СП 378.1325800.2017 Морские трубопроводы Правила проектирования и строительства стр. 4

5.25 Очистку полости уложенного трубопровода следует выполнять промывкой с пропуском очистных поршней. При этом объем воды для промывки должен составлять 10 % – 15 % объема полости очищаемого трубопровода.
Испытания морского участка трубопровода на прочность и герметичность следует выполнять гидравлическим или пневматическим способом.
Выбор способа испытания необходимо принимать в каждом конкретном случае индивидуально.
5.26 При проектировании и строительстве подземного морского трубопровода все виды земляных работ должны учитывать требования охраны окружающей среды и производиться с пооперационным контролем.
5.27 Трасса морского трубопровода должна быть указана на лоцманских картах с указанием охранной зоны шириной не менее 500 м от оси трубопровода, где запрещается сброс якорей и рыболовецких тралов во избежание повреждения трубопровода.

6. Проектирование

6.1 Требования к выбору трассы морских трубопроводов

6.1.1 Выбор трассы должен осуществляться в соответствии с требованиями настоящего свода правил.
6.1.2 Выбор трассы и размещение объектов морского трубопровода следует проводить на основе анализа природно-климатических, геологических и рельефных особенностей морского дна и участка выхода на берег, условий судоходства, наличия близко расположенных населенных пунктов и производственных объектов, транспортных путей, коммуникаций с учетом их негативного влияния на безопасность трубопровода.
6.1.3 Выбор трассы морского трубопровода должен производиться на основе вариантной оценки экономической целесообразности и экологической допустимости строительства.
6.1.4 В качестве критериев оптимальности следует принимать стоимостные показатели при сооружении морского трубопровода, его технического обслуживания и ремонта при эксплуатации, включая затраты на мероприятия по обеспечению сохранности окружающей среды, а также металлоемкость, конструктивные схемы прокладки, безопасность, заданное время строительства, наличие дорог для доставки техники, оборудования и материалов.
6.1.5 Нормы экологической допустимости воздействий при строительстве и эксплуатации морского трубопровода должны способствовать сохранению морской экосистемы и основываться на экологических ограничениях района строительства по использованию водных ресурсов, рыбных запасов, развитию хозяйственной деятельности.
6.1.6 Инженерная оценка района строительства морского трубопровода должна осуществляться по общей трассе магистрального трубопровода на основе анализа имеющихся литературных данных и фондовых картографических материалов, топографических планов, аэрофотоснимков, инженерно-геологических, навигационных карт и других данных.
Окончательный выбор трассы морского трубопровода должен осуществляться после проведения всего комплекса инженерных изысканий.
6.1.7 Инженерные изыскания при строительстве морских трубопроводов следует выполнять в соответствии с СП 47.13330. Требования к инженерным изысканиям приведены в [11]–[15].
В состав изысканий входят инженерно-геодезические, инженерно-геологические, инженерно-гидрометеорологические, инженерно-экологические изыскания и литодинамические исследования.
6.1.8 Материалы инженерных изысканий должны обеспечивать комплексное изучение природных и экологических условий района строительства, являться основой для выбора трассы морского трубопровода и разработки технически обоснованных проектных
  • технологических решений для его строительства.
6.1.9 Для проектирования и строительства морских трубопроводов следует использовать планы масштабов 1:1000, 1:2000, 1:5000 и карты масштаба 1:10000–1:25000.
6.1.10 При определении батиметрических данных трассы морского трубопровода средние погрешности, включающие погрешности измерений и приведения глубин в Балтийскую систему высот, при определении высотных отметок морского дна не должны превышать:
0,2 м – на глубине до 5 м;
0,3 м – на глубине от 5 до 30 м;
более 30 м – в соответствии с точностью измеряемого прибора, но не более 1 %.
6.1.11 Высота сечения рельефа горизонталями и изобатами на глубинах моря до 40 м должна быть от 0,5 м – при уклонах до 2 град и 1,0 м при уклонах более 2 град для масштабов до 1:5000.
На топографических картах континентального шельфа должны быть отображены:
  • триангуляционная геодезическая основа, постоянные уровенные посты;
  • штатные зрительные и гидроакустические средства навигационного оборудования морей и навигационные ориентиры;
  • берега и границы осушки;
граница регулярных ветровых нагонов воды, если ширина полосы побережья, подверженная этому явлению, превосходит 10 мм в масштабе плана или карты (в масштабе 1:25000 и мельче – 5 мм);
  • инженерно-технические сооружения и коммуникации;
  • морские каналы, створные и рекомендованные фарватеры и пути;
  • донная растительность (фитобентос) и растительность береговой зоны;
  • по жизненным формам, а также характерные представители неподвижных и малоподвижных донных животных (зообентос);
  • границы и особые районы на воде;
  • места выхода нефти и газа, остатки затонувших кораблей, различные подводные препятствия.
6.1.12 Инженерные изыскания должны выполнять изыскательские (проектно-изыскательские) организации, имеющие свидетельство саморегулируемой организации (СРО) на выполнение данных работ при строительстве объектов на морском шельфе.
6.1.13 При выборе трассы морского трубопровода следует учитывать:
  • судоходство в районе прохождения трубопровода;
  • инженерно-геологические условия;
  • топографию морского берега и дна;
  • рыболовную деятельность;
  • наличие гидротехнических сооружений;
  • наличие ранее построенных трубопроводов и коммуникаций;
  • места хозяйственной деятельности других морепользователей и захоронения отходов, включая интересы военно-морского флота;
  • районы сброса грунта;
  • акватории с повышенным экологическим риском.
6.1.14 При выборе трассы морского трубопровода следует учитывать технические возможности буровой, землеройной и трубоукладочной техники, а также особенности траншейного или бестраншейного способа прокладки трубопровода.
6.1.15 При выборе трассы морского трубопровода следует учитывать прогноз изменений природных условий в процессе его строительства и эксплуатации.
6.1.16 При выборе трассы морского трубопровода допускается пересечение с существующими трубопроводами и инженерными коммуникациями под углом близким к 90 град, но не менее 60 град. Обоснование пересечения и меры безопасности должны определяться в проектной (рабочей) документации.
6.1.17 При выборе трассы морского трубопровода следует руководствоваться следующими основными требованиями: меньшая категория сложности инженерно-геологических условий, наименьшая протяженность морского трубопровода, наличие подходящей территории на берегу для размещения строительно-монтажных площадок, с учетом, при необходимости, изготовления плетей трубопроводов и спуска их на воду.