Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится магистр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.
4.4. Магистр по направлению подготовки 033700 Прикладная этика должен быть подготовлен к решению следующих профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры и видами профессиональной деятельности:
задачи профессиональной деятельности магистров:
научно-исследовательская деятельность:
анализировать закономерности становления функционирования нравственности в обществе, создавать проекты и вырабатывать рекомендации совершенствования морального совершенствования социальных процессов и институтов.
Информационно-аналитическая деятельность:
осуществлять сбор, обработку, анализ и презентацию информации о нравственных отношениях и способах их функционирования.
Технологическая деятельность:
разрабатывать и внедрять в практику межличностного и социального взаимодействия этически корректные, компромиссные, социально-безопасные и партнерские способы взаимодействия.
Проектная деятельность:
создавать программы внедрению нравственных норм и ценностей в практику деятельности индивидов, социальных институтов и объединений, проводить этическую экспертизу проектов, законов, программ и стратегий социального развития.
Педагогическая деятельность:
формировать знания о нравственных отношениях, осваивать новые образовательные методики в сфере этического образования, сочетать образовательную и морально-воспитательную деятельность.
Организационно-управленческая деятельность:
организовывать процессы формирования нравственного пространства в сообществах и организациях различной степени сложности, внедрять стратегии морального взаимодействия.
V. Требования к результатам освоения основных образовательных программ магистратуры
5.1. Выпускник должен овладеть следующими общекультурными компетенциями (ОК):
способен на основе сформированного мировоззрения понимать современное состояние гуманитарных, социальных и естественных наук (ОК-1);
готов и способен совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-2);
готов и способен к самостоятельному обучению новым методам исследования, к восприятию и использованию новых научных открытий в различных, в том числе смежных, областях знания, способствующих повышению профессионального уровня (ОК-3);
готов и способен использовать на практике знания, умения и навыки в организации исследовательских и проектных работ, в управлении исследовательским коллективом (ОК-4);
готов и способен проявлять инициативу, брать на себя всю полноту ответственности за результаты дела, использовать знания и умения работы в условиях рисков и неопределенности (ОК-5);
способен самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения (ОК-6);
обладает культурой мышления, ясностью письменного и устного изложения результатов мыслительной деятельности, культурой речи (ОК-7);
знает и чтит права человека, с полной ответственностью выполняет обязанности человека и гражданина, демонстрирует ответственное отношение к общественному делу, своему гражданскому долгу (ОК-8);
готов и способен осуществлять профессиональную деятельность в мультикультурной среде, реализовывать в своей повседневной практике толерантное отношение к расовым, национальным, религиозным, социальным и иным различиям людей (ОК-9);
готов и способен к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе норм морали и права, социально-политических и духовных ценностей (ОК-10)
5.2. Выпускник должен овладеть следующими профессиональными компетенциями (ПК):
в научно-исследовательской деятельности:
знает эволюцию представлений о нравственности, ее природу, структуру, функции, особенности становления, развития и функционирования в обществе, способы влияния на поведение людей, обществ и социальных групп, роль и место в различных сферах социальной жизни и профессиональной деятельности, сущность актуальных моральных проблем, методы и способы их теоретического и практического разрешения (ПК-1);
способен к использованию знания современных методов многофакторного анализа многообразных форм жизнедеятельности человека и общества, а также форм общественного сознания в контексте их нравственной составляющей (ПК-2);
способен проводить исследования значимых научных проблем в области прикладных этик на основе использования различных теоретико-методологических подходов анализа и технологий урегулирования моральных конфликтов (ПК-3);
обладает способностью применять приобретенные знания, умения и навыки в ходе анализа социально-этических теорий и нравственных коллизий общественной жизни, возникающих в различных областях практической жизни и на основе вариативных способов их постижения и решения, предлагаемых в рамках прикладных этик (ПК-4);
способен применять методологию междисциплинарного анализа нравственных феноменов, использовать категориальный аппарат гуманитарных и социальных наук с учетом предметного поля прикладных этик (ПК-5);
способен к проведению прикладного этического исследования, анализу и обобщению полученных результатов исследования в соответствии со сложившимися в теории и практике требованиями, а также оформлять результаты научно-исследовательской работы в виде отчетов, статей, монографий, тезисов и докладов на конференциях, научных симпозиумах, семинарах и круглых столах (ПК-6);
готов и способен к публичной дискуссии по проблемам научных исследований в области теоретической и прикладной этики, выступлениям в электронных и печатных средствах массовой информации, используя приемы и методы моральной аргументации и контраргументации (ПК-7);
готов и способен к постоянному повышения научно-теоретического уровня своей квалификации, к поиску информации о передовых научных достижениях в области прикладных этик, овладению способами организации эффективной самостоятельной научно-исследовательской работы (ПК-8);
в информационно-аналитической деятельности:
способен осуществлять сбор и анализ информации по этическим вопросам, используя основные принципы развития информационной среды, обладает навыками работы с этически значимой информацией, владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки и представления информации для решения профессиональных и социально значимых задач (ПК-9);
владеет современными информационными и коммуникационными технологиями, включая эффективный поиск информации в Интернете, используя поисковые системы и базы данных, статистические методы анализа данных, постоянное отслеживание передовых научных достижений в области прикладных этик (ПК-10);
способен к самостоятельному расширению портфеля аналитических инструментов, к самостоятельному освоению новых средств коммуникации и работы с информационными потоками для решения профессиональных этических задач (ПК-11);
готов и способен активно формировать через информационные каналы нравственную среду, используя собственный профессиональный потенциал, владеет навыками формирования общественного мнения по актуальным этическим проблемам, в том числе посредством активного участия в общественном дискурсе (ПК-12);
в технологической деятельности:
готов и способен применять практики и технологии формирования индивидуальной, организационной и социальной нравственной культуры (ПК-13);
способен работать с инструментарием, техниками и приемами прикладной этики, выполнять функции посредника при разрешении вариативных моральных проблем (ПК-14);
готов и способен включаться в работу по разработке и внедрению технологий по поддержанию нравственных факторов функционирования социальных, политических, социально-трудовых, семейных, межличностных, межгрупповых взаимодействий (ПК-15);
владеет практическими методами формирования институциональных структур поддержания нравственных отношений в этико-прикладных и профессиональных сферах жизнедеятельности (ПК-16);
готов и способен к использованию методик анализа и разрешения моральных проблем в условиях столкновения нередуцируемых нравственных принципов, норм и ценностей (ПК-17);
способен использовать методики и технологии выявления, анализа и преодоления нравственных ценностно-нормативных противоречий (ПК-18);
готов и способен использовать этико-прикладные методики работы с эмоциональным сопротивлением участников социальных и профессиональных взаимодействий (ПК-19);