СТО 43.99.90 РЕКОМЕНДАЦИИ О ПОРЯДКЕ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТОВ ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ ГРУЗОПОДЪЁМНЫМИ МАШИНАМИ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КАРТ ПОГРУЗО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТ стр. 13

13.2. Технологическая схема возведения подземной или надземной части здания включает в себя необходимые мероприятия по сохранности действующих подземных коммуникаций зданий и сооружений, расположенных в непосредственной близости от разрываемых котлованов в соответствии с техническими решениями, предусмотренными проектом, размещение грузоподъемных машин, границы опасных зон и зон перемещения грузов кранами, горизонтальную и вертикальную привязку грузоподъемных машин, соответствующие мероприятия, обеспечивающие безопасность людей от действия опасных факторов.
13.3. Технологические схемы в зависимости от сложности объекта выполняются в масштабе 1:50, 1:100, 1:200.
13.4. В технологической схеме дается поперечный разрез (при необходимости в отдельных случаях и продольный разрез) строящегося здания (сооружения), при этом краны показывают при положении стрелы над зданием (сооружением) на максимально необходимом рабочем вылете и пунктиром - при повороте стрелы на 180°.
Привязку крана к зданию производят в соответствии с габаритами приближения с учетом возможного отклонения от вертикали поворотной башни крана согласно пп.8.1-8.12 и рисунку 1.
На разрезе показывают:
- отметки верха здания (сооружения), парапета, фонарей, машинных помещений лифтов и других максимально выступающих частей здания;
- отметку крюка крана при максимальной высоте подъема на максимальном рабочем вылете;
- отметку низа противовеса для кранов с верхним расположением противовеса;
- размеры между наиболее выступающими частями здания (сооружения), штабелями грузов или других предметов и наиболее выступающими частями крана, см. рис. 1.
- размеры от основания откоса котлована до основания балластной призмы рельсового кранового пути или до ближайшей опоры стрелового самоходного крана;
- подземные коммуникации;
- поперечное сечение рельсового кранового пути и основания под кран;
- оснастку, средства подмащивания для производства строительно-монтажных работ;
- положение элементов конструкций, изделий с максимальной массой и элементов, самых близких к крану. Над центрами тяжести указанных элементов показывают вылет ( ), грузоподъемность на данном вылете ( ), массу груза ( ) и отметку высоты подъема с учетом максимальных габаритов груза
- положение и размеры выносных площадок (монтажных, грузоприемных).
Если по мере возведения здания (сооружения) возникает необходимость производить наращивание башни крана, замену крана или замену стрелы крана, то необходимо выполнить новый разрез или показать на одном разрезе несколько положений крана.
При приставном кране на разрезах показывают все положения крана с соответствующим расположением креплений и высоту здания (сооружения) до соответствующей этому положению отметки. Количество разрезов соответствует количеству положений приставного крана.
13.5. На технологической схеме показывают существующие и проектируемые подземные коммуникации и сооружения, ЛЭП, надземные коммуникации, деревья, близлежащие существующие и проектируемые здания (сооружения) и другие объекты, попадающие в опасную зону действия крана.
13.6. На технологической схеме выполняется поэлементная раскладка материалов, изделий и конструкций.
Складирование материалов, конструкций, изделий осуществляется в соответствии с разделом 17 настоящего Стандарта.
13.7. Размещение грузоподъемных машин осуществляется в соответствии с требованиями, изложенными в разделе "Стройгенплан".
13.8. В технологической схеме решается технологическая последовательность выполнения строительно-монтажных работ.
13.9. На технологической схеме показывают выносные монтажные площадки, их расположение и размеры, леса и другие средства подмащивания. Перечень необходимых приспособлений, инвентаря, средств подмащивания дается в форме таблицы.
13.10. Монтажная оснастка для временного закрепления и выверки конструкций здания (сооружения) должна отвечать требованиям ГОСТ 24259-80. Средства подмащивания и другие приспособления (подмости, леса, лестницы, стремянки, трапы, мостики, козырьки, монтажные площадки и т.п.), обеспечивающие безопасность производства работ, должны отвечать требованиям СНиП 12-03-2001, ГОСТ 24258-88, ГОСТ 26887-86, ГОСТ 27321-87 и ГОСТ 28012-89.

14. Рекомендации по безопасной работе кранов

14.1. Рекомендации по производству работ с грузоподъемными кранами включают:
 - условия совместной безопасной работы кранов, кранов и подъемников, кранов и других механизмов;
- условия применения координатной защиты работы кранов;
- условия подъема груза двумя или несколькими кранами;
- условия перемещения гусеничного крана с грузом, а также условия перемещения грузов над помещениями, где производятся строительно-монтажные и другие работы;
- условия установки кранов над подземными коммуникациями;
- условия подачи грузов в проемы перекрытий;
- паспортные данные крана о силе ветра, при котором не допускается работа крана;
- условия организации радиосвязи между крановщиком и стропальщиком;
- требования к эксплуатации тары;
- порядок работы кранов, оборудованных грейфером или магнитом;
- мероприятия, подлежащие выполнению при наличии опасной зоны в местах возможного движения транспорта и пешеходов.
14.2. Совместная безопасная работа кранов регламентируется таблицей или графиком, при необходимости - схемой.
При совместной работе кранов расстояние по горизонтали между ними, их стрелами, стрелой одного крана и перемещаемым грузом на стреле другого крана и перемещаемыми грузами должно быть не менее 5 м. Это же расстояние необходимо соблюдать при работе кранов с другими механизмами.
При наложении (в плане) зон обслуживания совместно работающих башенных кранов необходимо, чтобы их стрелы (и соответственно противовесные консоли) были на разных уровнях (однотипные краны должны иметь разное количество секций башни).
Разность уровней балочных (горизонтально расположенных) стрел или противовесных консолей, включая канаты подвески и грузовые канаты, должны быть не менее 1 м (по воздуху). Совместная работа башенных кранов с подъемными стрелами решается в проекте производства работ.
При нахождении нескольких башенных кранов на стоянках в нерабочее время необходимо, чтобы стрела любого крана при повороте не могла задеть за башню или стрелу, противовес или канаты подвески других кранов, при этом расстояние между кранами или их частями должно быть не менее: по горизонтали - 2 м, по вертикали - 1 м. Стрелы кранов целесообразно направлять в одну сторону, при необходимости грузовые канаты могут быть ослаблены. Крюковая обойма должна находиться в верхнем положении, грузовая каретка на минимальном вылете, а сам кран установлен на противоугонные захваты.
14.3. Подъем и перемещение груза несколькими кранами допускается в отдельных случаях в соответствии с ППРк или технологической картой согласно требованиям 9.5.4 ПБ 10-382-00. При разработке схем строповки для подъема груза несколькими кранами должны указываться места строповки грузов.
Работа по перемещению грузов с помощью нескольких кранов производится под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами. До подъема груза несколькими кранами необходимо предварительно проверить, могут ли крановщики синхронно поднимать груз и выполнять команды лица, руководящего перемещением грузов; при необходимости с крановщиками может проводиться репетиция без груза.
14.4. Гусеничные краны могут перемещаться с грузом на крюке, при этом нагрузка на кран и положение стрелы должны устанавливаться в соответствии с инструкцией по эксплуатации крана.
Допускаемая масса перемещаемого груза зависит от длины стрелы и положения стрелы крана по отношению к направлению движения крана, при этом перемещение груза должно производиться на минимальном вылете.
Основание, по которому перемещается кран с грузом, должно иметь твердое покрытие, выдерживающее без просадки удельное давление не менее величин, указанных в паспорте крана или инструкции по эксплуатации крана. Основание должно быть ровным и иметь уклон, не более указанного в инструкции по эксплуатации крана.
Перемещение груза краном целесообразно производить на высоте не более 0,5 м над поверхностью земли с удерживанием груза от раскачивания и разворота с помощью оттяжек, при этом нахождение людей между грузом и краном не допускается.
Трогание крана с места при раскачивающемся на крюке грузе не допускается. При трогании крана необходимо предварительно успокоить груз от раскачивания.
Данные по грузоподъемности кранов и уклону основания, при котором допускается перемещение кранов, приведены в инструкциях по их эксплуатации.