Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 декабря 2010 г. N 2017"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 072901 Му стр. 3

способен осуществлять экспертную работу при формировании репертуара театров, филармоний и средств массовой информации (ПК-20);
способностью принимать участие в работе творческих коллективов разного профиля (ПК-21);
культурно-просветительская, музыкально-журналистская и редакторская деятельность
способностью осуществлять постоянную связь со средствами массовой информации с целью просветительства, популяризации и пропаганды достижений музыкальной культуры, готовить необходимые материалы о профессиональной деятельности творческих коллективов, авторов-создателей произведений искусства; участвовать в проведении пресс-конференций и других акций; организовывать работу по пропаганде музыкального и музыкально-театрального искусства, в том числе с использованием возможностей радио, телевидения, интернета (ПК-22);
способностью осуществлять консультации при подготовке творческих проектов в области музыкального искусства и культуры (репертуарные планы, программы фестивалей, творческих конкурсов) (ПК-23);
способностью разрабатывать темы лекций (лекций-концертов), выступать с лекциями, уметь комментировать исполняемые в лекциях (лекциях-концертах) произведения (ПК-24);
способностью освещать культурно-исторические события и факты в области музыкального искусства, науки и педагогики в газетах, журналах, информационных агентствах, на телевидении и радио, в сетевых средствах массовой информации, информационно-рекламных службах (ПК-25);
способностью анализировать и подвергать критическому разбору процесс исполнения музыкального произведения или постановки музыкально-театрального произведения, уметь проводить сравнительный анализ разных исполнительских интерпретаций (ПК-26);
способностью редактировать музыкальные программы на радио и телевидении, редактировать литературные тексты в области музыкального искусства, культуры и педагогики в издательствах, редакциях периодических изданий искусств, а также осуществлять редакторскую работу изданий общего профиля по разделам культуры и искусства; участвовать в издательской деятельности организаций культуры и искусства (ПК-27);
способностью осуществлять авторскую журналистско-критическую деятельность в форме статей, крупных обзоров, книг (разделов книг) (ПК-28);
способностью организовывать издательскую деятельность в учреждениях культуры и искусства (ПК-29);
организационно-управленческая (менеджерская) деятельность:
способностью осуществлять работу, связанную с проведением творческих мероприятий (фестивалей, конкурсов, авторских вечеров, юбилейных мероприятий) (ПК-30);
способностью осуществлять функции специалиста, референта, консультанта, руководителя структурных подразделений в государственных (муниципальных) органах управления культурой, в организациях сферы культуры и искусства, в творческих коллективах, союзах и обществах (ПК-31);
способностью проводить работу с авторами, выполняющими заказы организаций в области музыкально-исполнительского и музыкально-театрального искусства (ПК-32);
способностью осуществлять работу по рассмотрению авторских заявок и вынесению по ним заключения; работу по подготовке договоров, ведению их учета, контроля за исполнением договорных обязательств, привлекать для консультаций специалистов (ПК-33);
способностью выполнять управленческие функции в государственных (муниципальных) органах управления культурой, в организациях сферы культуры и искусства, в творческих союзах и обществах (ПК-34);
способностью разрабатывать перспективные и текущие планы деятельности организаций культуры и искусства (репертуарные планы, программы фестивалей, творческих конкурсов) (ПК-35);
способностью применять знания в области организации менеджмента искусства, планирования и финансового обеспечения музыкально-театральной и концертной деятельности (ПК-36);
выполнением руководящих функций в издательствах, в периодических изданиях искусств, а также в отделах культуры и искусства изданий общего профиля (ПК-37).

VI. Требования к структуре основных образовательных программ подготовки специалиста

6.1. ООП подготовки специалиста предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
гуманитарный, социальный и экономический цикл;
общепрофессиональный цикл;
профессиональный цикл;
и разделов:
физическая культура;
учебная и производственная практики, научно-исследовательская работа;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную, устанавливаемую вузом. Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей) и дисциплин специализаций, позволяет обучающимся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) дальнейшего продолжения обучения по программам послевузовского профессионального образования (интернатура, ординатура, аспирантура).
6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История отечества", "История медицины", "Философия", "Иностранный язык".
Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" объединено с "Экстремальной медициной".
Таблица 2

Структура ООП подготовки специалиста

Код УЦ ООП
Учебные циклы и проектируемые результаты их освоения
Трудоемкость (Зачетные единицы)*
Перечень дисциплин для разработки программ (примерных), а так же учебников и учебных пособий
Коды формируемых компетенций
С.1
Гуманитарный, социальный и экономический цикл
35
Базовая часть
31
В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:знать:основные этапы развития государства и общества в становлении цивилизаций, историю России в её важнейших событиях;сущность научных, художественных и религиозных представлений о мироздании;социальную значимость своей будущей профессии, основные школы, учения и концепции в сфере гуманитарных и социально-экономических наук;этические нормы, регулирующие человеческие отношения и жизнь общества;формы и типы культур, основные культурно-исторические центры и регионы мира; культуру России, её место в системе мировой цивилизации;цель, задачи, закономерности, принципы воспитания, образования и обучения в современной трактовке, формы, методы и средства образовательной деятельности; психолого-педагогические, физиологические и медико-гигиенические основы воспитания и обучения;основы экокультуры;основные категории эстетики, особенности исторического взаимодействия музыки и других видов искусства;основы крупнейших религий мира;этические нормы, регулирующие человеческие взаимоотношения;уметь:объяснить феномен культуры, её роль в человеческой жизнедеятельности, способы приобретения, хранения и передачи социального опыта, базисных ценностей культуры;оценивать достижения культуры на основе знания исторического контекста их создания;анализировать основные культурно-политические события в России и за рубежом;грамотно использовать в работе профессиональную лексику, вести диалог с зарубежными коллегами на иностранном языке и читать иноязычные работы без словаря;использовать знания, полученные в области гуманитарных наук, в своей музыкально-педагогической, просветительской и научной деятельности;владеть:культурой гуманитарного мышления, методами анализа своих профессиональных возможностей и путей повышений квалификации;методологией профессии, элементами планирования профессиональной деятельности; основами ораторского, лекторского искусства, культуры ведения научной дискуссии;методами преломления в области музыковедения общей методологии истории, философии и психологии;методами организационной деятельности.ИсторияФилософияЭстетикаИностранный языкОК-1ОК-2ОК-3ОК-4ОК-5ОК-6ОК-7ОК-8ОК-9ПК-1ПК-2ПК-3ПК-7
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)
4
С.2
Общепрофессиональный цикл
32
Базовая часть
29
В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:знать:основные этапы и направления в истории смежных искусств (театра, киноискусства), составные части культуры, в том числе художественной, общие закономерности художественного творчества и знаковой специфики разных искусств;основы фортепианной техники;мировые системы обучения сольфеджио;строение современной музыкальной культуры (творчество композиторов и исполнителей, жанры театральные и концертные;направления - художественная (классическая) музыка, массовая, "третье течение"), формы работы через средства массовой информации с различными слоями общества;уметь:объяснить феномен культуры, её роль в человеческой жизнедеятельности, способы приобретения, хранения и передачи социального опыта, базисных ценностей культуры;оценивать достижения культуры на основе знания исторического контекста;художественно убедительно исполнять музыкальное произведение, свободно читать с листа, аккомпанировать солисту;всесторонне развивать музыкальный слух;писать критические статьи и журналистские репортажи, осуществлять связь со средствами массовой информации (периодическими изданиями, радио, телевидением, сетью Интернет);владеть:методологией анализа различных видов искусства;профессиональными навыками игры на фортепиано;навыками сольфеджирования с листа, в том числе в транспозиции, в различных ключах, с игрой на инструменте полифонического произведения;стилем музыкального критика и журналиста, умением обращаться к массовой аудитории.История искусствФортепианоСольфеджиоМузыкальная критика и журналистикаОК-2ОК-3ОК-4ОК-5ОК-6ОК-7ПК-1ПК-2ПК-3ПК-4ПК-5ПК-6ПК-7ПК-8ПК-10ПК-22ПК-25ПК-27ПК-28
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)
3
С.3
Профессиональный цикл
198
Базовая часть
178
В результате изучения базовой части циклаобучающийся должен:знать:методологию музыкознания, методологические подходы к историческим и теоретическим исследованиям;ведущую историографическую проблематику, закономерности музыкально-исторического процесса, его периодизацию;научные труды, посвященные истории и теории музыки;особенности речи как сферы общения, типы аудитории, основы современного публичного монолога (устного выступления): лекция, беседа, интервью;основы редактирования литературного и музыкального текстов;классическую и современную гармонию;старинную и современную полифонию;особенности развития музыкальных жанров, историю и теорию музыкальных форм;важнейшие проблемы теории современной композиции, основные художественные направления в музыке XX-XXI веков (зарубежной и отечественной);проблематику научной теории музыки через освещение основных положений исторически наиболее важных теоретических систем;особенности оркестрового письма различных эпох и национальных школ, правила записи оркестровых и хоровых партитур;исторические этапы в развитии национальных музыкальных культур, художественно-стилевые и национально-стилевые направления в области музыкального искусства от древности до XXI века;
163
Музыковедческий модульВведение в специальностьМетодология музыковедческого исследованияСпециальный классОсновы редактированияГармонияПолифонияМузыкальная формаТеория современной композицииМузыкально-теоретические системыИнструментоведениеЧтение партитурИнструментовкаИстория оркестровых стилейИстория зарубежной музыкиИстория русской музыкиНародное творчествоМузыкальная информатикаОК-1ОК-2ОК-3ОК-4ОК-5ОК-6ОК-7ОК-8ОК-9ПК-1ПК-2ПК-3ПК-4ПК-5ПК-6ПК-7ПК-8ПК-9ПК-10ПК-11ПК-12ПК-13ПК-14ПК-15ПК-16ПК-17ПК-18ПК-19ПК-20ПК-21ПК-23ПК-26
13
Модульпедагогической подготовкиМузыкальная психологияМетодика преподаванияПрофессиональная и педагогическая подготовка
композиторское творчество в культурно-эстетическом и историческом контексте;основные периоды и концепции в истории древнерусского певческого искусства;этапы и тенденции исторического развития отечественной и зарубежной этномузыкологии, методы этномузыковедческого исследования, основы полевой работы;особенности инструментария;исторические этапы в развитии традиционных национальных культур народов России, СССР и Восточной Европы;историческую периодизацию и жанровую систему народного музыкального творчества;ведущие типы нотации (старинной и новейшей);сферы и цели применения информатики, возможности компьютера для работы по специальности, основные базы данных, редакторы различной степени сложности;основы современной педагогики и музыкальной психологии, назначение и роль музыковеда-преподавателя на современном этапе; принципы планирования учебного процесса, составления учебных планов, учебных программ, методических разработок, учебников и учебных пособий; данные о чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, природного и техногенного характера, способы защиты и обеспечения населения в этих условиях;уметь:выбирать необходимые методы, исходя из задач конкретного исследования;осуществлять музыкально-редакторские функции;пользоваться справочной литературой;излагать и критически осмысливать базовые представления по истории и теории музыкального искусства;собирать, хранить и обрабатывать информацию, применяемую в сфере профессиональной деятельности;сочинять фрагменты и целые пьесы на собственные или заданные музыкальные темы в курсе гармонии, полифонии и музыкальной формы;анализировать музыкальные произведения различных исторических эпох, стилей, жанров в историко-эстетическом контексте;различать при анализе музыкального произведения общие и частные закономерности его построения и развития; рассматривать музыкальное произведение в динамике исторического, художественного и социально-культурного процесса;рассматривать современную композицию как явление исторического, художественного и социально-культурного процесса;выделять главнейшие этапы развития музыкально-теоретических систем;определять выразительные возможности различных типов оркестра, озвучивать партитуру (оркестровую, хоровую) на фортепиано;проводить сравнительный анализ исторической литературы, объяснить закономерность смен научных исторических концепций;излагать и критически осмысливать базовые представления по истории музыкальных культур народов мира;обосновать жанровую, историко-стилевую и этнокультурную принадлежность явлений, работать в полевых условиях;добиваться достоверности в воссоздании различных инструментальных,певческих стилей и традиций (восточной музыки, знаменного пения, русского народного музицирования);осуществлять анализ, дешифровку и систематизацию образцов фольклорного творчества;осуществлять запись образцов народного музыкального творчества, расшифровывать их, осуществлять описание и систематизацию;осуществлять быстрый поиск любой информации на компьютере, набирать и форматировать текст;осуществлять выбор программы деятельности, подбор художественного, информационно-библиографического и дидактического материала;пользоваться международными специальными изданиями в сфере музыкального источниковедения, такими, как RISM (Международный каталог музыкальных первоисточников), RILM (Международный каталог литературы о музыке), RIPM (Международный каталог музыкальной периодики) и другими базами данных;проектировать и планировать педагогическую деятельность, определять ведущие профессиональные задачи воспитания и обучения;самостоятельно составлять планы учебных занятий, определять специфику педагогической работы в группах разного возрастного уровня;использовать средства индивидуальной защиты, оказывать первую медицинскую помощь;владеть:методологией и навыками музыковедческой интерпретации различных музыкально-исторических источников;принципами музыкально-литературного анализа музыкальных произведений и явлений в области музыкального искусства;проблематикой и методологией избранного профиля музыковедения; навыками музыкально-редакторской деятельности;навыками описания и хранения информации, работы с каталогами и библиографическими изданиями;методом конкретно-исторического рассмотрения исторических явлений в связи с общенаучными, философскими и эстетическими представлениями эпохи;профессиональным понятийным аппаратом в области истории и теории музыки, образным мышлением, способностью к художественному восприятию мира;профессиональными навыками анализа музыкальных форм, профессиональной лексикой, грамотно использовать ее в своей деятельности при общении со слушательской аудиторией;навыками эстетического анализа содержания музыкального произведения;приемами аранжировки, переложения музыкального текста для различного исполнительского состава;навыками по изучению, описанию, и расшифровке старинных рукописей;навыками расшифровки, анализа и систематизации музыкального материала;комплексным анализом современной музыки (зарубежной, отечественной), включая собственно музыкально-теоретические проблемы и проблемы истории, хронологии, эстетики;современными методами этномузыкологии, системным подходом к изучению традиций народной культуры, навыками расшифровки, систематизации этнографических материалов;понятийным аппаратом в области истории традиционной музыки народов России, СССР и восточной Европы;основополагающими концепциями, знаменующими главные вехи в эволюции европейского музыкально-теоретического мышления;технологией работы с компьютером, в том числе нотонаборным методом на конкретных нотаторах;методикой ведения урока и проверки знаний;умением адекватного поведения в чрезвычайных ситуациях.
2
Безопасность жизнедеятельности
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)
20
С.4
Учебная и производственная практики, научно-исследовательская работа(практические умения и навыки определяются ООП вуза)
23
ПедагогическаяФольклорно-этнографическаяЛекторско-филармоническаяМузыкально-журналистскаяАрхивно-библиографическаяОК-1ОК-2ОК-3ОК-4ОК-5ОК-7ПК-23ПК-24ПК-25ПК-26ПК-27ПК-28ПК-30ПК-31ПК-32ПК-33ПК-34ПК-35ПК-36
С.5
Физическая культура
2
ОК-9ОК-10
С.6
Итоговая государственная аттестация
10
Общая трудоемкость ООП
300
______________________________
* Трудоемкость циклов С.1, С.2, С.3 и разделов С.4, С.5, включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.

VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ подготовки специалиста

7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП подготовки специалиста, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять ООП подготовки специалиста с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке ООП подготовки специалиста должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.
Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП подготовки специалиста, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 50 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп обучающихся не могут составлять более 40 процентов аудиторных занятий.
7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП подготовки специалиста.
Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц. По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более четырех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").
7.5. ООП подготовки специалиста должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам С.1, С.2 и С.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливается вузом.
7.6. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет 54 академических часа
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очно-заочной (вечерней) форме не может составлять более 16 академических часов.