Количество пассажиров, обслуживаемых морским транспортом, в Санкт-Петербурге увеличится к 2015 году более чем в 2 раза по сравнению с показателем 2008 года и составит 1,1 млн. человек. К 2030 году будет превышен показатель в 2,5 млн. человек.
Объем перевозок грузов по Волго-Балтийскому водному пути восстановится до уровня 2008 года (18,2 млн.тонн) не позднее 2012 года. Прирост объемов грузоперевозок в 2015 году составит около 26 процентов к уровню 2008 года (22,9 млн.тонн).
Основной прирост произойдет за счет увеличения объемов перевозок строительных материалов, удобрений и черных металлов (на экспорт). После снятия инфраструктурных ограничений на лимитирующих участках Волго-Балтийского водного пути объем грузовых перевозок к 2030 году увеличится до 26 млн.тонн.
Прогнозируется увеличение объема транспортных пассажирских перевозок водным транспортом Санкт-Петербурга к 2015 году до 1,5 млн. человек, к 2030 году до 2,8 млн. человек.
Общий объем местной грузовой работы железнодорожного транспорта в Санкт-Петербурге к 2013 году вернется к показателям 2008 года (59,9 млн.тонн). Его увеличение прогнозируется до 66,5 млн.тонн к 2015 году и до 75,4 млн.тонн к 2030 году.
Около 90 процентов всех перевозок будет приходиться на нефтепродукты, металлы, минерально-строительные материалы (преимущественно нерудные) и удобрения. Прогнозируется рост контейнеризации грузов, перевозимых по железной дороге в Санкт-Петербурге (с 8 процентов от общего объема местной грузовой работы в 2008 году до 16 процентов к 2015 году и до 20 процентов к 2030 году). Основной объем местной работы с большегрузными контейнерами (65-80 процентов) будет производиться на припортовых железнодорожных станциях.
Доля внешнеторговых перевозок в составе местного грузооборота железнодорожного транспорта в границах Санкт-Петербурга возрастет с 47 процентов в 2008 году до 50 процентов в 2015 году и до 55 процентов в 2030 году.
Транзитные внешнеторговые перевозки через Санкт-Петербургский железнодорожный узел к 2015 году прогнозируются в объеме 47,6 млн.тонн, к 2030 году - 54,4 млн.тонн. Вынос за пределы Санкт-Петербурга транзитных перевозок, осуществляемых в направлении Финляндии и российских портов северной части Финского залива, станет возможным после реализации предусмотренных Стратегией развития железнодорожного транспорта проектов выноса грузового движения на новую линию Петяярви - Каменногорск с организацией скоростного пассажирского движения на существующей линии Санкт-Петербург - Выборг - Бусловская и строительства в установленном порядке железнодорожного обхода Санкт-Петербурга, а также проекта вывода за пределы Санкт-Петербурга станции Московская-Сортировочная.
Общий пассажиропоток в дальнем и местном сообщениях по головным станциям железнодорожного узла к 2015 году увеличится по сравнению с 2008 годом на 30 процентов до 12,9 млн. человек, к 2030 году - на 70 процентов до 16,1 млн. человек.
Увеличению объемов пассажирских перевозок после 2015 года будет способствовать перераспределение части пассажиропотока (до 1,5 млн. человек) с воздушного на железнодорожный транспорт вследствие ввода в эксплуатацию новой высокоскоростной магистрали между Москвой и Санкт-Петербургом.
Определяющими факторами развития воздушного транспорта в Санкт-Петербурге станут:
строительство в установленном порядке нового централизованного пассажирского терминала, строительство и реконструкция в установленном порядке объектов аэродромной и иной инфраструктуры аэропорта "Пулково";
развитие базового авиационного перевозчика в аэропорту "Пулково".
Это создаст условия для формирования в аэропорту "Пулково" регионального трансферного узла - хаба для региона Северной Европы.
Объем пассажирских перевозок в аэропорту "Пулково" в 2015 году составит 15-17 млн. человек, объем перевозок грузов - 40-42 тыс.тонн. К 2030 году объем пассажирских перевозок увеличится до 25-30 млн. человек, объем грузовых перевозок достигнет 108-115 тыс. тонн.
Объем перевозок грузов автомобильным транспортом в Санкт-Петербурге к 2015 году увеличится до 137 млн.тонн (на 25 процентов больше уровня 2008 года), к 2030 году - 200 млн.тонн (на 85 процентов больше уровня 2008 года).
Объем международных перевозок пассажиров автомобильным транспортом в Санкт-Петербурге к 2030 году возрастет более чем в 2 раза по сравнению с 2008 годом и составит 1,65 млн. человек; наибольший рост числа пассажиров ожидается на направлении стран Европейского Союза. Общий объем перевезенных пассажиров в междугородном сообщении возрастет к 2030 году на 25 процентов по сравнению с 2008 годом и составит около 1,75 млн. человек.
Продолжится вывод из центральных районов Санкт-Петербурга складских объектов на территории, расположенные за кольцевой автомобильной дорогой вокруг Санкт-Петербурга, в том числе на прилегающую к Санкт-Петербургу территорию Ленинградской области.
Прогнозируется размещение на территории Санкт-Петербурга складских объектов классов "А+", "А" и "В+" общей площадью 1 970 тыс.кв.м к 2015 году и 2 600 тыс.кв.м к 2030 году.
4. Цели и задачи развития ТЛК
Цели развития ТЛК определяются исходя из его функций в мировой, российской и городской системах экономических отношений.
Основными целями развития ТЛК являются:
удовлетворение потребностей отраслей экономики Санкт-Петербурга в транспортно-логистических услугах;
повышение мобильности населения Санкт-Петербурга, улучшение транспортной доступности Санкт-Петербурга для других регионов Российской Федерации, зарубежных государств;
обеспечение конкурентоспособности ТЛК на мировом и российском рынках транспортно-логистических услуг;
снижение отрицательных последствий для городской среды от осуществления транспортно-логистической деятельности на территории Санкт-Петербурга.
Достижение целей развития ТЛК направлено на улучшение качества жизни населения Санкт-Петербурга, которое в соответствии с Концепцией является главной целью развития Санкт-Петербурга.
Основными задачами развития ТЛК, решение которых обеспечит достижение указанных целей, являются:
ликвидация транспортных инфраструктурных ограничений для развития промышленности, торговли, строительного сектора, туризма, других отраслей экономики Санкт-Петербурга, внешнеторговых и транзитных перевозок за счет строительства в установленном порядке новых и повышения пропускной способности и скоростных параметров существующих объектов транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга;
развитие терминально-складской инфраструктуры в соответствии с потребностями экономики Санкт-Петербурга и Российской Федерации;
повышение транспортной доступности для жителей и гостей Санкт-Петербурга объектов внешнего пассажирского транспорта Санкт-Петербурга (аэропорт, морской пассажирский терминал, автобусные вокзалы и станции);
применение инновационных технологий и продукции при строительстве, реконструкции и эксплуатации транспортной и терминально-складской инфраструктуры, использование инновационных информационных технологий и систем управления перевозками, внедрение принципов энергоэффективности и энергосбережения в ТЛК;
ориентация ТЛК на работу с высокотехнологичными, наиболее экономически выгодными и экологически чистыми грузами;
использование транспортных средств и технологий, повышающих экологичность транспортно-логистической деятельности;
расширение применения новых механизмов финансирования мероприятий по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга, в том числе использование механизмов государственно-частного партнерства;
использование механизма предоставления в установленном порядке земельных участков для проектирования и строительства объектов терминально-складской инфраструктуры на торгах.
Целевые показатели развития ТЛК на период до 2030 года приведены в таблице.
Целевые показатели развития ТЛК на период до 2030 года
Таблица
N п/п | Наименование показателя | Единица измерения | Фактический показатель | Целевой показатель | |
2009 г. | 2015 г. | 2030 г. | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. Целевые показатели обеспечения потребностей экономики Санкт-Петербурга, российской и мировой экономик в услугах ТЛК | |||||
1.1 | Грузооборот контейнерных грузов в Большом порту Санкт-Петербург | тыс. TEU | 1 342 | 4 100 | 6 300 |
1.2 | Доля перевозок контейнерных грузов железнодорожным транспортом в терминалы, расположенные в исторически сложившихся районах Большого порта Санкт-Петербург, а также из указанных терминалов | % | 23 | 25 | 35 |
1.3 | Грузооборот рефрижераторных грузов в Большом порту Санкт-Петербург | млн.тонн | 2,8 | 5,1 | 5,1 |
1.4 | Среднее время пребывания контейнеров в Большом порту Санкт-Петербург | сутки | 7 | 2-3 | 1-2 |
1.5 | Объем погрузки грузов на железнодорожных станциях в границах Санкт-Петербурга | млн.тонн | 5,3 | 12,5 | 15,7 |
1.6 | Грузооборот аэропорта "Пулково" | тыс.тонн | 20,7 | 42 | 110 |
1.7 | Площадь складских объектов классов "А+", "А", "В+" | тыс.кв.м | 997 | 1300 | 1600 |
1.8 | Доля встроенных помещений в общей площади складских объектов | % | 8,4 | 5 | 2 |
1.9 | Протяженность улично-дорожной сети Санкт-Петербурга | км | 3131,3 | 3611 | 4250 |
1.10 | Средняя скорость транспортного потока | км/час | 25 | 30 | 35 |
2. Целевые показатели транспортной доступности | |||||
2.1 | Количество регулярных паромных линий в Санкт-Петербурге | ед. | 1 | 9 | 15 |
2.2 | Количество пассажиров, прибывающих в Санкт-Петербург морским транспортом | млн. чел. | 0,4 | 1,1 | 2,5 |
2.3 | Транспортные перевозки по водным путям Санкт-Петербурга | млн. чел. | 0,1 | 1,5 | 2,8 |
2.4 | Объем отправления пассажиров в дальнем и местном железнодорожном сообщении | млн. чел. | 8,6 | 12,9 | 16,1 |
2.5 | Количество отправлений поездов железнодорожного транспорта в сутки | ед. | 54 | 60 | 100 |
2.6 | Пассажиропоток в аэропорту "Пулково" | млн. чел. | 7,07 | 17 | 30 |
2.7 | Количество регулярных рейсов аэропорта "Пулково" в сутки | ед. | 151 | 180 | 300 |
2.8 | Интенсивность полетов авиации общего назначения | тыс. взлетов - посадок | 6,2 | 15,0 | 31,0 |
2.9 | Количество регулярных маршрутов автомобильного пассажирского транспорта в международном и междугородном сообщениях | ед. | 81 | 100 | 120 |
3. Целевые показатели, отражающие воздействие TЛK на состояние окружающей среды | |||||
3.1 | Объемы удельных выбросов загрязняющих веществ в атмосферу Санкт-Петербурга от автотранспортных средств | тыс.тонн | 238 | 257 | 277 |
3.2 | Доля грузовых автомобилей, зарегистрированных в Санкт-Петербурге, соответствующих экологическим нормам Евро-4 | % | 20 | 80 |
Приложение
к Стратегии развития
транспортно-логистического комплекса
Санкт-Петербурга
Прогнозные оценки объемов перевозок грузов и пассажиров, площади терминально-складской инфраструктуры в транспортно-логистическом комплексе Санкт-Петербурга на период до 2030 года
N п/п | Наименование показателя | Единица измерения | 2009 г. | 2015 г. | 2030 г. | ||||
Варианты | Варианты | ||||||||
Фактический показатель | Инерционный | Энергосырьевой | Инновационный | Инерционный | Энергосырьевой | Инновационный | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1. Морской транспорт | |||||||||
1.1 | Грузооборот Большого порта Санкт-Петербург, в том числе: | млн. тонн | 50,4 | 62,2 | 70,4 | 76,7 | 78,8 | 88,2 | 108,4 |
1.1.1 | Контейнерооборот | млн. тонн/ тыс. TEU | 14,5/ 1342 | 24,8/ 2800 | 32,0/ 3620 | 36,2/ 4100 | 45,0/ 4150 | 50,5/ 4650 | 68,6/ 6300 |
1.1.2 | Грузооборот рефрижераторных грузов | млн. тонн | 2,8 | 4,1 | 5,1 | 5,1 | 5,1 | 5,1 | 5,1 |
1.1.3 | Количество пассажиров, прибывающих в Санкт-Петербург на круизных судах | млн. чел. | 0,4 | 0,6 | 1,1 | 1,1 | 1,5 | 2,2 | 2,5 |
2. Внутренний водный транспорт и маломерный флот | |||||||||
2.1 | Объем перевозок грузов по Волго-Балтийскому водному пути | млн. тонн | 16,7 | 18,2 | 20,3 | 22,9 | 22,0 | 23,0 | 26,0 |
2.2 | Объем транспортных перевозок водным транспортом Санкт-Петербурга | млн. чел. | 0,1 | 1,1 | 1,2 | 1,5 | 1,8 | 2,1 | 2,8 |
2.3 | Количество маломерных судов | тыс. ед. | 43,7 | 44,0 | 45,5 | 46,0 | 50,0 | 57,0 | 60,0 |
3. Железнодорожный транспорт | |||||||||
3.1 | Грузовая работа железнодорожных станций в границах Санкт-Петербурга, в том числе: | млн. тонн | 46,4 | 62,4 | 65,8 | 67,4 | 66,5 | 72,4 | 75,4 |
3.1.1 | Погрузка | млн. тонн | 5,3 | 10,0 | 11,7 | 12,5 | 12,3 | 14,5 | 15,7 |
3.1.2 | Выгрузка | млн. тонн | 41,1 | 52,4 | 54,1 | 54,9 | 54,4 | 57,9 | 59,7 |
3.2 | Отправление пассажиров в дальнем и местном сообщении | млн. чел. | 8,6 | 10,2 | 12,9 | 14,0 | 12,9 | 14,9 | 16,1 |
4. Воздушный транспорт | |||||||||
4.1 | Пассажиропоток в аэропорту "Пулково" | млн. чел. | 6,8 | 14,1 | 15,1 | 17,0 | 23,3 | 25,8 | 30,3 |
4.2 | Грузооборот в аэропорту "Пулково" | тыс. тонн | 20,7 | 29,0 | 33,0 | 41,0 | 64,5 | 70,0 | 111,5 |
5. Автомобильный транспорт | |||||||||
5.1 | Объем перевозок грузов | млн. тонн | 91,0 | 118,0 | 121,0 | 137,0 | 150,0 | 165,0 | 210,0 |
5.2 | Объем пассажирских перевозок в международном и междугородном сообщениях | млн. чел. | 6,8 | 6,5 | 7,3 | 7,8 | 7,0 | 9,0 | 9,0 |
6. Терминально-складская инфраструктура | |||||||||
6.1 | Площадь складских объектов классов."А+", "А", "В+" " с | тыс. кв. м | 997,0 | 1100,0 | 1220,0 | 1350,0 | 1300,0 | 1420,0 | 1600,0 |
Приложение N 2
к постановлению
Правительства Санкт-Петербурга
от 3 июля 2007 г. N 741