Приказ Федеральной аэронавигационной службы от 14 ноября 2007 г. N 108 "Об утверждении типовых Технологий работы диспетчеров органов обслуживания воздушного движения (управления полетами) при аэронавигационном обслуживании пользователей воздушного простра стр. 3

1.9.7. В технологиях работы диспетчеров, осуществляющих ОВД в международных аэропортах, на международных воздушных трассах и МВЛ, открытых для международных полетов, раскрываются особенности ОВД иностранных пользователей воздушного пространства Российской Федерации с учетом положений сборника аэронавигационной информации (АИП России и СНГ).
1.10. "Обслуживание воздушного движения в особых условиях и особых случаях в полете" разрабатывается для каждого диспетчерского пункта (касающегося) на основе:
1.10.1. Схемы действий диспетчеров при полете ВС в зонах обледенения, грозовой деятельности, сильных ливневых осадков, сильной болтанки, повышенной электрической активности атмосферы и пыльной бури (схема 1.3);
1.10.2. Схемы действий диспетчеров при отказе двигателя (двигателей), систем ВС, пожаре, потере устойчивости, управляемости, нарушении прочности (схема 1.4);
1.10.3. Схемы действий диспетчеров при потере радиосвязи (схема 1.5);
1.10.4. Схемы действий диспетчеров при потере ориентировки экипажем ВС (схема 1.6);
1.10.5. Схемы действий диспетчеров при нападении на экипаж ВС (схема 1.7);
1.10.6. Схемы действий диспетчеров при отказе средств наблюдения ОВД (радиолокационного контроля) в зоне (районе) диспетчерского пункта, а также средств РТОП на аэродроме посадки (схема 1.8);
1.10.7. Схемы действий диспетчеров при возникновении в помещениях диспетчерских пунктов пожара или других стихийных бедствий, требующих эвакуации (схема 1.9);
1.10.8. Схемы действий диспетчеров при отсутствии связи со смежным диспетчерским пунктом (схема 1.10);
1.10.9. Для обозначения адресатов приема-передачи информации на схемах 1.3, 1.4, 1.5, 1.6, 1.7, 1.8, 1.9 и 1.10 применены следующие условные обозначения:
1955 × 823 пикс.     Открыть в новом окне
1.10.10. ОВД в особых условиях и особых случаях в полете для диспетчеров СДП, СДП МВЛ и вспомогательного СДП (ВСДП) изложено в их технологиях работы.
1.10.11. Информация, передаваемая диспетчером, а также руководителем полетов (старшим диспетчером), при возникновении особых условий и особых случаев в полете должна содержать:
вид события;
тип и номер (позывной) ВС;
номер и литер рейса, маршрут полета;
эшелон (высоту) полета по воздушной трассе (маршруту);
местоположение ВС;
решение командира ВС и действия экипажа ВС;
действия диспетчера (при передаче сообщения руководителя полетов или старшего диспетчера).
1.10.12. Указания руководителя полетов (старшего диспетчера), передаваемые диспетчером, в каждом конкретном случае зависят от характера события, а также от складывающейся воздушной и метеорологической обстановки.
1.11. Ответственные должностные лица органов обслуживания воздушного движения (управления полетами) обязаны немедленно информировать вышестоящие органы обслуживания воздушного движения (управления полетами), соответствующие центры ЕС ОрВД и органы ПВО в случае:
а) угрозы незаконного пересечения или незаконного пересечения ВС государственной границы Российской Федерации;
б) появления в диспетчерском воздушном пространстве (контролируемом) неопознанных ВС или других материальных объектов;
в) подачи ВС сигнала "Бедствие" и (или) "СОС";
г) неприбытия ВС в установленное время в пункт назначения, если его местоположение неизвестно;
д) потери радиосвязи с ВС;
е) невыполнения экипажем ВС требований органа обслуживания воздушного движения (управления полетами);
ж) получения информации (в том числе анонимного характера) об акте незаконного вмешательства на борту ВС;
з) выявления нарушения порядка использования воздушного пространства или получения информации о таком нарушении.
1.12. Методы регистрации воздушной обстановки, условные знаки для обозначения воздушной и метеорологической обстановки на графике движения ВС, таблица потребного минимального расстояния для выполнения маневра по пересечению занятого эшелона и метод регистрации воздушной обстановки с помощью планшета даны в виде приложений к технологии работы диспетчеров ДПП, РЦ ЕС ОрВД и местных диспетчерских пунктов (МДП).
1.13. Руководители (ответственные должностные лица) органов обслуживания воздушного движения (управления полетами) оперативно вносят в технологии работы диспетчеров дополнения и/или изменения, принимаемые установленным порядком, с учетом местных условий и особенностей ОВД.
1.14. Разделы технологии работы диспетчеров при ОВД на международных воздушных трассах и МВЛ, открытых для международных полетов в пределах воздушного пространства Российской Федерации, а также ОВД в воздушном пространстве за ее пределами, закрепленном за Российской Федерацией, разрабатываются с учетом требований нормативных правовых документов Российской Федерации, Стандартов и Рекомендуемой практики Международной организации гражданской авиации (ИКАО).
┌────────────────┐ ┌──────────────────┐ ┌──────────────┐ ┌─────────────────┐ ┌───────────────┐
│Общие положения │ │ Подготовка к │ │ Рубежи │ │ Обслуживание │ │ОВД при полетах│
│ │ │дежурству и прием │ │ передачи ОВД │ │ воздушного │ │ в особых │
│ │ │ дежурства │ │ │ │ движения │ │ условиях и │
│ │ │ │ │ │ │ │ │особых случаях │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ в полете │
└────────┬───────┘ └────────┬─────────┘ └──────┬───────┘ └────────┬────────┘ └────────┬──────┘
│ │ │ │ │
┌────────┴───────┐ ┌────────┴─────────┐ ┌──────┴───────┐ ┌────────┴────────┐ ┌────────┴──────┐
│Указываются: │ │Указываются: │ │Даются: │ │Раскрывается │ │Раскрывается │
│- источники, на │ │- вопросы, │ │- границы │ │содержание работы│ │содержание │
│базе которых │ │с которыми │ │районов, зон и│ │диспетчера: │ │работы │
│разрабатываются │ │диспетчер обязан │ │секторов │ │- при приеме │ │диспетчера: │
│технологии; │ │ознакомиться на │ │(направлений) │ │(передаче) ОВД от│ │- при ОВД в │
│- особенности │ │инструктаже, на │ │ОВД с │ │диспетчера │ │особых условиях│
│организации, │ │рабочем месте; │ │указанием │ │смежного пункта, │ │и особых │
│возможности и │ │- вопросы или │ │контрольных │ │а также при │ │случаях в │
│условия │ │сведения, │ │ориентиров, │ │пролете ПОД │ │полете с учетом│
│совмещения │ │требующие │ │географических│ │применительно к │ │местных условий│
│функциональных │ │уточнения; │ │координат; │ │маршрутам полета │ │и особенностей │
│обязанностей │ │- порядок передачи│ │- рубежи │ │в районе (зоне) │ │ОВД │
│диспетчеров, │ │дежурства и его │ │приема и │ │ОВД; │ │ │
│осуществляющих │ │оформление; │ │передачи ОВД в│ │- при направлении│ │ │
│ОВД; │ │- условия, │ │вертикальной и│ │на запасный │ │ │
│- общие │ │при которых │ │горизонтальной│ │аэродром; │ │ │
│положения по │ │руководитель │ │плоскостях │ │- при │ │ │
│разработке и │ │полетов может │ │ │ │использовании │ │ │
│применению │ │задержать │ │ │ │средств ВРЛ (где │ │ │
│технологии │ │дежурство и │ │ │ │они имеются); │ │ │
│работы │ │произвести │ │ │ │- при ОВД ВС, │ │ │
│диспетчера; │ │подмену │ │ │ │выполняющих │ │ │
│- │ │ │ │ │ │международные │ │ │
│предупреждения, │ │ │ │ │ │полеты (при их │ │ │
│напоминания, │ │ │ │ │ │наличии) │ │ │
│указания │ │ │ │ │ │ │ │ │
└────────────────┘ └──────────────────┘ └──────────────┘ └─────────────────┘ └───────────────┘

Схема 1.1. Построение технологии работы диспетчеров органов обслуживания воздушного движения (управления полетами)

3211 × 1964 пикс.     Открыть в новом окне
3201 × 1975 пикс.     Открыть в новом окне
 ┌─────────────────────────────────┐
┌─────────────────────────────┐ │┌───────────────────────────────┐│
│ Получить от командира ВС, │ ││ Получить сообщение от ││
│ информацию о событии. │ ││диспетчера, передать указания, ││◄─┐
│Напомнить (при необходимости)│ ││ контролировать их выполнение. ││ │
│о включении сигнала бедствия │ ││ Оказать помощь диспетчеру ││ │
└──────────────┬──────────────┘ │└───────────────────────────────┘│ │
│ └────────────────┬────────────────┘ │
│ ▲ │ │
▼ │ ▼ │
┌─────────────────────────────────────────────────┴─────────────────┐ │
│Определить местоположение ВС. Уточнить решение (при необходимости) │ │
│ у экипажа ВС. Доложить РП (старшему диспетчеру) │ │
└──────────────┬───────────────────────────────────┬────────────────┘ │
│ │ │
▼ ▼ │
┌─────────────────────────────┐ ┌───────────────────────────────┐ │
│ Посадка на ближайшем │ │ Вынужденная посадка вне │ │
│ аэродроме │ │ аэродрома │ │
└──────────────┬──────────────┘ └──────────────┬────────────────┘ │
│ │ │
▼ ▼ │