законодательная регламентация (с введением с 2014 года) перераспределения тарифа страховых взносов для застрахованных лиц, которые не осуществили выбор в пользу формирования средств пенсионных накоплений в управляющей компании или негосударственном пенсионном фонде, - направление 2 процентов указанного тарифа на накопительную составляющую и 4 процентов тарифа страховых взносов на распределительную составляющую пенсионной системы с сохранением на прежнем уровне в размере 6 процентов тарифа страховых взносов на накопительную составляющую для застрахованных лиц, которые осуществили выбор в пользу формирования средств пенсионных накоплений в управляющей компании или негосударственном пенсионном фонде, и с предоставлением им права самостоятельного выбора варианта формирования пенсионных прав: в размере 6 процентов тарифа страховых взносов на накопительную составляющую пенсионной системы или 2 процентов тарифа страховых взносов на накопительную составляющую и 4 процентов тарифа страховых взносов на распределительную составляющую пенсионной системы;
реализация комплекса мер, гарантирующих сохранность средств пенсионных накоплений и обеспечивающих доходность от их инвестирования;
повышение требований к минимальному размеру собственных средств негосударственных пенсионных фондов, осуществляющих формирование и инвестирование пенсионных накоплений, и качеству составляющих их активов;
создание многоуровневой системы гарантий сохранности средств накопительной составляющей, включая системы объединенных гарантийных фондов;
установление порядка формирования и учета прав застрахованных лиц в накопительном компоненте обязательного пенсионного страхования и пенсионных прав участников в системе добровольного пенсионного страхования (негосударственного пенсионного обеспечения), а также установление обязательств перед указанными застрахованными лицами и участниками, подлежащих исполнению страховщиками по обязательному пенсионному страхованию и организациями, осуществляющими негосударственное пенсионное обеспечение и добровольное пенсионное страхование;
расширение состава финансовых институтов, допускаемых к участию в формировании пенсионных накоплений;
установление для негосударственных пенсионных фондов обязанности участия в саморегулируемой организации.
В рамках второго этапа (2014 - 2015 годы) предлагается:
совершенствование и уточнение правового статуса Пенсионного фонда Российской Федерации;
совершенствование системы персонифицированного учета граждан в сфере обязательного пенсионного страхования;
совершенствование организационно-правовой формы негосударственных пенсионных фондов;
формирование единой системы актуарного оценивания, включая стандартизацию актуарной деятельности;
комплексное преобразование системы досрочных пенсий с установлением нового механизма формирования и реализации социальных прав застрахованных лиц, работающих на рабочих местах с особыми условиями труда и на отдельных видах работ;
установление правовых основ создания и функционирования корпоративных пенсионных систем.
В рамках третьего этапа (2016 - 2030 годы) предлагается:
предоставление самозанятым гражданам права выбора варианта формирования и реализации пенсионных прав;
определение дополнительного тарифа страховых взносов для страхователей в отношении застрахованных лиц, работающих на рабочих местах с особыми условиями труда, с учетом необходимости обеспечения всего досрочного периода получения ими трудовой пенсии;
стимулирование дополнительного платежа из заработной платы в пенсионную систему для работников с учетом уровня их доходов и возраста;
уточнение параметрических условий пенсионной системы в целях формирования и реализации пенсионных прав граждан.
На постоянной основе предлагается:
расширение перечня финансовых инструментов инвестирования пенсионных накоплений;
повышение уровня облагаемого страховыми взносами заработка с учетом темпов роста средней заработной платы в Российской Федерации;
поэтапное приведение размера страхового взноса, уплачиваемого самозанятыми категориями граждан, в соответствие с уровнем производимых им пенсионных выплат;
оптимизация механизма преференций по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации отдельными категориями страхователей;
повышение транспарентности институтов, участвующих в формировании пенсионных накоплений (совершенствование порядка раскрытия информации);
стимулирование добровольного формирования гражданами пенсионных накоплений и содействие развитию добровольных (корпоративных и частных) пенсионных систем;
расширение охвата населения корпоративным пенсионным обеспечением;
совершенствование системы государственного контроля за формированием средств пенсионных накоплений;
принятие мер по синхронизации обязательного пенсионного страхования с другими видами обязательного социального страхования.
Раздел V Ожидаемые результаты
Реализация предлагаемых мер позволит обеспечить достойный уровень пенсий гражданам на основе принципа социальной справедливости. Будет создана понятная и прозрачная пенсионная система, позволяющая гражданам выбирать наиболее приемлемую для них пенсионную стратегию.
При этом предусматривается:
достижение коэффициента замещения трудовой пенсией по старости до 40 процентов утраченного заработка при нормативном страховом стаже и средней заработной плате;
достижение приемлемого уровня пенсий для среднего класса за счет участия в корпоративных и частных пенсионных системах;
обеспечение среднего размера трудовой пенсии по старости на уровне 2,5 - 3 прожиточных минимумов пенсионера;
достижение максимально возможной сбалансированности пенсионной системы.
Раздел VI Заключение
Тенденции развития пенсионной системы Российской Федерации, а также реализация предложений по ее совершенствованию находятся в тесной взаимосвязи с общей социально-экономической и в первую очередь макроэкономической ситуацией в стране.
Предусмотренные в Стратегии меры будут эффективно реализованы, если одновременно произойдет позитивная трансформация внешних по отношению к пенсионной системе факторов и положения на рынке труда.
Главными условиями реализации предлагаемых мер являются преодоление негативных тенденций на рынке труда, которые до сих пор проявляются в сохранении скрытой зарплаты и теневой занятости, стабилизация положения в формальном секторе рынка труда и легализация теневого рынка труда, а также повышение производительности труда.
В процессе макроэкономического планирования необходимо преодолеть тенденцию к усилению неравенства в распределении заработной платы по различным видам экономической деятельности при одновременном сохранении низкого удельного веса фонда оплаты труда в структуре валового внутреннего продукта.
В части повышения эффективности демографической программы необходимо реализовать стратегические задачи по снижению смертности в детском и трудоспособном возрастах, улучшить качество здравоохранения и профилактику заболеваемости.
План-график подготовки проектов федеральных законов по реализации Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации (утв. распоряжением Правительства РФ от 25 декабря 2012 г. N 2524-р)
Содержание мероприятия, предусматривающего подготовку проекта федерального закона | Срок представления в Правительство Российской Федерации законопроекта (законопроектов) | Ответственные исполнители | |
I. Первый этап законопроектной работы | |||
1. | Создание системы гарантий сохранности средств пенсионных накоплений | представлен в Правительство Российской Федерации | Минэкономразвития России,Минфин России,Минтруд России,ФСФР России |
2. | Расширение состава финансовых институтов и создание системы пенсионных программ | представлен в Правительство Российской Федерации | Минфин России,Минэкономразвития России,Минтруд России,ФСФР России |
3. | Повышение требований к минимальному размеру собственных средств, транспарентности институтов, участвующих в формировании пенсионных накоплений, совершенствование системы государственного контроля за формированием средств пенсионных накоплений, создание системы объединенных гарантийных фондов и установление для негосударственных пенсионных фондов обязанности участия в саморегулируемой организации | представлен в Правительство Российской Федерации | Минфин России,Минэкономразвития России,Минтруд России,ФСФР России |
4. | Совершенствование порядка формирования пенсионных прав в распределительной составляющей пенсионной системы (новая формула определения размера пенсии), создание механизма по стимулированию граждан, выразивших намерение продолжать работать по достижении пенсионного возраста и принявших решение отсрочить назначение пенсии, а также совершенствование механизмов индексации расчетного пенсионного капитала и размеров трудовых пенсий и создание механизма по осуществлению выплаты пенсии работающим пенсионерам в зависимости от размера их заработной платы | март 2013 г. | Минтруд России,Минфин России,Минэкономразвития России,Пенсионный фонд Российской Федерации |
5. | Стимулирование развития негосударственного пенсионного обеспечения | июнь 2013 г. | Минтруд России,Минфин России,Минэкономразвития России,Пенсионный фонд Российской Федерации |
6. | Введение специальной оценки условий труда застрахованных лиц, по результатам которой соответствующие работодатели освобождаются от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительным тарифам | сентябрь 2013 г. | Минтруд России,Минфин России,Минэкономразвития России,Пенсионный фонд Российской Федерации |
II. Второй этап законопроектной работы | |||
7. | Совершенствование и уточнение правового статуса Пенсионного фонда Российской Федерации и внесение соответствующих изменений в законодательствоРоссийской Федерации | март 2014 г. | Минтруд России,Минфин России,Минэкономразвития России,Пенсионный фонд Российской Федерации |
8. | Совершенствование системы персонифицированногоучета граждан в системе обязательного пенсионного страхования | март 2014 г. | Минтруд России,Минфин России,Минэкономразвития России,Пенсионный фонд Российской Федерации |
9. | Совершенствование организационно-правовой формы негосударственных пенсионных фондов | апрель 2015 г. | Минтруд России,Минфин России,Минэкономразвития России,ФСФР России,Пенсионный фонд Российской Федерации |
10. | Комплексное преобразование системы досрочных пенсий с установлением нового механизма формированияи реализации социальныхправ застрахованных лиц, работающих на рабочих местах с особыми условиями труда и на отдельных видах работ | июнь 2015 г. | Минтруд России,Минфин России,Минэкономразвития России,Пенсионный фонд Российской Федерации |
11. | Установление правовых основ создания и функционирования корпоративных пенсионных систем | июнь 2015 г. | Минтруд России,Минфин России,Минэкономразвития России,ФСФР России,Пенсионный фонд Российской Федерации |
III. Третий этап законопроектной работы | |||
12. | Предоставление самозанятым гражданам права выбора варианта формирования и реализации пенсионных прав | март 2016 г. | Минтруд России,Минфин России,Минэкономразвития России,Пенсионный фонд Российской Федерации |
13. | Определение дополнительного тарифа страховых взносов для страхователей в отношении застрахованных лиц, работающих на рабочих местах с особыми условиями труда и на отдельных видах работ | июль 2016 г. | Минтруд России,Минфин России,Минэкономразвития России,Пенсионный фонд Российской Федерации |
14. | Стимулирование дополнительного платежа из заработной платы работников в пенсионную систему с учетом уровня их доходов и возраста | апрель 2017 г. | Минтруд России,Минфин России,Минэкономразвития России,Пенсионный фонд Российской Федерации |