Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 3 июля 2007 г. N 741 "О Стратегии развития транспортно-логистического комплекса Санкт-Петербурга"

В целях эффективного развития транспортно-логистического комплекса Санкт-Петербурга Правительство Санкт-Петербурга
постановляет:
1. Одобрить Стратегию развития транспортно-логистического комплекса Санкт-Петербурга согласно приложению N 1.
2. Утвердить Перечень мероприятий на 2010-2015 годы по реализации Стратегии развития транспортно-логистического комплекса Санкт-Петербурга (далее - Перечень) согласно приложению N 2.
3. Комитету по транспортно-транзитной политике ежегодно до 15 декабря представлять Правительству Санкт-Петербурга отчет об исполнении мероприятий Перечня.
4. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Молчанова Ю.В.
Губернатор
Санкт-Петербурга
В.И.Матвиенко
Приложение N 1
к постановлению
Правительства Санкт-Петербурга
от 3 июля 2007 г. N 741

Стратегия развития транспортно-логистического комплекса Санкт-Петербурга

1. Общие положения

Стратегия развития транспортно-логистического комплекса Санкт-Петербурга (далее - Стратегия) разработана в целях формирования долгосрочной государственной политики Санкт-Петербурга в сфере модернизации, развития, повышения конкурентоспособности и эффективности функционирования транспортно-логистического комплекса Санкт-Петербурга (далее - TЛK).
TЛK объединяет внешний и городской транспорт, транспортную и терминально-складскую инфраструктуру, участников транспортно-логистической деятельности, находящихся во взаимосвязи и взаимодействии при оказании транспортно-логистических услуг в интересах Санкт-Петербурга, а также при оказании этих услуг на территории Санкт-Петербурга в интересах иных субъектов Российской Федерации, Российской Федерации в целом и зарубежных государств.
TЛK выполняет следующие основные функции:
является одной из важнейших отраслей жизнеобеспечения Санкт-Петербурга, от функционирования которой зависят качество жизни населения, эффективность работы других отраслей экономики Санкт-Петербурга и возможности использования его градостроительного и социально-экономического потенциала;
обеспечивает внешнеторговые связи Российской Федерации с Европой и Азией, а также часть транзитных перевозок в сообщении "Европа-Азия". По территории Санкт-Петербурга проходят евроазиатские транспортные коридоры "Север-Юг" и "Транссиб", а также панъевропейский транспортный коридор N 9.
Стратегия определяет цели и задачи развития TЛK на период до 2030 года, устанавливает целевые показатели развития TЛK.
Для обеспечения координации развития TЛK с развитием транспортной системы Российской Федерации расчетный срок действия Стратегии устанавливается исходя из срока действия долгосрочных документов стратегического характера в сфере транспорта, принятых на федеральном уровне, - Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.11.2008 N 1734-р (далее - Транспортная стратегия), и Стратегией# развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.06.2008 N 877-р (далее - Стратегия развития железнодорожного транспорта).
Практическая реализация Стратегии осуществляется посредством выполнения перечней мероприятий по ее реализации, периоды действия которых соответствуют периодам действия федеральных целевых программ в сфере транспорта. Перечень мероприятий на 2010-2015 годы по реализации Стратегии корреспондируется по срокам с федеральной целевой программой "Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2001 N 848.
Стратегия направлена на решение задач, установленных долгосрочными и среднесрочными документами государственного планирования социально-экономического развития Санкт-Петербурга и территориального планирования Санкт-Петербурга, в том числе Концепцией социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20.07.2007 N 884 (далее - Концепция), Генеральным планом Санкт-Петербурга, утвержденным Законом Санкт-Петербурга от 21.12.2005 N 728-99.

2. Анализ тенденций развития TЛK в 2004-2009 годах

В развитии TЛK в 2004-2009 годах выделяются два этапа.
На первом этапе (2004 год - III квартал 2008 года) поступательное развитие в Санкт-Петербурге промышленности, торговли, строительного сектора наряду с увеличением экспортно-импортных и транзитных перевозок обеспечило значительный рост объемных показателей работы во всех секторах TЛK.
В 2004-2008 годах общий объем перевалки и перевозки грузов в TЛK увеличился с 205 млн. тонн до 240 млн. тонн. Общий грузооборот морского порта Большой порт Санкт-Петербург (далее - Большой порт Санкт-Петербург) увеличился на 17 процентов и составил в 2008 году 59,9 млн.тонн, в том числе контейнерооборот увеличился в 2,6 раза до 1,98 млн. TEU в 2008 году. Объем местной грузовой работы железнодорожного транспорта в Санкт-Петербурге (погрузка и выгрузка на железнодорожных станциях, расположенных в границах Санкт-Петербурга) увеличился на 16 процентов до 59,9 млн.тонн в 2008 году. Объем автомобильных грузовых перевозок увеличился более чем на 20 процентов и превысил 110 млн.тонн в 2008 году. Пассажиропоток в аэропорту "Пулково" увеличился на 63 процента и составил в 2008 году 7,07 млн. человек.
Площадь объектов терминально-складской инфраструктуры Санкт-Петербурга в 2004-2008 годах увеличилась на 22 процента и составила 6 596 тыс.кв.м. При этом площадь складских объектов классов "А" и "В+" увеличилась в 4,3 раза и достигла 1 243 тыс.кв.м.
На этом этапе во многих сегментах рынка транспортно-логистических услуг наблюдалось превышение спроса над предложением, фиксировался значительный объем инвестиций в TЛK как со стороны государственного сектора (развитие улично-дорожной сети, железных дорог, морских терминалов и т.д.), так и со стороны частных компаний (строительство в установленном порядке складских объектов, приобретение железнодорожного и автомобильного подвижного состава и т.д.).
Начало второго этапа (IV квартал 2008 года - IV квартал 2009 года) связано с мировым экономическим кризисом, который оказал непосредственное влияние на развитие TЛK.
В IV квартале 2008 года - первом полугодии 2009 года наблюдалось резкое уменьшение объемных показателей работы во всех секторах TЛK, за которым последовали падение ставок на услуги организаций TЛK и значительное снижение инвестиционной активности в сфере транспорта и логистики.
В первом полугодии 2009 года общий грузооборот Большого порта Санкт-Петербург по сравнению с аналогичным периодом 2008 года снизился на 23,5 процента, в том числе контейнерооборот - на 38,1 процента.
Общий объем местной грузовой работы железнодорожного транспорта в Санкт-Петербурге в первом полугодии 2009 года сократился по отношению к аналогичному периоду 2008 года более чем на 26 процентов. По Санкт-Петербургу снижение объема железнодорожных перевозок во внутреннем сообщении составило 40,8 процента, а внешнеторговых перевозок - 11 процентов.
В первом полугодии 2009 года в аэропорту "Пулково" по сравнению с аналогичным периодом 2008 года объем пассажирских перевозок уменьшился на 12,6 процента, объем грузовых перевозок - на 29,2 процента.
В этот период резко сократился спрос на складские услуги. Заполняемость новых складских объектов в первом полугодии 2009 года составила в среднем 30-50 процентов. Уменьшение спроса на рынке складских услуг привело к снижению арендных ставок на 40 процентов.
Во втором полугодии 2009 года темпы падения грузооборота и пассажирооборота в TЛK замедлились. В 2009 году по сравнению с 2008 годом уменьшение грузооборота Большого порта Санкт-Петербург составило 15,9 процента, в том числе контейнерооборота - 22,1 процента, снижение пассажиропотока в аэропорту "Пулково" составило 4,4 процента.
Восстановление рынка транспортно-логистических услуг в различных его сегментах имеет неравномерный характер, что приведет к формированию новой структуры этого рынка в посткризисный период.

3. Прогнозные параметры развития TЛK

Нестабильность мировой экономической ситуации в настоящее время не способствует формированию системы полных и достоверных прогнозных данных, определяющих параметры развития TЛK в средне- и долгосрочной перспективах.
Спрос на услуги TЛK будет зависеть от комплекса внешних и внутренних факторов, обуславливающих тенденции развития мировых рынков и направления социально-экономического развития Российской Федерации в целом и Санкт-Петербурга в частности.
Прогноз развития TЛK разработан в трех вариантах (инерционном, энергосырьевом, инновационном) на основе сценарных вариантов развития транспортной системы Российской Федерации на период до 2030 года, определенных Транспортной стратегией, с учетом прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов, разработанного Министерством экономического развития Российской Федерации.
Прогнозные оценки объемов перевозок грузов и пассажиров, площади терминально-складской инфраструктуры в TЛK на период до 2030 года приведены в приложении к Стратегии.
Анализ вариантов прогноза развития TЛK приводит к выводу о том, что инновационный вариант выступает в качестве целевого для долгосрочной государственной политики Санкт-Петербурга в сфере развития TЛK.
При инновационном варианте развития ТЛК его значение в обеспечении внешнеторговых связей Российской Федерации сохранится. К 2015 году объем грузовой базы внешнеторговых транзитных перевозок через Санкт-Петербург составит 81 млн.тонн, к 2030 году - 115 млн.тонн.
В Большом порту Санкт-Петербург продолжится объективная тенденция вывода с терминалов грузопотоков массовых экспортных грузов. Способствовать этому будет строительство в установленном порядке и ввод в эксплуатацию на территории Ленинградской области и других субъектов Российской Федерации новых морских терминалов, специализирующихся на перевалке наливных и навалочных грузов.
В посткризисный период усилится тенденция роста темпов контейнеризации грузов. К 2030 году контейнерные грузы станут основным видом грузов в общем грузообороте Большого порта Санкт-Петербург. Значительную долю в грузообороте будут занимать также рефрижераторные и ро-ро грузы. Предпосылками для этого станут конкурентные преимущества Большого порта Санкт-Петербург перед зарубежными портами Балтийского моря и российскими портами, заключающиеся в минимальном сухопутном транспортном плече до основных центров потребления Российской Федерации, а также в возможности оказания организациями ТЛК широкого спектра дополнительных услуг по обслуживанию этих грузов.
Морские терминалы, находящиеся в исторически сложившихся районах Большого порта Санкт-Петербург, расположенных в Кировском районе Санкт-Петербурга, не имеют территориальных резервов для развития. После 2015 года основное увеличение грузооборота Большого порта Санкт-Петербург будет достигнуто за счет развития аванпортов в районе железнодорожной станции Бронка, в г.Ломоносове, г.Кронштадте.
Грузооборот терминалов Большого порта Санкт-Петербург увеличится к 2015 году до 76,7 млн.тонн, в том числе по контейнерным грузам - до 36,2 млн.тонн; к 2030 году - до 108 млн.тонн, в том числе по контейнерным грузам - до 68,6 млн.тонн.