Распоряжение Правительства РФ от 25 декабря 2012 г. N 2524-р стр. 5

законодательная регламентация (с введением с 2014 года) перераспределения тарифа страховых взносов для застрахованных лиц, которые не осуществили выбор в пользу формирования средств пенсионных накоплений в управляющей компании или негосударственном пенсионном фонде, - направление 2 процентов указанного тарифа на накопительную составляющую и 4 процентов тарифа страховых взносов на распределительную составляющую пенсионной системы с сохранением на прежнем уровне в размере 6 процентов тарифа страховых взносов на накопительную составляющую для застрахованных лиц, которые осуществили выбор в пользу формирования средств пенсионных накоплений в управляющей компании или негосударственном пенсионном фонде, и с предоставлением им права самостоятельного выбора варианта формирования пенсионных прав: в размере 6 процентов тарифа страховых взносов на накопительную составляющую пенсионной системы или 2 процентов тарифа страховых взносов на накопительную составляющую и 4 процентов тарифа страховых взносов на распределительную составляющую пенсионной системы;
реализация комплекса мер, гарантирующих сохранность средств пенсионных накоплений и обеспечивающих доходность от их инвестирования;
повышение требований к минимальному размеру собственных средств негосударственных пенсионных фондов, осуществляющих формирование и инвестирование пенсионных накоплений, и качеству составляющих их активов;
создание многоуровневой системы гарантий сохранности средств накопительной составляющей, включая системы объединенных гарантийных фондов;
установление порядка формирования и учета прав застрахованных лиц в накопительном компоненте обязательного пенсионного страхования и пенсионных прав участников в системе добровольного пенсионного страхования (негосударственного пенсионного обеспечения), а также установление обязательств перед указанными застрахованными лицами и участниками, подлежащих исполнению страховщиками по обязательному пенсионному страхованию и организациями, осуществляющими негосударственное пенсионное обеспечение и добровольное пенсионное страхование;
расширение состава финансовых институтов, допускаемых к участию в формировании пенсионных накоплений;
установление для негосударственных пенсионных фондов обязанности участия в саморегулируемой организации.
В рамках второго этапа (2014 - 2015 годы) предлагается:
совершенствование и уточнение правового статуса Пенсионного фонда Российской Федерации;
совершенствование системы персонифицированного учета граждан в сфере обязательного пенсионного страхования;
совершенствование организационно-правовой формы негосударственных пенсионных фондов;
формирование единой системы актуарного оценивания, включая стандартизацию актуарной деятельности;
комплексное преобразование системы досрочных пенсий с установлением нового механизма формирования и реализации социальных прав застрахованных лиц, работающих на рабочих местах с особыми условиями труда и на отдельных видах работ;
установление правовых основ создания и функционирования корпоративных пенсионных систем.
В рамках третьего этапа (2016 - 2030 годы) предлагается:
предоставление самозанятым гражданам права выбора варианта формирования и реализации пенсионных прав;
определение дополнительного тарифа страховых взносов для страхователей в отношении застрахованных лиц, работающих на рабочих местах с особыми условиями труда, с учетом необходимости обеспечения всего досрочного периода получения ими трудовой пенсии;
стимулирование дополнительного платежа из заработной платы в пенсионную систему для работников с учетом уровня их доходов и возраста;
уточнение параметрических условий пенсионной системы в целях формирования и реализации пенсионных прав граждан.
На постоянной основе предлагается:
расширение перечня финансовых инструментов инвестирования пенсионных накоплений;
повышение уровня облагаемого страховыми взносами заработка с учетом темпов роста средней заработной платы в Российской Федерации;
поэтапное приведение размера страхового взноса, уплачиваемого самозанятыми категориями граждан, в соответствие с уровнем производимых им пенсионных выплат;
оптимизация механизма преференций по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации отдельными категориями страхователей;
повышение транспарентности институтов, участвующих в формировании пенсионных накоплений (совершенствование порядка раскрытия информации);
стимулирование добровольного формирования гражданами пенсионных накоплений и содействие развитию добровольных (корпоративных и частных) пенсионных систем;
расширение охвата населения корпоративным пенсионным обеспечением;
совершенствование системы государственного контроля за формированием средств пенсионных накоплений;
принятие мер по синхронизации обязательного пенсионного страхования с другими видами обязательного социального страхования.

Раздел V Ожидаемые результаты

Реализация предлагаемых мер позволит обеспечить достойный уровень пенсий гражданам на основе принципа социальной справедливости. Будет создана понятная и прозрачная пенсионная система, позволяющая гражданам выбирать наиболее приемлемую для них пенсионную стратегию.
При этом предусматривается:
достижение коэффициента замещения трудовой пенсией по старости до 40 процентов утраченного заработка при нормативном страховом стаже и средней заработной плате;
достижение приемлемого уровня пенсий для среднего класса за счет участия в корпоративных и частных пенсионных системах;
обеспечение среднего размера трудовой пенсии по старости на уровне 2,5 - 3 прожиточных минимумов пенсионера;
достижение максимально возможной сбалансированности пенсионной системы.

Раздел VI Заключение

Тенденции развития пенсионной системы Российской Федерации, а также реализация предложений по ее совершенствованию находятся в тесной взаимосвязи с общей социально-экономической и в первую очередь макроэкономической ситуацией в стране.
Предусмотренные в Стратегии меры будут эффективно реализованы, если одновременно произойдет позитивная трансформация внешних по отношению к пенсионной системе факторов и положения на рынке труда.
Главными условиями реализации предлагаемых мер являются преодоление негативных тенденций на рынке труда, которые до сих пор проявляются в сохранении скрытой зарплаты и теневой занятости, стабилизация положения в формальном секторе рынка труда и легализация теневого рынка труда, а также повышение производительности труда.
В процессе макроэкономического планирования необходимо преодолеть тенденцию к усилению неравенства в распределении заработной платы по различным видам экономической деятельности при одновременном сохранении низкого удельного веса фонда оплаты труда в структуре валового внутреннего продукта.
В части повышения эффективности демографической программы необходимо реализовать стратегические задачи по снижению смертности в детском и трудоспособном возрастах, улучшить качество здравоохранения и профилактику заболеваемости.

План-график подготовки проектов федеральных законов по реализации Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации (утв. распоряжением Правительства РФ от 25 декабря 2012 г. N 2524-р)

Содержание мероприятия, предусматривающего подготовку проекта федерального закона
Срок представления в Правительство Российской Федерации законопроекта (законопроектов)
Ответственные исполнители

I. Первый этап законопроектной работы

1.
Создание системы гарантий сохранности средств пенсионных накоплений
представлен в Правительство Российской Федерации
Минэкономразвития России,Минфин России,Минтруд России,ФСФР России
2.
Расширение состава финансовых институтов и создание системы пенсионных программ
представлен в Правительство Российской Федерации
Минфин России,Минэкономразвития России,Минтруд России,ФСФР России
3.
Повышение требований к минимальному размеру собственных средств, транспарентности институтов, участвующих в формировании пенсионных накоплений, совершенствование системы государственного контроля за формированием средств пенсионных накоплений, создание системы объединенных гарантийных фондов и установление для негосударственных пенсионных фондов обязанности участия в саморегулируемой организации
представлен в Правительство Российской Федерации
Минфин России,Минэкономразвития России,Минтруд России,ФСФР России
4.
Совершенствование порядка формирования пенсионных прав в распределительной составляющей пенсионной системы (новая формула определения размера пенсии), создание механизма по стимулированию граждан, выразивших намерение продолжать работать по достижении пенсионного возраста и принявших решение отсрочить назначение пенсии, а также совершенствование механизмов индексации расчетного пенсионного капитала и размеров трудовых пенсий и создание механизма по осуществлению выплаты пенсии работающим пенсионерам в зависимости от размера их заработной платы
март 2013 г.
Минтруд России,Минфин России,Минэкономразвития России,Пенсионный фонд Российской Федерации
5.
Стимулирование развития негосударственного пенсионного обеспечения
июнь 2013 г.
Минтруд России,Минфин России,Минэкономразвития России,Пенсионный фонд Российской Федерации
6.
Введение специальной оценки условий труда застрахованных лиц, по результатам которой соответствующие работодатели освобождаются от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительным тарифам
сентябрь 2013 г.
Минтруд России,Минфин России,Минэкономразвития России,Пенсионный фонд Российской Федерации

II. Второй этап законопроектной работы

7.
Совершенствование и уточнение правового статуса Пенсионного фонда Российской Федерации и внесение соответствующих изменений в законодательствоРоссийской Федерации
март 2014 г.
Минтруд России,Минфин России,Минэкономразвития России,Пенсионный фонд Российской Федерации
8.
Совершенствование системы персонифицированногоучета граждан в системе обязательного пенсионного страхования
март 2014 г.
Минтруд России,Минфин России,Минэкономразвития России,Пенсионный фонд Российской Федерации
9.
Совершенствование организационно-правовой формы негосударственных пенсионных фондов
апрель 2015 г.
Минтруд России,Минфин России,Минэкономразвития России,ФСФР России,Пенсионный фонд Российской Федерации
10.
Комплексное преобразование системы досрочных пенсий с установлением нового механизма формированияи реализации социальныхправ застрахованных лиц, работающих на рабочих местах с особыми условиями труда и на отдельных видах работ
июнь 2015 г.
Минтруд России,Минфин России,Минэкономразвития России,Пенсионный фонд Российской Федерации
11.
Установление правовых основ создания и функционирования корпоративных пенсионных систем
июнь 2015 г.
Минтруд России,Минфин России,Минэкономразвития России,ФСФР России,Пенсионный фонд Российской Федерации

III. Третий этап законопроектной работы

12.
Предоставление самозанятым гражданам права выбора варианта формирования и реализации пенсионных прав
март 2016 г.
Минтруд России,Минфин России,Минэкономразвития России,Пенсионный фонд Российской Федерации
13.
Определение дополнительного тарифа страховых взносов для страхователей в отношении застрахованных лиц, работающих на рабочих местах с особыми условиями труда и на отдельных видах работ
июль 2016 г.
Минтруд России,Минфин России,Минэкономразвития России,Пенсионный фонд Российской Федерации
14.
Стимулирование дополнительного платежа из заработной платы работников в пенсионную систему с учетом уровня их доходов и возраста
апрель 2017 г.
Минтруд России,Минфин России,Минэкономразвития России,Пенсионный фонд Российской Федерации