образования. В 2013 году около 30% выпускников освоили образовательные программы среднего профессионального образования, сертифицированные (то есть подтверждающие соответствие данных программ квалификационным требованиям к специалистам), с участием объединений работодателей. Всего же 78% колледжей Департамента образования города Москвы реализуют образовательные программы, сертифицированные работодателями. Реализуются и другие механизмы укрепления кооперации государственных профессиональных образовательных организаций города Москвы с работодателями, в том числе в форме инновационно-образовательных кластеров.
Рост показателя объемов внебюджетных средств в системе среднего профессионального образования с 1% в 2010 году до 30% в 2013 году свидетельствует об укреплении связи с рынком труда и увеличении инвестиционной привлекательности. Вместе с тем у системы есть значительный потенциал для роста данного показателя.
Несмотря на наличие в городе Москве государственных образовательных организаций высшего образования, получивших мировую известность, имеющих высокие показатели качества подготовки студентов, в городе Москве ощущается переизбыток специалистов, получивших высшее образование, но обладающих недостаточно высокой квалификацией для успешного трудоустройства по специальности (особенно по таким специальностям, как "юрист", "экономист", "менеджер", а также по ряду технологических специальностей). Наряду с этим больше трети московских организаций заявляют о дефиците квалифицированных инженеров, а 15-20% - квалифицированных экономистов и юристов. О проблемах с качеством высшего образования в городе Москве свидетельствуют и низкие средние показатели участия педагогических работников и студентов в научной и инновационной деятельности.
Вместе с тем, если в начале программного периода констатировалось практически полное отсутствие в портфеле большинства государственных образовательных организаций высшего образования города Москвы серьезных исследований и разработок по заказу и в интересах города Москвы, то следует отметить, что в 2013 году более 70 столичных вузов реализуют программы по заказу Департамента образования города Москвы.
Беспокойство вызывают проблемы со здоровьем обучающихся. Исследования выявляют тенденцию к росту заболеваемости на 2-4% в год и показывают, что образование может выступить как фактором ухудшения здоровья обучающихся за счет нерациональной нагрузки, гиподинамии, неполноценного питания, так и инструментом формирования ресурса здоровья обучающихся. Для этого необходимы индивидуализация образовательного процесса, реализация программ формирования здорового образа жизни обучающихся, занятия физической культурой и спортом.
Сегодня в образовательной практике государственных дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций города Москвы используются разнообразные здоровьесберегающие педагогические технологии. Вместе с тем до настоящего времени в деятельности государственных образовательных организаций по охране и укреплению здоровья отсутствуют единые стандарты качества, включающие в себя регламенты взаимодействия ведомств и конкретных специалистов, отсутствует единая система мониторинга и единая база данных о состоянии здоровья обучающихся. В системе общего и профессионального образования актуальной является задача формирования здорового стиля поведения, профилактики курения, употребления алкоголя и наркотиков.
Кадры столичного образования. В системе образования города Москвы трудятся свыше 200 тыс. педагогических работников. Около 60% от общей численности педагогических работников работают в системе общего образования, около 30% - в государственной системе дошкольного образования, около 10% - в государственных образовательных организациях города Москвы, реализующих основные профессиональные образовательные программы и дополнительные образовательные программы.
Существенную часть педагогических работников государственных дошкольных образовательных организаций города Москвы и государственных общеобразовательных организаций города Москвы составляют педагогические работники с высокими квалификационными категориями. При этом возрастная структура педагогических работников не оптимальна: доля учителей, проработавших в общеобразовательной организации города Москвы свыше 20 лет, в 4 раза больше, чем учителей со стажем от 5 до 10 лет. Хотя и здесь наблюдается положительная динамика: в начале программного периода отмечалось 6-кратное превышение численности учителей со значительным стажем. При этом сохраняется (как и в Российской Федерации в целом) гендерный дисбаланс: более 85% педагогических работников и более 83% руководящих работников государственных образовательных организаций - женщины.
Московская система образования традиционно известна директорами-лидерами, создателями авторских школ. В начале программного периода констатировался риск прерывания данной традиции, поскольку почти 40% руководителей - пенсионного возраста. Усовершенствованная в 2011-2013 годах система подготовки руководителей с обучением в области лидерства и менеджмента, аттестации кандидатов на должность руководителей образовательных организаций и формирования кадрового резерва позволяет не только сохранять данную традицию, но и творчески ее развивать в современных условиях.
Поставленная Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" задача доведения средней заработной платы педагогических работников в системе общего образования до уровня средней заработной платы в регионе выполнена: средняя заработная плата педагогических работников государственных общеобразовательных организаций города Москвы по итогам 2013 года достигла уровня в 60,1 тыс. рублей, учителей - превысила 70,0 тыс. рублей. Рост по сравнению с 2010 годом составил более 70%.
Такими же темпами роста характеризуется и средняя заработная плата воспитателей в дошкольном образовании: по итогам 2013 года в государственных образовательных организациях города Москвы, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования, она составила 44,0 тыс. рублей.
Благодаря целенаправленной работе профессия педагогического работника вернула утраченный престиж. Начиная с 2012-2013 учебного года "кадровый голод" в системе образования города Москвы полностью удовлетворен. Отмечается активизация интереса абитуриентов к педагогическим специальностям и направлениям подготовки. Так, средний проходной балл для поступления в Московский городской педагогический университет вырос за последние три года с 63 в 2010 году до 76 в 2013 году.
Действовавшая на начало программного периода система дополнительного профессионального образования педагогических работников нуждалась в модернизации, в том числе в создании эффективного механизма обратной связи между организациями, предоставляющими услуги дополнительного профессионального образования, и заказчиком - государственными образовательными организациями и педагогическими работниками. В течение 2011-2013 годов в дополнительном профессиональном образовании педагогических работников был активно использован потенциал федеральных вузов и научных организаций, расположенных в городе Москве. С 2013-2014 учебного года столичные общеобразовательные организации получили самостоятельность в выборе программ повышения квалификации и исполнителя, реализующего такие программы.
Кадровый потенциал московских вузов обуславливает их ведущие позиции на российском рынке высшего образования. Однако неконкурентоспособная заработная плата и отсутствие устойчивого финансирования исследований привели к значительному ослаблению этого потенциала. По данным социологических исследований, постоянно работают в научно-исследовательских институтах и научных подразделениях образовательных организаций высшего образования всего 5-15% педагогических работников вузов. Работы по индивидуальным или коллективным грантам научных фондов реализуют не более 11% педагогических работников. Ведущие профессора многих вузов старше 65-70 лет.
В государственных профессиональных образовательных организациях города Москвы сохраняется, хотя и в меньшей степени, чем в начале программного периода, дефицит кадров (мастеров производственного обучения и преподавателей прикладных дисциплин), владеющих перспективными технологиями, имеющих опыт работы на современном производстве.
Анализ состояния рынка образования (включая платное) и спроса на образовательные услуги
Конкурентный рынок образования должен обеспечивать выбор для обучающихся и их семей (с учетом высокой дифференциации их образовательных потребностей) и качество образовательных программ (соответствие формируемых компетенций федеральным государственным образовательным стандартам и перспективным потребностям общества и экономики). Город Москва имеет в настоящее время самый развитый в Российской Федерации образовательный рынок. Высок платежеспособный спрос на образование, однако предложение образовательных услуг частного сектора растет медленно. В настоящее время в сфере общего образования более 96% всех услуг оказывается государственным сектором. При этом определенное развитие получил сектор частного дошкольного образования, представленный гувернерскими услугами, детскими игровыми комнатами в торговых центрах, детскими клубами.
Надежные данные об услугах дополнительного образования в частном секторе отсутствуют. При этом, по результатам социологических исследований, не менее 30% обучающихся общеобразовательных организаций посещают художественные, музыкальные и иные подобные организации дополнительного образования, примерно столько же посещают спортивные секции, занимаются фитнесом, почти каждый пятый обучающийся общеобразовательной организации посещает курсы изучения иностранных языков. Около половины учащихся, осваивающих образовательные программы среднего общего образования, занимаются на платных курсах или с репетиторами, что говорит о значительных масштабах этого рынка услуг.
Высокая стоимость услуг действующих частных организаций говорит о низкой конкуренции и слабой удовлетворенности спроса на эти услуги. В частности, как показывают социологические опросы, иностранные специалисты, работающие в городе Москве, считают недостаточным выбор и доступность услуг частных образовательных организаций.
Частные общеобразовательные организации города Москвы, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, получают бюджетное финансирование на уровне нормативов, установленных для государственных общеобразовательных организаций города Москвы, с 1 июля 2012 г. частные организации, оказывающие услуги в сфере дошкольного образования, также получили возможность бюджетного финансирования.
В профессиональном образовании за последние годы в городе Москве возникло значительное число независимых учебных центров, обучающих конкретным профессиональным квалификациям и работающих на рыночной основе, в первую очередь - в сфере обслуживания, информационных технологий и транспорта. При этом в отличие от иностранных государств, в которых широко используются инструменты обеспечения равного доступа к платным образовательным услугам (например, ваучеры для безработных), в городе Москве они используются в недостаточной мере.
Ограниченное использование производственного и инновационного потенциала государственных профессиональных образовательных организаций города Москвы для предоставления дополнительного профессионального образования, имевшее место в начале программного периода, осталось в прошлом. Значительным шагом к совершенствованию работы с взрослыми стало создание в столичном регионе сети центров прикладных квалификации на базе государственных профессиональных образовательных организаций города Москвы, где на взаимовыгодных условиях происходит синхронизация интересов образования и сферы труда. Однако еще существуют значительные резервы государственно-частного партнерства колледжей и организаций города Москвы в сфере производственной деятельности.
В городе Москве сосредоточено 179 частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования и дополнительным профессиональным программам. В государственных вузах обучаются 53% студентов. Значительная часть государственных и частных образовательных организаций высшего образования и организаций дополнительного профессионального образования предлагает платные образовательные услуги по реализации образовательных программ по экономико-управленческой и гуманитарной группам направлений, а также по информационным технологиям, не имея кадровой базы для качественной реализации таких образовательных программ.
В тоже время выпускники государственных образовательных организаций высшего образования инженерного и технологического профиля испытывают сложности с трудоустройством по специальности, направлению подготовки в организациях города Москвы.
Сравнение с ведущими мегаполисами показывает, что город Москва имеет существенные резервы развития информационной инфраструктуры рынка образовательных услуг, обеспечивающей его прозрачность для потребителей (как для абитуриентов и их семей, так и работодателей города Москвы).
2. Прогноз развития системы образования города Москвы. Планируемые результаты и показатели
Тенденции и перспективы развития города Москвы, определяющие новые задачи системы образования
Определение целей и задач Государственной программы исходит как из внутренних факторов системы, так и из перспектив города Москвы как активно развивающегося мегаполиса с сильной динамикой демографических, социально-экономических, культурных процессов, находящегося в процессе построения международного финансового центра.
Демографические тенденции (высокий уровень рождаемости в последние годы, интенсификация притока мигрантов) обуславливают рост потребности населения города Москвы в образовательных услугах.
Для обеспечения доступности дошкольного образования с учетом демографических процессов по "среднему" прогнозному сценарию рождаемости и запланированного роста охвата детей дошкольным образованием к 2018 году необходимо ежегодно увеличивать число мест в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, учитывая почти шестидесятипроцентный рост контингента к 2018 году по сравнению с 2011 годом. При этом рациональной стратегией является поиск разнообразных вариантов обеспечения детей услугами дошкольного образования и развития, в т.ч. за счет услуг частного сектора. Численность обучающихся общеобразовательных организаций города Москвы к 2018 году увеличится почти на 40% по сравнению с 2011 годом, т.е. среднегодовой прирост численности обучающихся общеобразовательных организаций составит больше 5%.
Город Москва является лидером по количеству молодежи, приезжающей учиться в вузы (не менее 14% от общей численности студентов вузов), поэтому даже в условиях сокращения численности российской молодежи в возрасте 15-23 лет спрос на места в московских вузах ожидается высоким.
Сохраняющийся значительный приток мигрантов требует не только мест в государственных образовательных организациях города Москвы, но и механизмов и технологий, способных обеспечить их учебную успешность и интеграцию в культуру города Москвы.
Действия, предпринятые для сопротивления негативной тенденции по воспроизведению и закреплению стратификации общества в сфере образования ("непрестижные" и "престижные" общеобразовательные организации), доказали свою правильность и своевременность. Создание крупных школ больших возможностей призвано обеспечить равное высокое качество предоставляемых жителям города Москвы образовательных услуг и широкий выбор образовательных программ в районе проживания. Тем самым будет удовлетворен разноплановый социальный заказ населения, обусловленный различиями в социальном и культурном капитале семей.
Градостроительные перспективы города Москвы ставят задачу формирования оптимальной образовательной сети и инфраструктуры в районах застройки, обеспечивающей комплексную доступность общего и дополнительного образования детей. Создание крупных образовательных комплексов, а также формирование кампусов вузов и колледжей как новых центров социально-культурной и молодежной активности в пространстве города Москвы будет способствовать повышению привлекательности районов города Москвы с массовой жилой застройкой и снижению транспортной нагрузки.
Экономические перспективы города Москвы в формировании инновационной экономики
Городу Москве необходимо удовлетворить потребности в профессиональных кадрах, способных творчески мыслить и находить нестандартные решения в следующих ключевых направлениях:
- развитие кадрового потенциала, обладающего знаниями, необходимыми для работы в инновационных секторах экономики, в малом и среднем бизнесе;
- развитие инфраструктуры города Москвы в соответствии с передовыми международными стандартами;
- опережающее развитие образования, медицины, спорта, культуры, творческих индустрий, туризма, ресторанов, музеев, дизайна, моды, медиа, рекламы, коммуникации и других секторов "сервисной экономики" как для повышения качества жизни населения города Москвы, так и для формирования новой доходной базы бюджета города Москвы в 10-20-летней перспективе.
Инновационная экономика также требует от индивидуума постоянного приобретения новых знаний и совершенствования навыков через систему непрерывного образования.
Чтобы стать ресурсом экономического развития города Москвы, система высшего образования должна существенно увеличить внебюджетные доходы (в том числе через экспорт интеллектуальных услуг), укрепить связь с рынком труда, сориентировать студентов и работников на реализацию проектов, направленных на решение проблем развития города Москвы.
Система профессионального образования может существенно увеличить непосредственное производство знаний и технологий при условии более тесного взаимодействия с работодателями, обеспечения прикладного характера образования, отвечающего их потребностям.
Новые подходы к развитию системы образования города Москвы, финансово-экономическая самостоятельность образовательных организаций, сложности управления крупными образовательными комплексами со штатным персоналом в несколько сотен и контингентом в несколько тысяч человек предъявляет новые требования к менеджменту в сфере образования. В этой связи необходимо будет создание системы подготовки управленческих команд из профессионалов в области экономики, финансов, юриспруденции или выпускников соответствующих вузов путем их обучения программам магистратуры в сфере педагогики и менеджмента образования.
Развитие города Москвы как международного финансового центра предъявляет следующие требования к образовательной системе: доступность информации об образовательных услугах на иностранных языках, возможность изучения русского языка как иностранного, наличие сертифицированных по международным стандартам государственных образовательных организаций с преподаванием предметов на иностранных языках, возможность получения дополнительного профессионального образования, наличие вузов с мировым признанием, реализация эффективных программ изучения иностранных языков детьми, молодежью и взрослым населением города Москвы.
Расширение спектра качественного профильного обучения для мотивированных на продолжение обучения в вузах учащихся, осваивающих образовательные программы среднего общего образования, должно обеспечиваться за счет тиражирования практики реализации совместного пилотного проекта Правительства Москвы и федеральных вузов по открытию в структуре вузов профильных классов (предуниверсарии), в которых учащиеся, осваивающие образовательные программы среднего общего образования, кроме изучения профильных и непрофильных предметов, входящих в образовательную программу образовательной организации, будут изучать специальные курсы и дисциплины, соответствующие профилю и направлению вуза, заниматься практическими работами в специальных лабораториях вуза, выполнять под руководством педагогических работников вуза учебно-исследовательские проекты, участвовать в научных студенческих объединениях. В стартовом 2013-2014 учебном году в проекте участвуют 4 вуза.
Развитие высоких технологий диктует необходимость обновления инженерно-технических кадров в городе Москве. Следствием этого должен стать пересмотр образовательных программ и качественно новый подход к методикам преподавания математики в системе образования города.