организационно-управленческая деятельность:
способностью формулировать и решать задачи, связанные с реализацией организационно-управленческих функций, умеет использовать для их осуществления финансово-контрольных мероприятий (ПК-19);
умением организовывать работу исполнителей, принимать управленческие решения в процессе осуществления государственного и муниципального финансового контроля и аудита (ПК-20);
способностью к подготовке аналитической информации для принятия решений органами государственного управления и местного самоуправления в финансово-контрольной сфере (ПК-21);
способностью к использованию баз данных и информационных систем при реализации организационно-управленческих функций (ПК-22);
правоприменительная деятельность:
способностью толковать и применять законы и другие нормативные правовые акты в сфере государственного и муниципального финансового контроля и аудита, умением юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-23);
способностью принимать правовые решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом, умением использовать в профессиональной деятельности особенности тактики и методики предупреждения, пресечения, выявления, раскрытия и расследования преступлений и правонарушений в финансовой сфере (ПК-24);
способностью осуществлять защиту прав и законных интересов государства, муниципальных образований, безопасности личности, общественного порядка и общественной безопасности, пресекать противоправные действия в финансовой сфере, готовностью осуществлять профилактическую работу по обеспечению законности и укреплению правопорядка, проводить пропаганду правовых знаний среди населения (ПК-25);
способностью осуществлять свою профессиональную деятельность во взаимодействии с сотрудниками правоохранительных органов, представителями других государственных органов, в том числе с органами финансового контроля, финансово-кредитными органами, а также органов местного самоуправления, общественных объединений, с трудовыми коллективам, гражданами, муниципальными органами охраны общественного порядка, со средствами массовой информации (ПК-26);
экспертно-аналитическая деятельность:
способностью к разработке правовых, экономических, социально-политических аспектов в деятельности информационно-аналитических центров, общественных, государственных и муниципальных учреждений и организаций по направлению государственного аудита (ПК-27);
готовностью применять методы анализа вариантов, разработки и поиска компромиссных решений (ПК-28).
Профессиональные компетенции уточняются вузом с учётом профиля профессиональной подготовки обучающихся.
VI. Требования к структуре основных образовательных программ магистратуры
6.1. ООП магистратуры предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
общенаучный цикл;
профессиональный цикл;
и разделов:
практики и научно-исследовательская работа;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания, навыки и компетенции для успешной профессиональной деятельности и (или) обучения в аспирантуре.
Таблица 2
Структура ООП магистратуры
Код | Учебные циклы и проектируемые результаты их освоения | Трудоемкость (зачетные единицы*) | Перечень дисциплин для разработки программ (примерных), учебников (учебных пособий) | Коды формируемых компетенций |
М.1. | Общенаучный цикл | 20-28 | Философия и методология наукиФилософия праваСовременные методы научных исследований Современные экономические и правовые учения | ОК-1ОК-2ОК-3ОК-4ОК-5ОК-6ПК-1ПК-3ПК-4ПК-6ПК-9ПК-12ПК-17ПК-19ПК-21ПК-27ПК-28 |
Гуманитарные, социальные и экономические дисциплины | 12-16 | |||
Базовая частьВ результате изучения дисциплин базовой части цикла обучающийся должен:знать:понимать и глубоко осмысливать философские концепции науки, место гуманитарных и социальных наук в выработке научного мировоззрения;уметь:совершенствовать и развивать свой интеллектуальный уровень, уметь адаптироваться к изменению профиля деятельности; применять в практической деятельности правовые и экономические знания, математические методы; структуру, формы и методы научного познания, их эволюцию,проблему классификации наук; общенаучные проблемы и их динамику в ходе исторического процесса познания; логико-гносеологические проблемы современной науки: периодизации; теоретизации; описания и его видов; единства наук; общности идеалов и норм научности; аксиологические проблемы современной науки: суверенности науки; нравственного облика ученого; социальных последствий внедрения научных открытий; ответственности ученого за выбор методов исследования и его результаты; философские проблемы естественных, точных, социальных и гуманитарных наук;критерии оптимальности; аналитические методы оптимизации; многокритериальные задачи оптимизации;уметь:оценивать философские и научные течения, направления и школы; логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение рассматриваемых проблем;выбрать статистику, выявить её функции распределения, обосновать параметры критериев оптимизации;владеть:основами методологии научного познания при изучении проблем правого и экономического характера; приемами ведения дискуссии, полемики, диалога. | 4-5 | |||
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза) | 8-11 | |||
Информационные технологииБазовая частьВ результате изучения базовой части данного модуля студент должен:знать: современные компьютерные технологии, применяемые при сборе, хранении, обработке, анализе профессиональной информации;уметь:самостоятельно использовать современные компьютерные, технологии, математические методы для решения научно-исследовательских и производственно-технологических задач профессиональной деятельности;владеть: навыками самостоятельного приобретения с помощью информационных технологий новых знаний и умений, в том числе в новых областях знаний. | 8-12 3-4 | Информационные технологии в экономических и правовых исследованиях и образовании. Математические модели в экономических и правовых исследованиях | ОК-2ОК-3ОК-5ПК-2ПК-3ПК-5ПК-6ПК-9ПК-11ПК-12ПК-13ПК-14ПК-18ПК-21ПК-23ПК-24 | |
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза) | 5-8 | |||
М.2 | Профессиональный циклБазовая (общепрофессиональная) частьВ результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:знать:современные подходы к изучению правовых и организационно-управленческих процессов с учетом специфики экономических, политических, социальных аспектов их развития;уметь использовать фундаментальные и прикладные знания в сфере профессиональной деятельности; владеть навыками анализа методологических подходов, развиваемых различными научными школами, основные задачи и системы обработки информации при решении производственных задач; сетевые компьютерные комплексы, их виды и возможности для использования информационных технологий; методы первичного анализа и представления интегрированной информации по качеству продукции для принятия управленческих решений; теорию планирования, управления и контроля процессов движения материальных и информационных потоков в микрологистической системе; функциональные области логистики: закупочная, транспортная, производственная, информационная, распределительная логистика,; правовую охрану объектов интеллектуальной собственности, изобретений, моделей. | 34-40 8-10 | Современные проблемы государственного аудитаАктуальные проблемы финансового права Стандарты государственного финансового контроля и аудита Междисциплинарные подходы в современной юридической и экономической науке Актуальные проблемы правовых и экономических исследований (по направлениям магистерской подготовки) | ОК-1ОК-2ОК-4ПК-1ПК-3ПК-5ПК-6ПК-8ПК-9ПК-11ПК-12ПК-15ПК-16ПК-17ПК-21ПК-24ПК-25ПК-26ПК-27 |
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза) | 26-30 | |||
М.3 | Практика и научно-исследовательская работа (практические умения и навыки определяются ООП вуза) | 34-40 | ОК 1 - 7ПК 1 - 27 | |
М.4 | Итоговая государственная аттестация | 12-16 | ОК 1 - 2,ПК-1,ПК-3,ПК-5,ПК 7 - 9,ПК 11 - 14,ПК 17 | |
Общая трудоемкость основной образовательной программы | 120 |
______________________________
* Трудоемкость циклов M.1, M.2 и раздела М.3 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.
VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ магистратуры
7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП магистратуры, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы практик и научно-исследовательской работы, итоговой государственной аттестации, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке ООП магистратуры должны быть определены возможности вуза в развитии общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для социализации личности.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий, результатов работы студенческих исследовательских групп, вузовских и межвузовских телеконференций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Одной из основных активных форм обучения профессиональным компетенциям, связанным с ведением того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистр (производственно-технологической, организационно-управленческой, научно-исследовательской, проектной), для ООП магистратуры является семинар, продолжающийся на регулярной основе не менее двух семестров, к работе которого привлекаются ведущие исследователи и специалисты-практики, и являющийся основой корректировки индивидуальных учебных планов магистров. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП магистратуры, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 30 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа не могут составлять более 20 процентов аудиторных занятий.
7.4. В программы базовых дисциплин профессионального цикла должны быть включены задания, способствующие развитию компетенций профессиональной деятельности, к которой готовится выпускник, в объеме, позволяющем сформировать соответствующие общекультурные и профессиональные компетенции.
7.5. ООП магистратуры высшего учебного заведения должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее 30 процентов вариативной части обучения. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.
7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин, не включаемых в 120 зачетных единиц и не обязательных для изучения обучающимися, определяется вузом самостоятельно.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет 18 академических часа.
7.8. В случае реализации ООП магистратуры в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).
7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы**.
7.10. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.
7.11. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании индивидуальной образовательной программы, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными, а их суммарная трудоемкость не должна быть меньше, чем это предусмотрено учебным планом.
7.12. В вузе должно быть предусмотрено применение инновационных технологий обучения, развивающих навыки командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений, лидерские качества (чтение интерактивных лекций, проведение групповых дискуссий и проектов, анализ деловых ситуаций на основе кейс-метода и имитационных моделей, проведение ролевых игр, тренингов и других технологий), преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований научных школ вуза, учитывающих региональную и профессиональную специфику при условии реализации содержания образования и формировании компетенций выпускника, определяемых настоящим ФГОС ВПО.
7.13. ООП магистратуры вуза должна включать лабораторные практикумы и (или) практические занятия по следующим дисциплинам (модулям), формирующим у обучающихся умения и навыки в области общий аудит, государственный и муниципальный аудит, теория финансов, финансовый менеджмент, банки и финансовые институты, управление инвестиционным портфелем, оценка финансовых активов, фундаментальный и технический анализ на финансовых рынках, управление финансовыми рисками и страхование, производные финансовые инструменты, финансовый учет и анализ, теория и история государства и права; конституционное право; административное право, финансовое право, гражданское право, уголовное право, гражданский процесс, арбитражный процесс, уголовный процесс, налоговое, бюджетное, валютное, банковское право, финансово-правовая ответственность, информационные технологии в научных исследованиях и образовании; иностранный язык (в зависимости от специфики магистерской программы), правового обеспечения инновационной деятельности, логистики, защиты интеллектуальной собственности, управления качеством продукции, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.
7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули);
право при формировании своей индивидуальной образовательной программы получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущую профессиональную подготовку;
право при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основании аттестации;
обязанность выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.