Приказ Министерства образования и науки РФ от 15 сентября 2011 г. N 2298"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 071700 Цирковое искусств стр. 5

физическая культура;
учебная и производственная практики;
государственная (итоговая) аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную, устанавливаемую вузом. Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин, позволяет обучающемуся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в магистратуре.
6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История", "Философия", "Иностранный язык".
Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".
Таблица 2

Структура ООП бакалавриата

Код УЦ ООП
Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения
Трудоемкость, (зачетные единицы)*
Перечень дисциплин для разработки примерных программ, учебников и учебных пособий
Коды формируемых компетенций
Б.1Гуманитарный, социальный и экономический цикл
30-35
Базовая часть
15-17
ОК-1ОК-2ОК-3ОК-19
В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:знать:основные разделы и направления философии, методы и приемы анализа философских проблем;основные закономерности исторического процесса, этапы исторического развития России и роль России в истории человечества и в современном мире;лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера (для иностранного языка);уметь:анализировать и оценивать социальную информацию;планировать и осуществлять свою деятельность с учетом результатов этого анализа;владеть:иностранным языком в объеме, необходимом для возможности получения информации из зарубежных источников;навыками письменного аргументированного изложения собственной точки зрения;навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, практического анализа логики различного рода рассуждений;навыками критического восприятия информации.
4
Философия
4
История
10
Иностранный язык
Вариативная часть(знания, умения, навыки определяются ООП вуза)
15-17
Б.2Общепрофессиональный цикл
60-70
Базовая частьВ результате изучения дисциплин базовой части цикла обучающийся должен:знать: периодизацию истории цирка, балаганы, штукарство и шутовство; первые стационарные цирки; цирк братьев Ринглинг, цирки К.Гинне и Гаэтано, Чинизелли в Москве; московский цирк Соломонского; цирки Барнума и Бейли, Барнума и Коупа, Гагенбеки, братьев Никитиных, Буша, Сарразани, Кроне;развитие отечественного и зарубежного цирка;разновидности цирковых жанров, цирковые династии; значение отечественного, английского, немецкого, французского цирков в развитии мирового цирка;цирковая терминология;понятийно-категориальный аппарат истории и теории искусств;периодизацию истории искусств, особенности их выразительных средств и художественного языка;основные художественные стили, направления, методы, школы;методологию научного исследования искусства;стилевую и жанровую типологию искусства, основные элементы языка искусств;закономерности структурной организации произведений искусства;о роли и значении циркового искусства в системе культуры в воспитании и развитии личности о специальной литературе, как по профилю циркового искусства, так и по смежным областям художественного творчества;историю возникновения жанров циркового искусства;бытовые, социальные и политические условия, в которых развиваются жанры циркового искусства;роль жанров циркового искусства в других видах искусства;историю отечественной и западноевропейской режиссуры;специфику режиссуры театра и цирка;принципы режиссерского анализа пьесы;технологию создания режиссерского замысла и постановочного плана циркового номера и программы; строение организма человека;общие принципы функционирования органов и систем;строение двигательных действий;о системе управления движениями и принципах подчинения движений законам механики;особенности опорно-двигательного аппарата артистов цирка;о повреждениях и заболеваниях опорно-двигательного аппарата человека, возникающих при занятиях цирковым искусством и их причинах, о средствах их профилактики, лечения и реабилитации;основы гигиены артистов цирка;о клинических проявлениях повреждений опорно-двигательного аппарата;о качественных отличиях строения и функций организма человека, связанных с трудовой деятельностью артиста цирка;исторические условия появления маски-образа, грима, костюма, трюка; особенности пластики тела, актерской манеры игры в комедии "дель-арте";основные положения теории актерского мастерства;уметь: различать произведения искусства по виду, жанру и стилю;определять время и место (принадлежность к национальной, региональной школе) их создания, автора (или школу);анализировать их форму и содержание; ориентироваться в специальной литературе;ориентироваться в исторических процессах происхождения цирковых жанров;анализировать литературный материал;использовать исторический материал для творческой работы в избранном жанре;использовать систему знаний по режиссерскому искусству в профессиональной деятельности;видеть режиссерские методы в осуществлении постановки;производить режиссерский анализ пьесы;оказывать первую доврачебную помощь при травмах опорно-двигательного аппарата, возникших во время занятий, репетиций;владеть:основами актерского мастерства;свободно применять комплекс технологических навыков в выбранной профессии;средствами пластической выразительности;понимать:закономерности развития искусств; их связь с исторической действительностью, общим развитием гуманитарных знаний, с религиозными, философскими, эстетическими идеями конкретного исторического периода.
30-40
Модуль "Теория и история искусств"История циркаАктерское мастерство и основы практической режиссурыАнатомия, физиология, биомеханика и основы медициныОК-6ОК-9ОК-13ОК-23ОК-24ОК-25ПК-1ПК-38ПК-39ПК-41ПК-42ПК-46-53
Вариативная часть(знания, умения, навыки определяются ООП вуза)
30-40
Б.3Профессиональный цикл
105-108
Базовая часть
40-43
В результате изучения дисциплин базовой части цикла обучающийся должен:
знать:основные произведения, принципы, приемы мастеров циркового искусства;принципы интерпретации и построения циркового произведения и программы;уметь:демонстрировать (опознавать) основные произведения, принципы, приемы мастеров циркового искусства;использовать их в собственной деятельности;
10
Практическое и теоретическое наследие и репертуар мастеров циркового искусстваПК-6ПК-10ПК-13ПК-18
знать:основные понятия безопасности жизнедеятельности;критерии здоровья;факторы, влияющие на уровень здоровья детей, подростков и юношей в современном обществе;специфику формирования представлений о здоровом образе жизни у детей, подростков и юношей;основные принципы здорового образа жизни;характеристики опасностей природного, техногенного и социального происхождения;правила, принципы и средства безопасного поведения;методики формирования психологической устойчивости и поведения в опасных ситуациях;принципы информационной, правовой, психологической безопасности и безопасности в чрезвычайных ситуациях;причины и методы профилактики травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата у артистов цирка;методы экспертизы и восстановления профессиональной трудоспособности;
3
Основы безопасности жизнедеятельностиОК-8ОК-21ОК-25
меры электробезопасности и противопожарной защиты;знать:основы акробатики, гимнастики, жонглирования, ручного эквилибра, эквилибра на проволоке, клоунады и музыкальной эксцентриады (в том числе музыкальной) и других жанров для создания циркового номера;средства пластической выразительности;специальную терминологию;приемы общения со зрительской аудиторией;технику безопасных методов работы пассировки и работы с лонжей);основные виды и приемы цирковой педагогики;особенности профессиональной деятельности, образования, воспитания и психологии артиста цирка;принципы построения карьеры артиста цирка;основы планирования профессиональной деятельности в цирке;историю и теорию цирковой педагогики в России и зарубежом;трудовое законодательство о педагогической деятельности;базовые дидактические понятия, категории и принципы;философские, методологические и психолого-педагогические основания теории обучения;современные теории и системы обучения;дидактический инструментарий: основные характеристики, структуру и этапы развития воспитательных систем;основные воспитательные системы прошлого и настоящего;методы и средства воспитания;сущность воспитательного процесса;сущность воспитания;определения, основные виды, признаки педагогических технологий, их классификацию;общие принципы и методы преподавания дисциплин художественного цикла;учебно-методический комплекс художественно-педагогического процесса;особенности педагогической деятельности в процессе обучения художественным дисциплинам;характеристики различных, многовариантных технических средств и приёмов обучения;дифференцированные подходы в художественном образовании;планирование художественно-воспитательной работы;технологии проведения уроков;принципы организации различных занятий;средства и методы организации самообразования;принципы оценки достижений учащихся в профессиональном и художественном развитии;специфические особенности педагогических технологий и методик в различных сферах профессионального образования;основные психологические функции и их физиологические механизмы, соотношение природных и социальных факторов в становлении психики;основные понятия деятельностной концепции психики и сознания;основные психические механизмы функционирования и развития личности в различных видах деятельности;психологические методы познания и самопознания, развития, коррекции и саморегуляции;основные принципы образовательной политики в России;основные направления модернизации;сущность и ценностные характеристики педагогической деятельности;основы профессиональной компетентности педагога;педагогические основы различных видов профессиональной деятельности;основные источники педагогических идей;современную педагогическую публицистику, научную литературу;структуру современной системы отечественного образования, стратегию ее развития;систему методов и приемов обучения, художественного воспитания и руководства учебно-познавательной деятельностью обучающихся;задачи, программное содержание и методы обучения;принципы развития профессиональных и художественно-творческих способностей, личностных качеств и черт характера артиста цирка и педагога;методы проведения занятий; закономерности формирования профессиональных способностей, средства и способы развития выразительности;правила исполнения и преподавания;концепцию определяющей роли собственной деятельности в развитии личности применительно к процессу обучения;принципы построения урока;формы контроля успеваемости;методическую литературу по предметам;определение понятия "организм", его свойства, значение гомеостаза;закономерности индивидуального роста и развития детского организма;значение наследственности и среды, их влияние на развитие детского организма;анатомию, физиологию и возрастные особенности развития;принципы развития регуляторных систем морфофункциональные особенности нервной системы детей;принципы развития сенсорных систем;анатомию и физиологию вегетативных систем;возрастные особенности обмена веществ, энергии и терморегуляции, питания;закономерности онтогенетического развития опорно-двигательного аппарата;анатомо-физиологические особенности созревания мозга;психофизиологические аспекты поведения ребенка;основные закономерности функционирования психики;принципы развития психики в онтогенезе, изменении ее структуры и функций;основные методы исследования развития психики человека;психологические новообразования возрастных периодов;содержание основных возрастных кризисов;движущие силы развития на каждом возрастном этапе;условия психического развития людей разного возраста;иметь практический опыт (в зависимости от жанра):выполнения различных акробатических упражнений: на координацию и ориентацию в пространстве, статических, прыжков, кульбитов и каскадов, произвольных прыжков, на гибкость и растягивание, темповых упражнений, упражнений с# гимнастика, трамплина и мостика, парно-темповых упражнений, парно-групповых упражнений;выполнения технических и художественных элементов;выполнения упражнений на гимнастических снарядах и аппаратах;выполнения силовых и маховых комбинаций на кольцах, трапеции, канате, батуте, турнике, в рамке;по жонглированию: владения техническими приемами жонглирования: быстроты движений, ловкости, темпа, подбрасывания от трех до восьми предметов булав, колец, шаров, тарелок, палок), комбинации правой и левой рукой, жонглирования тремя, четырьмя и пятью предметами с балансом на лбу;перекидки с партнерами (от трех до шести предметов), жонглирования шляпой, теннисной ракеткой, большим мячом, веревками с тяжестью на концах, по эквилибру ручному: выполнения упражнений на равновесие в разных положениях: стойке на двух руках, в стойке на одной руке, на голове (копфштейн), стойке в упоре на локте, на специальных опорах: на площадке - кубиках, тростях и руле, катушках, балансирование, по эквилибру на проволоке: сохранения равновесия на туго натянутой проволоке;владения веером, балансирования на правой и левой ноге, продвижения вперед и назад, приседания на колено, скольжения вперед на полупальцах, выполнения полушпагатов, поворотов на 180 градусов, бега вперед и назад, подскоков, прыжков, арабесок, шпагатов, выполнения арабского колеса с приходом на мостик, сохранения равновесия на свободно подвешенной проволоке, продвижения вперед и назад, приседания на колено, бокового кача, хождения, выполнения основной стойки с шестом, полуоборота с переброской шеста через себя;уметь:использовать профессиональные навыки в акробатике, гимнастике, жонглировании, в ручном эквилибре, эквилибре на проволоке, клоунаде и эксцентриаде (в том числе музыкальной) и других жанрах для участия в сольном или групповом цирковом номере;подготовить цирковой, эксцентрический номер, клоунские репризы, антре, обозначенные в учебных программах;использовать различный реквизит;пользоваться различными методами безопасной работы (уметь пассировать и работать с лонжей);применять готовые номера в цирковых программах;соблюдать правила техники безопасности;давать психологическую характеристику личности, осознавать и интерпретировать собственное психическое состояние;использовать результаты психологического анализа личности обучающегося в интересах повышения эффективности работы;соотносить объемы содержания учебных задач с возрастными и профессионально-физическими способностями;использовать речь преподавателя как один из основных приёмов обучения; развивать зрительное восприятие, воображение, пространственное представление, память, чувства и эстетическое восприятие у обучающегося;работать с различными источниками; использовать психологические термины;определять и изучать возрастные особенности психики человека на всех этапах его жизненного пути; использовать психологические знания в своей педагогической деятельности;владеть:навыками исследовательской работы в области цирковой педагогики и образования;приемами оценивания уровня своих профессиональных способностей и способностей обучающихся; методиками саморегуляции протекания основных психических функций в различных условиях деятельности;навыками работы с психологической литературой, с материалами конкретных психологических исследований по тематике, близкой к их профессиональной деятельности;навыками практического использования полученных психолого-педагогических знаний в различных условиях деятельности;навыками разработки модели профессиональной деятельности с учетом влияния реальных условий и факторов;
30
Модуль "Артист цирка, преподаватель"Основы цирковых жанров (акробатика, гимнастика, жонглирование, эквилибр ручной, эквилибр на проволоке)Специальный класс по жанрам (акробатика, гимнастика, жонглирование, эквилибр ручной, эквилибр на проволоке, клоунада, эксцентриада, в том числе музыкальная)Цирковая педагогикаПК-1-9ПК-10ПК-13ПК-16
знать:основные термины циркового искусства, образования, режиссерской деятельности;основные виды режиссерского творчества в России и зарубежом;особенности профессиональной деятельности, подготовки, образования, воспитания, психологии артиста цирка и режиссера;принципы построения карьеры артиста цирка и режиссера;основы планирования профессиональной деятельности;историю циркового сочинительства и исполнительства в России и зарубежом;тарифно-квалификационные характеристики в области цирка и трудовое законодательство Российской Федерации;основы авторского права в части защиты прав артистов цирка и режиссеров;технологию создания циркового произведения;законы построения и структуру цирковых произведений;элементы пространственного строения и приемы его развития;средства образного раскрытия содержания циркового произведения; основные законы драматургии;владеть:методами сочинения и построения композиции циркового номера или программы;навыками драматургического построения действия;навыками работы с концертмейстером, художником, дирижером, композитором;методикой постановочной, репетиторской работы, навыками анализа творческих ситуаций и решения организационных и художественных задач;опытом реализации художественного замысла в профессиональном творческом цирковом коллективе;уметь:сочинять качественный и профессиональный текст циркового номера;создавать замысел будущей цирковой программы, исходя из особенностей заказа;раскрыть тему, идею своего сочинения;осуществлять подбор музыкального материала соответствующего замыслу будущей программы;создавать и композиционный план; создавать композицию различных цирковых форм;ориентироваться в специальной литературе;работать с солистами;выбирать и комбинировать тип управления в творческом коллективе;
30
Модуль"Режиссура цирка"Искусством цирковой режиссурыОсновы менеджмента циркаОК-15ОК-16ОК-18ОК-23ПК-17ПК-18ПК-19ПК-20ПК-21ПК-22ПК-23ПК-24
знать:основные термины менеджмента исполнительских искусств;основы общего менеджмента и специфику менеджмента исполнительских искусств;историческое развитие менеджмента как науки и вида деятельности;сущность профессии менеджера;функции менеджмента;процедуру подготовки менеджеров в данном вузе;основные понятия менеджмента;основные этапы, пройденные менеджментом в XX века;сущность и содержание менеджмента;школы менеджмента;методы менеджмента;сущность мотивационного воздействия;процесс принятия решения;принципы построения организации и основные типовые структуры;принципы планирования и общий процесс планирования;формы и стадии контроля;основные коммуникации в системе менеджмента;основы взаимодействия человека и организации;роль руководителя в системе менеджмента;основы делового общения;управление конфликтами и стрессами;сущность интеграционных процессов в управлении;основные подходы к оценке эффективности менеджмента;основные закономерности, ограничения и условия экономической жизни потребителя, производителя и общества в целом;формы и содержание организации отраслевых рынков;виды доходов владельцев;факторы производства и их распределение;мотивы поведения экономических субъектов;возможности и слабости функционирования рыночных механизмов;роль государства в экономической жизни общества, пределы его возможностей и слабости государственного вмешательства в экономику;основные макроэкономические проблемы и их особенности в России на современном этапе;способы решения базовых экономических проблем в рамках экономических систем различных типов;особенности анализа и обобщения экономических, социальных и организационных показателей, характеризующих состояние производства и управления;основы своевременного предвидения и учета возникновения позитивных и негативных тенденций экономического развития, разработки мероприятий по локализации и устранению недостатков, определению потребности в изменениях и нововведениях;уметь:воздействовать с помощью различных методов мотивационного воздействия;принимать решения;эффективно планировать;эффективно управлять человеком в организации;разрешать конфликты в организации;оценивать эффективность менеджмента;применять знания экономической теории в руководстве экономическими службами и подразделениями;самостоятельно принимать решения по вопросам совершенствования экономической работы и организации управления;разрабатывать варианты управленческих решений и обосновывать их выбор по критериям социально-экономической эффективности;организовывать и проводить практические исследования социально-экономической обстановки, конкретных форм управления;осуществлять социально-психологическое регулирование в трудовых коллективах;разрабатывать программы и планы социального развития;разделять микроэкономические и макроэкономические проблемы;понимать взаимосвязь микроэкономических и макроэкономических процессов и проблем;ориентироваться в текущих экономических событиях в своей стране и мире;владеть:деловым общением.
30
Модуль "Менеджер" Общий менеджментЭкономическая теорияОрганизация и управление персоналом в организациях искусстваМаркетингПК-33ПК-34ПК-35ПК-36ПК-37ПК-39ПК-40
Вариативная часть(знания, умения, навыки определяются ООП вуза в соответствии с профилями подготовки)
62-65
ПК-1-46
Б.4Физическая культура
2
ОК-8
Б.5Учебная и производственная практики(практические умения и навыки определяются ООП вуза)
15-20
ПК-1-45
Б.6Государственная (итоговая) аттестация
5
Общая трудоемкость основной образовательной программы
240
______________________________
* Трудоемкость циклов Б.1, Б.2, Б.3 и разделов Б.4, Б.5 включает все виды текущей промежуточной аттестаций.

VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата

7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП подготовки бакалавриата, учитывающую ее специфику, направление и профиль подготовки и включающую в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Профиль ООП определяется высшим учебным заведением в соответствии с примерной ООП ВПО.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития искусства, культуры, науки, техники, экономики, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке ООП бакалавриата должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера).
Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.
Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (художественно-творческих занятий, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП бакалавриата, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 25 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп обучающихся не могут составлять более 30 процентов аудиторных занятий.
7.4. В учебной программе каждой дисциплины должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной связи с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП.
Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").
7.5. ООП должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам Б.1, Б.2 и Б.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.
7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ООП и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении ООП в очной форме обучения составляет в среднем за период теоретического обучения 36 академических часов. В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре.
7.8. В случае реализации ООП бакалавриата в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).
7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
7.10. Раздел "Физическая культура" трудоемкостью две зачетные единицы реализуется:
при очной форме обучения в объеме 400 часов аудиторных занятий, предусматривающих практические занятия по дисциплине "Хореография";
при очно-заочной и заочной формах обучения раздел предусматривает только теоретическую подготовку.
7.11. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ
7.12. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины становятся для них обязательными.
7.13. ООП бакалавриата вуза должна включать практические занятия по следующим дисциплинам: "Иностранный язык", "Хореография", "Практическое и теоретическое наследие и репертуар мастеров циркового искусства", "Основы цирковых жанров (акробатика, гимнастика, жонглирование, эквилибр ручной, эквилибр на проволоке)", "Специальный класс по жанрам (акробатика, гимнастика, жонглирование, эквилибр ручной, эквилибр на проволоке, клоунада, эксцентриада, в том числе музыкальная)", "Цирковая педагогика", а также по всем модулям профессионального цикла.
Учитывая необходимость практического приобретения обучающимися исполнительских навыков, особенностей музыкального сопровождения, вузам рекомендуется формировать учебные группы по модульным и профильным профессиональным дисциплинам в среднем по 6-8 человек. Для отдельных дисциплин, требующих индивидуальной подготовки, вуз должен предусматривать индивидуальные занятия в объеме не менее 25 процентов аудиторных занятий. Перечень указанных дисциплин, требующих индивидуальной подготовки, устанавливается вузом.
7.14. Наряду с установленными законодательными и другими нормативными правовыми актами правами и обязанностями обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули);
при формировании своей индивидуальной образовательной программы обучающиеся имеют право получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущий профиль подготовки (специализацию);
обучающиеся при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов имеют право на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основании аттестации;
обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.
7.15. Раздел ООП бакалавриата "Учебная и производственная практики" является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.
Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики. Практики могут проводиться в сторонних организациях (цирках, театрально-концертных предприятиях, научно-исследовательских институтах, фирмах) или на кафедрах вуза, обладающих необходимым кадровым, творческим и научным потенциалом.
Форма аттестации результатов практики устанавливается учебным планом вуза с учетом требований настоящего ФГОС ВПО.
Разделом учебной практики может являться научно-исследовательская работа обучающегося. В случае ее наличия при разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить возможность обучающимся:
изучать специальную литературу и другую информацию;
овладевать достижениями отечественной и зарубежной науки и практики в соответствующей области знаний;
участвовать в проведении научных исследований или выполнении творческих разработок;
осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научной информации по теме (заданию);
составлять отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию);
выступить с докладом на конференции, публиковать свои материалы в научных изданиях.