Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 июня 2010 г. N 686 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 100120 Сервис на транспорте (по вида стр. 4

Таблица 5
Индекс
Наименование циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося
В т.ч. часов обязательных учебных занятий
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)
Коды формируемых компетенций
Обязательная часть циклов ОПОП
3294
2196
ОГСЭ.00Общий гуманитарный и социально-экономический цикл
738
492
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен:уметь:ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;знать:основные категории и понятия философии;роль философии в жизни человека и общества;основы философского учения о бытии;сущность процесса познания;основы научной, философской и религиозной картин мира;об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий
48
ОГСЭ.01. Основы философииОК 1 - 10
уметь:ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;знать:основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI в.;основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения
48
ОГСЭ.02. ИсторияОК 1 - 10
уметь:применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;знать:взаимосвязь общения и деятельности;цели, функции, виды и уровни общения;роли и ролевые ожидания в общении;виды социальных взаимодействий;механизмы взаимопонимания в общении;техники и приемы общения., правила слушания, ведения беседы, убеждения;этические принципы общения;источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов
48
ОГСЭ.03. Психология общенияОК 1 - 10ПК 1.1 - 1.4ПК 1.6ПК 2.1 - 2.3ПК 3.4ПК 3.7ПК 4.1ПК 4.5
уметь:общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности;самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас;знать:лексический (1200 - 1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности
174
ОГСЭ.04. Иностранный языкОК 1 - 10ПК 1.1 - 1.4ПК 1.6ПК 2.1 - 2.3ПК 3.4 - 3.7ПК 4.1
уметь:использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;знать:о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;основы здорового образа жизни
348
174
ОГСЭ.05. Физическая, культураОК 2ОК 3ОК 6ОК 10
EH.00Математический и общий естественнонаучный цикл
72
48
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен:уметь:применять математические методы для решения профессиональных задач;использовать приемы и методы математического синтеза и анализа в различных профессиональных ситуациях;знать:основные понятия и методы математического синтеза и анализа, дискретной математики, теории вероятностей и математической статистикиЕН.01. МатематикаОК 2ОК 3ОК 4ОК 8ПК 1.5ПК 4.3
П.00Профессиональный цикл
2484
1656
ОП.00Общепрофессиональные дисциплины
753
502
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:уметь:соблюдать в профессиональной деятельности правила обслуживания клиентов;определять критерии качества оказываемых услуг;использовать различные средства делового общения;анализировать профессиональные ситуации с позиций участвующих в нем индивидов;управлять конфликтами и стрессами в процессе профессиональной деятельности;выполнять требования этики в профессиональной деятельности;знать:социальные предпосылки возникновения и развития сервисной деятельности;потребности человека и принципы их удовлетворения в деятельности организаций сервиса;сущность услуги как специфического продукта;понятие "контактной зоны" как сферы реализации сервисной деятельности;правила обслуживания населения;организацию обслуживания потребителей услуг;способы и формы оказания услуг;нормы и правила профессионального поведения и этикета;этику взаимоотношений в трудовом коллективе, в общении с потребителями;критерии и составляющие качества услуг;психологические особенности делового общения и его специфику в сфере обслуживанияОП.01. Сервисная деятельностьОК 1 - 8ПК 1.1 - 1.6ПК 2.1 - 2.3ПК 3.1ПК 3.4ПК 3.7ПК 4.1ПК 4.2ПК 4.5
уметь:использовать знания и умения в области менеджмента при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;анализировать управленческие решения и процесс их реализации;анализировать организацию работы исполнителей и систему мотивации повышения качества труда;знать:функции и виды менеджмента;особенности менеджмента в области профессиональной деятельности (сервис на транспорте);методы управления;процесс принятия и реализации управленческих решений;основы организации работы коллектива исполнителейОП.02. МенеджментОК 2 - 9ПК 1.1ПК 1.3ПК 1.5ПК 2.1 - 2.3ПК 3.2ПК 3.3ПК 3.5 - 3.7ПК 4.1 - 4.5
уметь:защищать свои права в соответствии с трудовым законодательством;применять требования нормативных документов к основным видам услуг и процессов сервиса на транспорте;знать:права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности;законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной деятельностиОП.03. Правовое обеспечение профессиональной деятельностиОК 1 - 8ПК 1.1 - 1.5ПК 2.1ПК 2.2ПК 3.2 - 3.7ПК 4.1
уметь:консультировать потребителей по вопросам страхования на транспорте;знать:международные конвенции, правовые и нормативные акты, регулирующие основные направления государственной политики в сфере страхования на транспорте;специфику видов страховой деятельности на транспорте;страхование ответственности перед пассажирами;страхование ответственности багажа и груза;страхование гражданской ответственности владельца транспортного средства и перевозчика:ответственность за вред жизни и здоровью пассажира;ответственность перевозчика за багаж и груз;расследование страховых случаевОП.04. Риски и страхование на транспортеОК 1 - 8ПК 1.2ПК 1.4ПК 1.5ПК 2.1ПК 2.2ПК 3.2 - 3.7ПК 4.1
уметь:применять правила и нормы государственного контроля на транспорте в профессиональной деятельности;знать:государственное регулирование транспортной деятельности;правила пересечения государственной границы физическими лицами, перемещения через нее транспортных средств, товаров, животных и растений;структуру и основные функции подразделений пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, иммиграционного, ветеринарного, фитосанитарного контроля в пунктах пропуска через государственную границу;этапы предварительных и основных операций по таможенному оформлению и контролю товаров и транспортных средств;задачи и основные принципы паспортно-визового контроля;виды и проверку паспортов; виды и типы виз, их назначение и содержание;организацию работы иммиграционной службы:депортацию лицОП.05. Государственный контроль на транспортеОК 1 - 8ПК 1.1ПК 1.3ПК 2.1 - 2.3ПК 3.2ПК 3.3 - 3.7ПК 4.1
уметь:использовать знания и умения в области маркетинга при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;знать:принципы и стратегию маркетинга;рынок как объект маркетинга;потребительское поведение;комплекс маркетинга: продукт (услуга), продвижение, цена; сегментацию рынка и позиционирование продуктом (услугой)ОП.06. МаркетингОК 2 - 9ПК 1.1ПК 1.3ПК 2.1 - 2.3ПК 4.1ПК 4.3ПК 4.4ПК 4.5
уметь:использовать в профессиональной деятельности документацию в области технического регулирования, подтверждения соответствия, систем качества;проверять правильность заполнения сертификатов и деклараций соответствия;идентифицировать продукцию и услуги, оказываемые транспортными организациями, распознавать их фальсификацию, осуществлять меры по предотвращению фальсификации;знать:цели, задачи, объекты, субъекты, средства, принципы и методы, нормативно-правовую базу технического регулирования, стандартизации, метрологии, оценки и подтверждения соответствия;основные понятия в области контроля качества продукции и услуг, назначение, виды, подвиды, средства, методы, нормативно-правовую базу проведения контроля качества продукции и услуг транспортных организаций, понятие, виды, критерии, показатели и методы идентификации;способы обнаружения фальсификации, ее последствия и меры предупрежденияОП.07. Стандартизация, метрология и подтверждение соответствия
уметь:использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах:использовать в профессиональной деятельности различные виды программного обеспечения;применять компьютерные и телекоммуникационные средства;осуществлять поиск необходимой информации;знать:состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности;методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ в области профессиональной деятельности;основные методы и приемы обеспечения информационной безопасностиОП.08.Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельностиОК 2ОК 4 - 6ОК 8 - 9ПК 1.1ПК 1.3ПК 1.6ПК 2.1ПК 2.3ПК 4.3
уметь:организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;применять первичные средства пожаротушения;ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности, и экстремальных условиях военной службы;оказывать первую помощь пострадавшим;знать:принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;основы военной службы и обороны государства;задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения;меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим
68
ОП.09. Безопасность жизнедеятельностиОК 1 - 10ПК 1.1 - 4.5
ПМ.00Профессиональные модули
1782
1188
ПМ.01Бронирование и продажа перевозок и услугВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:бронирования пассажирских мест на транспорте;оформления (переоформления) билетов пассажирам в прямом и обратном направлениях;применения законодательных актов и нормативной документации по транспортному обслуживанию при возникновении претензий и исков;бронирования (резервирования) багажных и грузовых перевозок;оформления (переоформления) грузовой (почтовой) документации;расчета тарифов по оплате перевозок и услуг;бронирования мест в гостиницах и аренды автомашин;уметь:работать в автоматизированных системах бронирования;бронировать перевозки пассажиров на транспорте;оформлять (переоформлять) билеты пассажирам в прямом и обратном направлениях;осуществлять возврат и обмен билетов;применять законодательные акты и нормативную документацию по транспортному обслуживанию при возникновении претензий и исков;бронировать (резервировать) багажные и грузовые перевозки;составлять договоры на оказание транспортных услуг;оформлять (переоформлять) грузовую (почтовую) документацию;рассчитывать тарифы по оплате перевозок и услуг транспорта;вести кассовую отчетность;бронировать места в гостиницах;организовывать трансфер;бронировать аренду автомашин;знать:технологию работы в автоматизированных системах бронирования билетов;коммерческие эксплуатационные характеристики транспорта;принципы составления расписание движения транспорта;методику расчета транспортных тарифов;правила и условия перевозок пассажиров и багажа;технологию электронного и автоматизированного оформления билетов;особенности оформления проездных документов отдельным категориям пассажиров;технологию возврата и обмена билетов;правила и условия перевозок грузов;международные соглашения перевозок транспортом;правила перевозки грузов на особых условиях и опасных грузов;технологию бронирования (резервирования) свободных багажных и грузовых емкостей (по тоннажу и объему) на транспорте;порядок оформления (переоформления) перевозочной документации;технологию взаиморасчетов;технологию ведения кассовой отчетности;технологию бронирования гостиниц;технологию организации трансфера;технологию бронирования аренды машинМДК.01.01. Технология бронирования перевозок и услугМДК.01.02. Тарифное регулированиеМДК.01.03. Технология взаиморасчетовОК 1 - 10ПК 1.1 - 1.6
ПМ.02Организация сервиса в пунктах отправления и прибытия транспортаВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:информационно-справочного обслуживания пассажиров в пунктах отправления и прибытия транспорта;определения оптимальных возможностей и методов оказания услуг транспорта с учетом индивидуальных потребностей особых категорий пассажиров;обслуживания пассажиров в VIP-залах и бизнес- салонах пунктов отправления и прибытия транспорта;уметь:работать с техническими средствами связи;своевременно предоставлять пассажирам информацию о прибытии и отправлении транспорта;осуществлять справочное обслуживание пассажиров в пунктах отправления и прибытия транспорта;осуществлять обслуживание особых категорий пассажиров (пассажиров с детьми, инвалидов и пассажиров с ограниченными возможностями) в пунктах отправления и прибытия транспорта;осуществлять обслуживание пассажиров в VIP-залах и бизнес-салонах пунктов отправления и прибытия транспорта;знать:назначение информационно-справочных и консалтинговых систем на транспорте;организацию связи на транспорте;технические средства связи, применяемые в производственно-диспетчерской системе управления сервисом на транспорте;технологию информационно-справочного обслуживания пассажиров в пунктах отправления и прибытия транспорта;правила и условия перевозок особых категорий пассажиров (пассажиров с детьми, инвалидов и пассажиров с ограниченными возможностями);перечень услуг комнаты матери и ребенка;технологию обслуживания особых категорий пассажиров (пассажиров с детьми, инвалидов и пассажиров с ограниченными возможностями) в пунктах отправления и прибытия транспорта;перечень и технологию оказания услуг пассажирам в VIP-залах и бизнес-салонах пунктов отправления и прибытия транспортаМДК.02.01. Организация сервиса в пунктах отправления и прибытия транспортаОК 1 - 10ПК 2.1 - 2.3
ПМ.03Организация и выполнение мероприятий по обеспечению безопасности на транспортеВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:оказания первой помощи;выполнения установленных мероприятий по обеспечению безопасности на транспорте;выполнения установленных мероприятий по пресечению актов незаконного вмешательства в деятельность транспорта;сбора и проведения анализа данных по обеспечению безопасности на транспорте;работы с телевизионной системой наблюдения;стрельбы из ручного огнестрельного оружия;выявления диверсионно-террористических устройств на транспорте;работы на технических средствах досмотра;уметь:оказывать первую помощь пострадавшим при несчастных случаях;выполнять установленные мероприятия по обеспечению безопасности на транспорте;обеспечивать защиту деятельности транспорта от актов незаконного вмешательства;анализировать обстановку безопасности и принимать правильное решение по ее регулированию;организовывать действия персонала в чрезвычайных ситуациях на транспорте;вести переговоры с террористами;контролировать пути движения в пунктах отправления и прибытия транспорта, пассажиров, багажа, грузов, почты, обслуживающего персонала и бортовых запасов, организовывать их охрану путем осуществления мер по защите от актов незаконного вмешательства;взаимодействовать с другими внешними организациями в области обеспечения безопасности на транспорте;организовывать охрану транспортных средств и организаций;составлять планы и программы обеспечения безопасности транспортной организации (компании);участвовать в проведении расследования нарушений мер безопасности;работать с телевизионной системой наблюдения;стрелять из ручного огнестрельного оружия;определять типы боеприпасов, устройств, виды и свойства взрывчатых веществ;выявлять диверсионно-террористические устройства на транспорте;работать на технических средствах досмотра;производить осмотры средств транспорта на безопасность;организовывать действия персонала в чрезвычайных ситуациях на транспорте;знать:правила оказания первой помощи;понятие надежности и безопасности на транспорте;структуру и функции службы безопасности на транспорте;содержание мероприятий по обеспечению безопасности на транспорте;порядок и систему взаимодействия службы безопасности транспорта с другими службами и ведомствами;понятие о терроризме на транспорте;классификацию актов незаконного вмешательства в деятельность транспорта;средства, используемые в диверсионно-террористических целях;методы выявления диверсионно-террористических устройств;порядок действий персонала в чрезвычайных ситуациях на транспорте;историю возникновения терроризма;методы борьбы с терроризмом;стандарты безопасности;практику международных организаций в области безопасности на транспорте, Конвенции по безопасности;федеральную систему обеспечения защиты деятельности транспорта от актов незаконного вмешательства;программы обеспечения безопасности транспортных организаций и компаний Российской Федерации;порядок и систему взаимодействия с правоохранительными, пограничными, таможенными и другими органами исполнительной власти при выполнении задач безопасности;организацию охраны контролируемых зон транспортной организации (компании);управление службой безопасности на транспорте;порядок учета, хранения, выдачи и применения оружия;перечень предметов, запрещенных к перевозке на транспорте;диверсионно-террористические устройства и методы их обнаружения;технические средства выявления диверсионно-террористических устройств;технологию досмотра груза и почты;порядок изъятия, хранения и ликвидации опасных предметов и веществ;организацию и процедуру досмотра транспортных средств;порядок и условия разрешаемого провоза оружия в транспортных средствах;методы урегулирования кризисных ситуаций;обязанности, ответственность, взаимодействие и функции служб транспортной организации (компании) и других организаций, задействованных в чрезвычайной ситуации;меры контроля ситуаций при происшествиях;порядок действия сотрудников службы безопасности и персонала транспортной организации при получении сигнала (информации) о чрезвычайной ситуации на территории транспортной организации (на транспортном средстве)МДК.03.01. Обеспечение защиты деятельности транспорта от актов незаконного вмешательстваМДК.03.02. Организация безопасности транспортной организации(компании)МДК.03.03. Организация безопасности перевозокМДК.03.04. Организация безопасности в чрезвычайных ситуацияхОК 1 - 10ПК 3.1 - 3.7
ПМ.04Организация и управление деятельностью служб сервиса на транспортеВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:организации и контроля работы персонала;участия в маркетинговых исследованиях рынка транспортных услуг;составления плановой и отчетной документации;расчёта основных плановых показателей деятельности служб сервиса на транспорте;сбора информации и формирования предложений по совершенствованию деятельности служб сервиса на транспорте;организации сервисного обслуживания пассажиров в период сбойной ситуации;уметь:организовывать деятельность служб сервиса на транспорте;анализировать ситуацию на рынке транспортных услуг;разрабатывать нормативы потребности населения в услугах транспорта с учетом особенностей региона;работать в команде и осуществлять лидерские функции;проводить инструктаж работников;контролировать работу персонала;рассчитывать основные плановые показатели деятельности служб сервиса на транспорте;составлять планы работы служб сервиса на транспорте;собирать информацию о деятельности служб сервиса на транспорте;организовывать деятельность служб сервиса на транспорте при нарушениях графика движения транспортных средств и управлять ею;знать:виды и функции сервиса на транспорте;объем и структуру потребностей населения в услугах транспорта;организацию предоставления пассажирам санитарно-гигиенических услуг в пунктах отправления и прибытия транспорта;организацию пунктов питания пассажиров в пунктах отправления и прибытия транспорта;организацию предоставления пассажирам культурно-досуговых услуг в пунктах отправления и прибытия транспорта;структуру и функции транспортных агентств;организацию коммерческой и рекламно-информационной работы на транспорте;пути сокращения времени обслуживания пассажиров и грузовых потребителей;общие принципы управления персоналом;приемы мотивации персонала и выходы из конфликтных ситуаций;значение планирования как функции управления;основные принципы и методы планирования;основные плановые показатели и способы их расчета;организацию планирования в организации;методику сбора информации о деятельности служб сервиса на транспорте;инновации в сфере сервиса на транспорте;особенности конкуренции в сфере сервиса на транспорте;методы управления сервисом на транспорте при массовых нарушениях графика движения транспортных средств;организацию работы оперативного штаба и служб организаций транспорта в период сбойной ситуации;организацию сервисного обслуживания пассажиров в период сбойной ситуацииМДК.04.01. Организация и управление деятельностью служб сервиса на транспортеОК 1 - 10ПК 4.1 - 4.5
ПМ.05Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих
Вариативная часть циклов ОПОП (определяется образовательным учреждением)
1404
936
Всего часов обучения по циклам ОПОП
4698
3132
УП.00Учебная практика
22 нед.
792
ОК 1 - 10ПК 1.1 - 4.5
ПП.00Производственная практика (по профилю специальности)
ПДП.00Производственная практика (преддипломная)
4 нед.
ПА.00Промежуточная аттестация
5 нед.
ГИА.00Государственная (итоговая) аттестация
6 нед.
ГИА.01Подготовка выпускной квалификационной работы
4 нед.
ГИА.02Защита выпускной квалификационной работы
2 нед.
Таблица 6
Нормативный срок освоения ОПОП СПО углубленной подготовки при очной форме получения образования составляет 147 недель, в том числе:
Обучение по учебным циклам
87 нед.
Учебная практика
22 нед.
Производственная практика (по профилю специальности)
Производственная практика (преддипломная)
4 нед.
Промежуточная аттестация
5 нед.
Государственная (итоговая) аттестация
6 нед.
Каникулярное время
23 нед.
Итого
147 нед.

VII. Требования к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы

7.1. Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает ОПОП СПО на основе примерной основной профессиональной образовательной программы, включающей в себя базисный учебный план и (или) примерные программы учебных дисциплин (модулей) по соответствующей специальности, с учетом потребностей регионального рынка труда.
Перед началом разработки ОПОП образовательное учреждение должно определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится выпускник, должны определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой образовательным учреждением совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ОПОП образовательное учреждение:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть циклов ОПОП, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательного учреждения;
имеет право определять для освоения обучающимися в рамках профессионального модуля профессию рабочего, должность служащего (одну или несколько) согласно приложению к ФГОС;
обязано ежегодно обновлять основную профессиональную образовательную программу (в части состава дисциплин и профессиональных модулей, установленных учебным заведением в учебном плане, и (или) содержания рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей, программ учебной и производственной практик, методических материалов, обеспечивающих реализацию соответствующей образовательной технологии) с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим федеральным государственным образовательным стандартом;
обязано в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязано обеспечить обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязано формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должно предусматривать в целях реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
7.2. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
при формировании своей индивидуальной образовательной траектории обучающийся имеет право на перезачет соответствующих дисциплин и профессиональных модулей, освоенных в процессе предшествующего обучения (в том числе и в других образовательных учреждениях), который освобождает обучающегося от необходимости их повторного освоения;
в целях воспитания и развития личности, достижения результатов при освоении основной профессиональной образовательной программы в части развития общих компетенций обучающиеся могут участвовать в развитии студенческого самоуправления, работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные основной профессиональной образовательной программой;
обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества образовательного процесса.
7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной профессиональной образовательной программы.
7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очной форме получения образования составляет 36 академических часов в неделю.
7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очно-заочной (вечерней) форме получения образования составляет 16 академических часов в неделю.
7.6. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в год при заочной форме получения образования составляет 160 академических часов.
7.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 8 - 11 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
7.8. Выполнение курсового проекта (работы) рассматривается как вид учебной работы по дисциплине (дисциплинам) профессионального цикла и (или) профессиональному модулю (модулям) профессионального цикла и реализуется в пределах времени, отведенного на ее (их) изучение.
7.9. Дисциплина "Физическая культура" предусматривает еженедельно 2 часа обязательных аудиторных занятий и 2 часа самостоятельной учебной нагрузки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).
7.10. Образовательное учреждение имеет право для подгрупп девушек использовать часть учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" (48 часов), отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.
7.11. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования при очной форме получения образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 52 недели (1 год) из расчета:
теоретическое обучение (при обязательной учебнойнагрузке 36 часов в неделю)39 нед.
промежуточная аттестация2 нед.
каникулярное время11 нед.
7.12. Консультации для обучающихся очной формы получения образования предусматриваются образовательным учреждением в объеме 100 часов на учебную группу на каждый учебный год, в том числе в период реализации среднего (полного) общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательным учреждением.
7.13. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы*.
7.14. Практика является обязательным разделом ОПОП. Она представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся. При реализации ОПОП СПО предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.
Производственная практика состоит из двух этапов: практики по профилю специальности и преддипломной практики.
Учебная практика и производственная практика (по профилю специальности) проводятся образовательным учреждением при освоении студентами профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательным учреждением по каждому виду практики.
Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
7.15. Реализация основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, эти преподаватели должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
7.16. Основная профессиональная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ОПОП.
Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Реализация основных профессиональных образовательных программ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) основной профессиональной образовательной программы. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине профессионального цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех циклов, изданными за последние 5 лет.
Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 3 наименований отечественных журналов.
Образовательное учреждение должно предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными образовательными учреждениями, организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.