7.16. Реализация ООП бакалавриата должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной, научно-методической и художественно-творческой деятельностью.
К образовательному процессу по дисциплинам профессионального цикла должны быть привлечены не менее 10 процентов преподавателей из числа действующих руководителей и ведущих работников профильных организаций, предприятий и учреждений.
Преподаватели профессионального цикла должны иметь базовое образование и (или) ученую степень, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины. Не менее 50 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу, должны иметь российские или зарубежные ученые степени и (или) ученые звания. Ученую степень доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) или ученое звание профессора должны иметь не менее восьми процентов преподавателей.
По данному направлению подготовки к преподавателям с учеными степенями и (или) учеными званиями приравниваются лица без ученых степеней и званий, имеющие государственные почетные звания почетные звания в области искусства, культуры и спорта (Заслуженного деятеля искусств, Заслуженного работника культуры, Заслуженного или Народного артиста (СССР, республик в составе бывшего СССР, России), мастера спорта), лауреаты международных и всероссийских конкурсов, лауреаты государственных премий в соответствующей профессиональной сфере.
До 25 процентов от общего числа преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание и (или) почетные звания в области искусства (культуры, спорта) может быть заменено преподавателями, имеющими стаж практической работы по данному направлению на должностях руководителей или ведущих специалистов в соответствующей области более 10 последних лет.
Исходя из необходимости музыкального сопровождения отдельные дисциплины базовых и вариативных частей должны обеспечиваться концертмейстерами. Для таких дисциплин, а также для всех видов практики, помимо часов работы преподавателя, вузам рекомендуется предусматривать часы работы концертмейстеров из расчета до 100 процентов часов аудиторных занятий обучающихся и до 50 процентов часов самостоятельной работы обучающихся; кроме того, на подбор и подготовку музыкального материала для концертмейстеров рекомендуется предусматривать до 10 процентов от общего объема часов соответствующих дисциплин и практик.
7.17. ООП должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам ООП. Содержание каждой из таких учебных дисциплин должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения.
Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями учебной и учебно-методической литературы.
При этом должна быть обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к такой системе не менее чем для 25 процентов обучающихся.
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданными за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла - за последние пять лет), из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся, а также изданиями музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями, партитурами, клавирами оперных, хоровых и оркестровых произведений в объеме, соответствующем требованиям ООП, аудио-видеофондами, мультимедийными материалами согласно профилю подготовки ООП.
Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждые 50 обучающихся.
Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.
Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.
7.19. Ученый совет высшего учебного заведения при введении ООП по направлению подготовки утверждает размер средств на реализацию соответствующих ООП.
В соответствии с пунктом 2 статьи 41 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании"** финансовое обеспечение образовательной деятельности федеральных государственных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения государственного задания государственными бюджетными и автономными образовательными учреждениями осуществляются на основе федеральных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности, образовательной деятельности государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений - на основе региональных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности. Данные нормативы определяются по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения, уровню образовательных программ в расчете на одного обучающегося, воспитанника, а также на иной основе.
7.20. Высшее учебное заведение, реализующее ООП бакалавриата, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.
Минимально необходимый для ООП бакалавриата перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:
учебные аудитории:
учебные аудитории для проведения теоретических (лекционных, семинарских) занятий (гуманитарных и социально-экономических дисциплин; истории цирка и эстрады; мировой художественной культуры; мастерства актера; грима; безопасности жизнедеятельности и охраны труда), укомплектованные специализированной учебной мебелью, техническими средствами, наглядными пособиями, литературой;
залы для занятий движенческой подготовкой (танцем, хореографией, сценическим движением) площадью не менее 75 квадратных метров должны иметь специализированные покрытие, балетные станки (палки) длиной не менее 25 погонных метров вдоль трех стен, зеркала размером 7 метров на 2 метра на одной стене, кабинетный рояль (пианино) и звуковоспроизводящую технику (магнитофоны, аудио-проигрыватели);
помещения для самостоятельной работы обучающихся, оснащенные множительной и компьютерной техникой с подключением к сети Интернет;
цирковую (или иную сценическую площадку) площадью не менее 100 квадратных метров по элементам оборудования приближенный к условиям профессионального цирка;
мастерские по изготовлению и ремонту циркового реквизита;
учебно-цирковой комплекс: учебные манежи (круглый и квадратный);
парк музыкальных инструментов (рояли, пианино, иные инструменты);
научную библиотеку с читальным залом;
нотную библиотеку с фондом музыкальных произведений на бумагоносителях для музыкального оформления программ;
костюмерную (реквизиторскую), располагающую необходимым количеством костюмов для учебных занятий, репетиционного процесса, сценических выступлений и необходимым реквизитом;
специализированное медицинское подразделение;
столовую;
помещения для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования;
отдел технических средств обучения (медиатеку), включающий:
методический кабинет, занимающийся обеспечением обучающихся методической литературой через ее размножение различными способами;
видеотеку для просмотра кино- и фотодокументов, содержащую видеофильмы и видеозаписи выдающихся цирковых выступлений, уроков, программ; фонотеку с аудиозаписями произведений музыкального искусства для музыкального сопровождения репетиционного процесса и выступлений, с возможностью осуществлять запись и компьютерную обработку музыки; компьютерный класс с не менее 20 рабочими местами с возможностью выхода в сеть Интернет.
Рекомендуется наличие:
раздевалок и душевых для обучающихся и преподавателей;
спортивно-тренажерного зала;
кабинета дистанционного обучения;
психологической службы.
При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе с выходом в сеть Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.
Доступность для обучающихся к сети Интернет в количественном отношении должна равняться один выход на десять обучающихся.
Вуз должен быть обеспечен необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
В образовательном учреждении должны быть обеспечены условия для содержания, обслуживания и ремонта циркового реквизита.
VIII. Оценка качества освоения основных образовательных программ бакалавриата
8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать качество подготовки, в том числе путем:
разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей;
мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ;
разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников;
обеспечения компетентности преподавательского состава;