18. Исполнение государственной функции включает в себя административную процедуру по осуществлению пограничного контроля.
19. При исполнении государственной функции должностные лица применяют средства и методы контроля в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2005 г. N 50 "О порядке применения средств и методов контроля при осуществлении пропуска лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу Российской Федерации".
20. Исполнение государственной функции осуществляется в сочетании с мероприятиями по контролю за соблюдением правил режима в пунктах пропуска.
Административная процедура по осуществлению пограничного контроля Основания для начала административной процедуры
21. Основанием для начала административной процедуры по осуществлению пограничного контроля является представление должностному лицу:
- гражданами Российской Федерации - действительных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, или иных действительных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, определенных договором Российской Федерации с иностранным государством. В случае выезда из Российской Федерации несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации без сопровождения родителей, усыновителей, опекунов или попечителей, кроме того, представляется нотариально оформленное согласие названных лиц на выезд несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации с указанием срока выезда и государства (государств), которое (которые) он намерен посетить (при этом достаточно согласия одного из родителей, усыновителей, опекунов и попечителей)*(39);
- иностранными гражданами - визы*(40) и действительных документов, удостоверяющих их личность и признаваемых Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено Федеральным законом, международными договорами Российской Федерации или указами Президента Российской Федерации;
- лицами без гражданства - визы*(40) и действительных документов, выданных соответствующими органами государства их проживания, удостоверяющих их личность и признаваемых Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации или указами Президента Российской Федерации;
- иностранными гражданами, получившими вид на жительство в Российской Федерации, - действительных документов, удостоверяющих их личность и признаваемых Российской Федерацией в этом качестве, и вида на жительство;
- лицами без гражданства, получившими вид на жительство в Российской Федерации, - вида на жительство;
- иностранными гражданами и лицами без гражданства, признанными в установленном порядке на территории Российской Федерации беженцами, - проездного документа беженца;
- иностранными гражданами и лицами без гражданства, в отношении которых принято решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации или о депортации, - данного решения;
- иностранными гражданами и лицами без гражданства, которые передаются Российской Федерацией иностранному государству либо которые принимаются Российской Федерацией от иностранного государства в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, - решения о реадмиссии. В случае, предусмотренном международным договором Российской Федерации о реадмиссии, - проездного документа для целей реадмиссии;
- иностранными гражданами и лицами без гражданства, в отношении которых Генеральной прокуратурой Российской Федерации принято решение о выдаче иностранному государству и которые не имеют действительных документов, удостоверяющих их личность и признаваемых Российской Федерацией в этом качестве, - указанного решения;
- иностранными гражданами и лицами без гражданства, в отношении которых иностранным государством удовлетворен запрос Генеральной прокуратуры Российской Федерации о выдаче для уголовного преследования или исполнения приговора на территории Российской Федерации и которые не имеют действительных документов, удостоверяющих их личность и признаваемых Российской Федерацией в этом качестве, - письменного уведомления компетентного органа иностранного государства об удовлетворении указанного запроса*(41).
Содержание каждого административного действия, входящего в состав административной процедуры
22. Административная процедура по осуществлению пограничного контроля включает в себя следующие административные действия:
- контроль лиц для установления оснований на право выезда из Российской Федерации или въезда в Российскую Федерацию;
- контроль транспортных средств, грузов и товаров для обнаружения и задержания нарушителей правил пересечения государственной границы;
- контроль лиц, транспортных средств, грузов и товаров для выявления источников ионизирующего излучения в пунктах пропуска через государственную границу с государствами - членами Таможенного союза.
23. Содержание, последовательность и продолжительность контрольных действий при осуществлении пограничного контроля отражаются в технологической схеме пограничного контроля лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, разрабатываемой в пограничном органе в порядке, определенном нормативными актами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности*(42). Технологическая схема пограничного контроля разрабатывается для каждого пункта пропуска и должна предусматривать продолжительность контроля лиц для установления оснований на право выезда из Российской Федерации или въезда в Российскую Федерацию*(43) не более трех минут с момента предъявления необходимых документов должностному лицу.
24. Контроль лиц в соответствии с технологической схемой пограничного контроля может осуществляться в кабинах паспортного контроля (в помещениях подразделений пограничного контроля в пунктах пропуска, определенных начальником пограничного органа) либо непосредственно на транспортных средствах во время их стоянки или в движении.
В случаях осуществления Контроля лиц в кабинах паспортного контроля (в помещениях подразделений пограничного контроля в пунктах пропуска, определенных начальником пограничного органа) лица, следующие через государственную границу, в порядке очереди представляют должностному лицу документы на право пересечения государственной границы.
В иных случаях документы на право пересечения государственной границы представляются должностному лицу при его обращении к лицу, следующему через государственную границу.
25. Контроль транспортных средств, грузов и товаров для обнаружения и задержания нарушителей правил пересечения государственной границы*(44) в соответствии с технологической схемой пограничного контроля осуществляется во время их стоянки в пунктах пропуска (с высадкой пассажиров или без), при этом указанной схемой могут быть установлены случаи, когда Контроль транспортных средств осуществляется в движении от линии государственной границы до пункта пропуска и обратно без высадки пассажиров.
26. Контроль транспортных средств осуществляется с участием представителей соответствующих государственных контрольных органов*(45) в присутствии одного из членов экипажа или работника наземной технической службы.
27. После осуществления Контроля транспортных средств им разрешается движение (стоянка) на территорию Российской Федерации либо убытие на территорию сопредельного государства (из пункта пропуска).
28. Контроль транспортных средств в отношении воздушных судов, осуществляющих технические посадки в пункте пропуска без высадки пассажиров и выгрузки багажа (грузов), не осуществляется. В отношении указанных воздушных судов организуются режимные мероприятия по допуску на них обслуживающего персонала.
29. Контроль лиц, транспортных средств, грузов и товаров для выявления источников ионизирующего излучения в пунктах пропуска через государственную границу с государствами - членами Таможенного союза осуществляется совместно с Контролем лиц и Контролем транспортных средств.
Условия, порядок и срок приостановления исполнения государственной функции
30. Оснований для приостановления исполнения государственной функции законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
Критерии принятия решений
31. Основанием для пропуска через государственную границу лиц является наличие действительных документов на право въезда лиц в Российскую Федерацию или выезда их из Российской Федерации*(46).
32. Не подлежат пропуску через государственную границу иностранные граждане, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также лица, в отношении которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке принято решение о запрещении выезда из Российской Федерации*(47).
33. Право гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации может быть временно ограничено в случаях, указанных в статье 15 Федерального закона.
Въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину может быть не разрешен в случаях, указанных в статье 26 Федерального закона.
Въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину не разрешается в случаях, указанных в статье 27 Федерального закона.
Выезд из Российской Федерации иностранным гражданам может быть ограничен в случаях, указанных в статье 28 Федерального закона.
34. Основаниями для отказа в пропуске через государственную границу являются:
- выявление случаев, указанных в пункте 33 Административного регламента;
- представление лицами недействительных документов на право въезда в Российскую Федерацию или выезда из Российской Федерации;
- представление лицами не всех документов, указанных в пункте 21 Административного регламента;
- выявление нарушителей правил пересечения государственной границы;
- выявление источников ионизирующего излучения.
35. При отсутствии оснований, указанных в пункте 34 Административного регламента, должностное лицо принимает решение, указанное в абзаце втором или третьем пункта 36 Административного регламента.
При выявлении оснований, указанных в пункте 34 Административного регламента, должностное лицо сообщает об этом своему непосредственному начальнику и передает ему представленные документы на право пересечения государственной границы.
Непосредственный начальник должностного лица приглашает лицо, представившее документы на право пересечения государственной границы, в помещение подразделения пограничного контроля пограничного органа в пункте пропуска, повторно проверяет наличие и действительность необходимых документов на право пересечения государственной границы, а также наличие оснований, указанных в пункте 34 Административного регламента, при необходимости получает объяснения от указанного лица.
При подтверждении оснований, указанных в пункте 34 Административного регламента, непосредственным начальником должностного лица принимается решение об отказе в пропуске через государственную границу, о чем сообщается лицу, представившему документы на право пересечения государственной границы, с указанием основания отказа и государственного органа, решение которого послужило таким основанием.
При неподтверждении оснований, указанных в пункте 34 Административного регламента, непосредственный начальник должностного лица сообщает об этом лицу, представившему документы на право пересечения государственной границы, и передает эти документы должностному лицу для проставления соответствующей отметки.