4.4. Специалист по направлению подготовки (специальности) 072901 Музыковедение должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
в области научно-исследовательской деятельности:
выполнение работы, научных исследований (как в составе исследовательской группы, так и самостоятельно), осуществление авторской деятельности в коллективных сборниках и монографиях, исследование музыкально-исторических процессов профессиональной и народной музыки, разработки в области социологии музыки, исследование музыкально-теоретических концепций, изучение музыкальных произведений, руководство исследовательскими проектами, осуществление критической деятельности;
в области педагогической деятельности:
преподавание музыкально-исторических и музыкально-теоретических дисциплин;
подготовка учебно-методических комплексов по преподаваемым дисциплинам;
выполнение методической работы, осуществление контрольных мероприятий, направленных на оценку результатов художественно-педагогического процесса;
в области творческой деятельности:
овладение исполнительскими навыками в сфере изучаемых традиционных музыкальных культур разных регионов и эпох, реконструирование и практическое освоение малоизвестных исторических стилей;
художественное руководство различными творческими коллективами и составление концертных программ;
в области культурно-просветительской, музыкально-журналистской и редакторской деятельности:
организация работы, связанной с пропагандой достижений в области музыкального искусства и культуры (в том числе с использованием возможностей радио, телевидения, интернета, периодических изданий); участие в проведении пресс-конференций и других акций; выступление с лекциями, комментариями в лекциях-концертах; осуществление консультаций при подготовке творческих проектов в области музыкального искусства и культуры; готовность к работе в разнообразных средствах массовой информации, информационно-рекламных службах, структурах связи с общественностью; осуществление редакционной работы в издательствах, в редакциях периодических изданий искусств, на радио и телевидении, а также в отделах культуры и искусства изданий общего профиля; организация и участие в издательской деятельности и организациях отрасли культуры и искусства, подготовка авторских материалов, предназначенных для публикации или выхода в эфир в соответствии с требованиями, принятыми в средствах массовой информации; осуществление критической деятельности в форме статей в периодических изданиях;
в области организационно-управленческой (менеджерской) деятельности:
осуществление функций специалиста, референта, консультанта, руководителя структурных подразделений в государственных (муниципальных) органах управления культурой, в организациях сферы культуры и искусства (театры, филармонии, концертные организации), в творческих союзах и обществах; руководство подразделениями, осуществляющими в организациях культуры и искусства связь со средствами массовой информации; работа с авторами разного профиля; рассмотрение авторских заявок и вынесение по ним заключений, подготовка авторских договоров, ведение их учета, контроль за выполнением договорных обязательств; участие в работе по организации творческих проектов (концертов, фестивалей, конкурсов, мастер-классов, юбилейных мероприятий).
V. Требования к результатам освоения основных образовательных программ подготовки специалиста
5.1. Выпускник должен овладеть следующими общекультурными компетенциями (ОК):
способностью представить современную картину мира на основе целостной системы естественно-научных знаний, ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры (ОК-1);
способен к анализу социально-значимых процессов и явлений, к участию в общественно-политической жизни (ОК-2);
способностью к осуществлению просветительской и воспитательной деятельности, владеет методами пропаганды научных достижений (ОК-3);
демонстрацией активной гражданской позиции, нацеленность на совершенствование современного общества на принципах гуманизма и демократии (ОК-4);
свободным владением литературной и деловой письменной и устной речью на русском языке, навыками публичной и научной речи; умением создавать и редактировать тексты профессионального назначения, владением одним из иностранных языков как средством делового общения (ОК-5);
способностью к социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, способен проявлять уважение к историческому наследию и культурным традициям, толерантность к другой культуре, способен создавать в коллективе отношения сотрудничества, разрешать конфликтные ситуации (ОК-6);
владением культурой мышления, способен к обобщению, анализу, критическому осмыслению, систематизации, прогнозированию, постановке целей и выбору путей их достижения (ОК-7);
способностью самостоятельно применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для приобретения новых знаний и умений, в том числе в областях, непосредственно не связанных со сферой деятельности, для развития социальных и профессиональных компетенций (ОК-8);
способностью выстраивать и реализовывать перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования (ОК-9);
способностью организовать свою жизнь в соответствии с социально-значимыми представлениями о здоровом образе жизни, готов к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-10).
5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
общепрофессиональными:
способностью ориентироваться в базовых положениях экономической теории, применять их с учетом особенностей рыночной экономики, самостоятельно вести поиск работы на рынке труда, владеть методами экономической оценки научных исследований, интеллектуального труда (ПК-1);
способностью самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения с помощью информационных технологий, в том числе в областях, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ПК-2);
способностью к работе в многонациональном коллективе, в качестве руководителя формировать цели и команды, принимать решения в сложной ситуации, вести обучение и оказывать помощь сотрудникам (ПК-3);
способностью на научной основе организовать свой труд, самостоятельно оценить результаты своей деятельности; владением навыками самостоятельной работы, в том числе в сфере проведения научных исследований (ПК-4);
демонстрацией понимания значимости своей будущей специальности, ответственно относится к своей трудовой деятельности (ПК-5);
способностью самостоятельно или в составе группы вести научный поиск, реализуя специальные средства и методы получения нового знания (ПК-6);
способностью понимать сущность и значение информации в жизни современного общества, соблюдать основные требования информационной безопасности (ПК-7);
владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ПК-8);
владением основными методами защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ПК-9);
научно-исследовательская деятельность:
способностью осмыслить закономерности развития музыкального искусства и науки в историческом контексте и в связи с другими видами искусства; способен учитывать особенности религиозных, философских, эстетических представлений конкретного исторического периода (ПК-10);
способностью собирать и интерпретировать необходимые данные для формирования суждений по соответствующим научным проблемам (ПК-11);
способностью ориентироваться в специальной литературе как в сфере музыкального искусства и науки, выполнять научно-техническую работу, научные исследования как в составе исследовательской группы, так и самостоятельно; осуществлять авторскую деятельность в коллективных сборниках и монографиях (ПК-12);
способностью участвовать в информационном маркетинге, осуществлять различные исследования в социально-культурной сфере, а также исследования в области музыкальной культуры, искусства и педагогики (ПК-13);
способностью руководить научно-исследовательской работой (как отдельными этапами, разделами, так и в целом), составлять научные тексты на иностранных языках (ПК-14);
способностью осуществлять исследования по изучению социально-культурной среды, в том числе зрительской (слушательской) аудитории (ПК-15);
педагогическая деятельность;
способностью преподавать дисциплины, связанные с историей и теорией музыкального искусства, культуры, и педагогики, (ПК-16);
способностью планировать учебный процесс, вести научно-методическую работу, разрабатывать методические материалы, анализировать различные педагогические системы и методы, формулировать собственные педагогические принципы и методы обучения (ПК-17);
творческая деятельность:
способностью организовывать работу, связанную с собиранием, исследованием и хранением образцов старинной музыки, музыкально-фольклорного творчества, проведением творческих акций (ПК-18);
способностью организовывать консультации по музыкально-культурным и музыкально-историческим вопросам при создании, исполнении или постановке произведений музыкального и (или) музыкально-театрального искусства (ПК-19);