с состоянием аэродрома и проводимых на нем работах (состояние летной полосы (ЛП), РД, маршрутов руления и их пригодности к эксплуатации);
с номером ВПП, магнитным путевым углом (МПУ) взлета и посадки;
с орнитологической обстановкой на своем аэродроме;
с наличием запасных аэродромов и их готовностью к приему ВС;
с суточным планом воздушного движения, ходом его выполнения и особенностями ОВД.
1.7.2. Принимая дежурство на рабочем месте, диспетчер обязан:
1.7.2.1. Уточнить (уяснить):
техническую готовность своего аэродрома, запасных и аэродромов первой посадки, а также фактическую и прогнозируемую погоду на них, по воздушным трассам и местным воздушным линиям (МВЛ) до первой посадки и в районах выполнения авиационных работ;
ограничения и запреты;
выполнение суточного плана воздушного движения, время вылетов, прилетов, задержек и их причины, принятые меры;
готовность к вылету очередных ВС по расписанию и вне расписания полетов;
изменения в суточном плане воздушного движения и оповещение об этом служб аэропорта;
наличие в суточном плане воздушного движения литерных рейсов;
местоположение ВС, находящихся на связи у диспетчера, и переданные диспетчерские указания их экипажам, которые еще не выполнены;
1.7.2.2. Проверить:
соответствие выложенных посадочных знаков (при их наличии) направлению ветра, схеме разбивки старта и состоянию летной полосы (для диспетчеров МВЛ);
МПУ ВПП, номер ВПП;
работу индикаторов (при наличии) сигнализации исправности средств РТОП и авиационной электросвязи;
работу автоматического радиопеленгатора (АРП), качество радиосвязи (за исключением аварийной частоты), средств громкоговорящей и телефонной связи путем прослушивания радиообмена (переговоров) или контрольных вызовов корреспондентов;
работу резервной радиостанции;
исправность аппаратуры измерения скорости и направления ветра (при наличии);
работу аппаратуры, обеспечивающей получение метеорологической информации;
1.7.2.3. Принять по описи оборудование и документы, расписаться в журнале (при наличии) или на графике движения ВС о приеме дежурства, указав время приема;
1.7.2.4. Доложить руководителю полетов (старшему диспетчеру) о приеме дежурства.
1.7.3. В период сдачи-приема дежурства радиосвязь с экипажами ВС осуществляет диспетчер, сдающий дежурство, до момента записи на магнитофон доклада заступающего диспетчера о приеме дежурства:
"Диспетчер (фамилия) дежурство принял".
Данное требование распространяется и при подмене диспетчера.
1.7.4. В особых случаях и условиях полета, при пересечении ВС занятого эшелона прием и сдача дежурства решением руководителя полетов (старшего диспетчера) могут быть перенесены до момента нормализации воздушной обстановки.
1.8. При разработке раздела технологии работы диспетчера "Рубежи передачи обслуживания воздушного движения" указываются рубежи, устанавливаемые с учетом требований нормативных актов, регламентирующих организацию воздушного движения, с учетом местных условий и особенностей ОВД.
Кроме этого, в данном разделе технологии работы диспетчера указывается:
1.8.1. Диспетчеру запрещается осуществлять ОВД за пределами границы зоны (района), установленной для диспетчерского пункта. В особых случаях, при невозможности установления экипажем ВС двусторонней радиосвязи с диспетчером, в зоне (районе) диспетчерского пункта которого он находится, диспетчер смежного диспетчерского пункта при выходе этого экипажа ВС к нему на связь должен согласовать действия по ОВД данного ВС с диспетчером, в зоне (районе) диспетчерского пункта которого это ВС находится.
1.8.2. Рубежи передачи ОВД от диспетчера диспетчерского пункта круга (ДПК) диспетчеру СДП при отсутствии пункта диспетчера посадки (ПДП) или диспетчерского пункта системы посадки (ДПСП), а также при визуальном заходе на посадку и заходе на посадку по правилам визуальных полетов (ПВП).
Примечание: Диспетчеры соответствующих диспетчерских пунктов, разрешающие взлет и/или посадку ВС, работают на одной частоте.
1.8.3. Для диспетчеров диспетчерского пункта подхода (ДПП) и РЦ ЕС ОрВД дополнительно указывается:
1.8.3.1. В целях исключения ошибок при определении местоположения ВС на ИВО диспетчер обязан комплексно использовать следующие методы опознавания:
пеленгацию - сравнение значений пеленга ВС на индикаторе автоматического радиопеленгатора (АРП) и азимута отметки на ИВО;
привязку - сопоставление координат известной точки (в момент доклада экипажа ВС о ее пролете) с координатами опознаваемой отметки местоположения ВС на ИВО;
маневр - сопоставление направления перемещения отметки от ВС на ИВО с направлением, заданным диспетчером;
сравнение - сопоставление информации, передаваемой экипажем ВС и отображаемой на ИВО в формуляре сопровождения ВС;
1.8.3.2. В случаях, если диспетчер с помощью средств наблюдения ОВД обнаружил в зоне (районе) смежного (другого) диспетчерского пункта нарушение норм эшелонирования, иную угрозу безопасности полетов, он обязан немедленно информировать об этом диспетчера соответствующего диспетчерского пункта.
1.9. В разделе "Обслуживание воздушного движения" типовых Технологий (гл. II) приведены (изложены) типовые положения технологии работы диспетчеров при вылете и прилете. На их основе разрабатываются технологии работы диспетчеров конкретных диспетчерских пунктов с учетом местных условий и особенностей ОВД для вылетающих и прилетающих ВС, и следующих через зону (район) диспетчерского пункта пролетных ВС.
1.9.1. Технологии работы диспетчеров ДПП, РЦ ЕС ОрВД и вспомогательного РЦ ЕС ОрВД (ВРЦ ЕС ОрВД) при наличии на рабочем месте (за пультом) одного диспетчера, разрабатываются с учетом совмещения функциональных обязанностей диспетчеров радиолокационного и процедурного (графического) контроля.
1.9.1.1. Технология работы диспетчера ВРЦ ЕС ОрВД с правом выдачи информации разрабатывается на основе технологии работы диспетчеров РЦ ЕС ОрВД (ВРЦ ЕС ОрВД) с правом самостоятельного ОВД в части касающейся, с учетом местных условий и особенностей ОВД.
1.9.2. В аэропортах, где задействована автоматическая радиовещательная передача метеорологической и полетной информации в районе аэродрома для прилетающих и вылетающих воздушных судов (АТИС) или автоматическая передача погоды по каналам радиосвязи очень высокого частотного (ОВЧ) диапазона (MB-канал), технологии работы диспетчеров разрабатываются с учетом их использования.
1.9.3. В органах обслуживания воздушного движения (управления полетами) технологии работы разрабатываются с учетом методик использования соответствующих технических средств.
При наличии на рабочем месте диспетчера электронных средств процедурного контроля за движением ВС технология работы диспетчера разрабатывается с учетом технических условий на данное оборудование.
1.9.4. В технологиях работы диспетчеров РЦ ЕС ОрВД, ВРЦ ЕС ОрВД, ДПП, ДПК, диспетчерского пункта системы посадки (ДПСП) и командных диспетчерских пунктов (КДП) раскрываются особенности ОВД при бесступенчатом наборе и снижении, а также при применении стандартных схем вылета и прилета.
1.9.5. Технологии работы диспетчеров на аэродромах совместного базирования (АСБ) и аэродромах совместного использования (АСИ) разрабатываются на основе требований к порядку использования аэродромов АСБ и АСИ и настоящих типовых Технологий.
1.9.6. В технологиях работы диспетчеров РЦ ЕС ОрВД, ВРЦ ЕС ОрВД, ДПП, ДПК, ДПСП, КДП раскрываются особенности ОВД при срабатывании наземной системы предупреждения опасных сближений (СПОС) или при получении от экипажа ВС сообщения о срабатывании бортовой системы предупреждения столкновения ВС (ТКАС). При этом в них указывается, что диспетчер обязан принять срочные меры по обеспечению безопасных интервалов путем выдачи (при необходимости) экипажу (экипажам) ВС соответствующих указаний. При выполнении маневра снижения (набора) высоты экипажем ВС при срабатывании ТКАС указания (информация) диспетчером могут быть даны только другому (другим) экипажу (экипажам) ВС.
Записать время срабатывания систем СПОС или ТКАС, местоположение ВС, от экипажа которого поступило сообщение о срабатывании ТКАС или по которым произошло срабатывание СПОС, доложить руководителю полетов (старшему диспетчеру).