Приказ Минюста РФ от 22 июня 2006 г. N 241 "Об утверждении норм затрат времени на производство экспертиз для определения норм экспертной нагрузки государственных судебных экспертов государственных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российс

Приказ Минюста РФ от 22 июня 2006 г. N 241 "Об утверждении норм затрат времени на производство экспертиз для определения норм экспертной нагрузки государственных судебных экспертов государственных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации и Методических рекомендаций по их применению"

В целях оптимизации экспертного производства и научно-методического обеспечения экспертной деятельности государственных судебно-экспертных учреждений Минюста России приказываю:
Утвердить:
нормы затрат времени на производство экспертиз для определения норм экспертной нагрузки государственных судебных экспертов государственных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации (приложение 1);
Методические рекомендации по применению норм затрат времени на производство экспертиз для определения норм экспертной нагрузки государственных судебных экспертов государственных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации (приложение 2).
Министр
Ю.Я. Чайка
Приложение 1
к приказу Минюста РФ
от 22 июня 2006 г. N 241

Нормы затрат времени на производство экспертиз для определения норм экспертной нагрузки государственных судебных экспертов государственных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации

Роды (виды) экспертиз
Затраты времени на производство одной экспертизы (количество часов) в зависимости от категории ее сложности* (1, 2, 3)
123
Почерковедческая163895
Автороведческая163895
Техническая экспертиза документов
реквизитов документов214595
материалов документов2857115
Фототехническая224595
Портретная224595
Трасологическая
следов человека164577
следов орудий, инструментов, механизмов164577
следов транспортных средств (транспортно-трасологическая идентификация)2857115
Видео- и звукозаписей
голоса и звучащей речи2857115
звуковой среды, условий, средств, материалов и следов звукозаписей2857115
видеоизображений, условий, средств, материалов и следов видеозаписей2857115
Оружия и следов выстрела
огнестрельного оружия и патронов к нему193877
следов и обстоятельств выстрела193877
холодного оружия113267
Маркировочных обозначений113277
Взрывотехническая
взрывчатых веществ, продуктов и следов их взрыва2857115
боеприпасов, взрывных устройств и следов их взрыва2857115
Материалов, веществ и изделий
волокнистых материалов и изделий из них2257115
лакокрасочных материалов и покрытий2257115
нефтепродуктов и горюче-смазочных материалов2257115
изделий из металлов и сплавов2257115
наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, сильнодействующих и ядовитых веществ, лекарственных средств2838115
изделий из стекла и керамики, силикатных строительных материалов2257115
спиртосодержащих жидкостей1938115
изделий из резины, пластмасс и других полимерных материалов2238115
автомобильных электроламп223877
изделий парфюмерной промышленности2238115
драгоценных, полудрагоценных камней, минералов и горных пород2238115
веществ неустановленной природы2857115
Почвоведческая193867
Биологическая
объектов растительного происхождения163267
объектов животного происхождения163267
Автотехническая
обстоятельств дорожно-транспортного происшествия223877
технического состояния транспортных средств223877
следов на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия (транспортно-трасологическая диагностика)223877
технического состояния дороги, дорожных условий на месте дорожно-транспортного происшествия223877
транспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и остаточной стоимости103267
Пожарно-техническая223877
Взрывотехнологическая2857115
Строительно-техническая2857115
Бухгалтерская2857115
Финансово-экономическая2857115
Товароведческая
промышленных (непродовольственных) товаров163277
продовольственных товаров---
транспортных средств43267
Психологическая193877
Компьютерно-техническая2857115
Экологическая2857115
Электробытовой техники142257
Лингвистическая163895
_____________________________
* В таблице указаны максимальные затраты времени на производство одной экспертизы (количество часов).
Приложение 2
к приказу Минюста РФ
от 22 июня 2006 г. N 241

Методические рекомендации но# применению норм затрат времени на производство экспертиз для определения норм экспертной нагрузки государственных судебных экспертов государственных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации

1. Нормы экспертной нагрузки устанавливаются из расчета 100% затрат рабочего времени на экспертную и прямо связанную с ней работу (участие в судебном заседании, выезд на осмотр объектов исследования, разработка при необходимости методики решения конкретной экспертной задачи, проведение экспертного эксперимента и т.п.), работу по научно-методическому обеспечению экспертной деятельности (далее - НМО), в том числе научно-исследовательскую работу (далее - НИР).
Общие затраты рабочего времени на НИР для государственных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации (далее - СЭУ) не могут превышать следующие показатели затрат рабочего времени, обеспеченного бюджетным финансированием: в РФЦСЭ при Минюсте России - 20%, в региональных центрах судебной экспертизы Минюста России - 10%, в лабораториях судебной экспертизы Минюста России - 5%.
2. Расчет норм экспертной нагрузки за месяц производится исходя из продолжительности рабочего времени в соответствующем месяце, определяемой производственным календарем.
Для некоторых категорий работников нормы экспертной нагрузки рассчитываются с учетом установленной для них в соответствии с трудовым законодательством сокращенной продолжительности рабочего времени.
3. При определении сложности судебной экспертизы рекомендуется учитывать следующие признаки:
- многообъектность (более трех объектов или более 200 листов материалов дела, представленных на исследование);
- множественность поставленных вопросов (свыше трех вопросов, требующих проведения исследований);
- потребность в применении трудоемких методов и сложных инструментальных средств, технологический регламент которых превышает 5 дней, в проведении модельных экспериментов для решения конкретных экспертных задач;
- необходимость разработки новых расчетных моделей и частных методик исследования для решения поставленных вопросов;
- отнесение экспертизы к комплексной либо повторной, либо межведомственной;
- необходимость выезда на место происшествия либо осмотра объектов, находящихся вне территории СЭУ, либо проведения исследования на базе других учреждений.
Указанные признаки используются также и при определении сложности выполняемых в СЭУ экспертных исследований (несудебных экспертиз).
4. По степени сложности судебные экспертизы подразделяются на 3 категории:
1 - экспертизы, имеющие до трех признаков сложности;
2 - имеющие три признака сложности;
3 - имеющие четыре признака сложности.
Срок производства судебных экспертиз, имеющих не менее пяти признаков сложности, в каждом конкретном случае согласовывается с лицом, назначившим экспертизу, с представлением обоснования, подписанного экспертом и согласованного с руководителем учреждения.
5. При определении нагрузки эксперта, участвующего в производстве комиссионной экспертизы, выполняемой экспертами одной специальности, рекомендуется исходить из затрат рабочего времени на проведение им одной экспертизы соответствующей категории сложности.
При определении нагрузки эксперта, участвующего в производстве комиссионной экспертизы, выполняемой экспертами разных специальностей (комплексная экспертиза), рекомендуется исходить из затрат рабочего времени на проведение экспертизы соответствующей категории сложности, выполняемой им в рамках комплексной экспертизы в соответствии с его экспертной специальностью.
6. При определении общей экспертной нагрузки рекомендуется учитывать затраты времени на выполнение работ по научно-методическому обеспечению экспертной деятельности СЭУ (исходя из норм затрат времени на производство экспертизы соответствующей категории сложности):
- проверка руководителем подразделения заключения эксперта, подготовленного для отправки лицу (органу), назначившему экспертизу, - 0,05 экспертизы соответствующей категории сложности;
- методическое рецензирование одного наблюдательного производства по экспертизе - 0,1 экспертизы соответствующей категории сложности;
- организация и проведение школы, курсов повышения квалификации, семинара, конференции - 1 экспертиза четвертой категории сложности за каждое из указанных учебных мероприятий (доля участия каждого специалиста определяется исходя из фактически затраченного им количества рабочих часов в пределах нормы, установленной на организацию и проведение мероприятия);
- руководство стажировкой эксперта - 0,1 экспертизы первой категории сложности за каждый день стажировки;
- руководство подготовкой эксперта к аттестации - 0,5 экспертизы первой категории сложности за каждый месяц;
- разработка программы подготовки экспертов по новой экспертной специальности - 1,5 экспертизы третьей категории сложности;
- разработка программы подготовки экспертов по утвержденной экспертной специальности, а равно внесение изменений и дополнений в нее - 0,5 экспертизы третьей категории сложности;
- подготовка отзыва на работу научного и методического характера: на пособие, монографию, диссертацию - 0,3 экспертизы третьей категории сложности; на другие методические материалы - 0,3 экспертизы второй категории сложности;
- проведение испытания (апробации) методических материалов - 1 экспертиза третьей категории сложности;
- подготовка обобщения экспертной практики - изучение одного наблюдательного производства - 0,05 одной экспертизы соответствующей категории сложности;
- подготовка и чтение лекции судьям, следователям и другим категориям слушателей (в порядке служебного задания) - 0,2 экспертизы первой категории сложности;
- оказание методической помощи и проверка состояния практики производства экспертиз с выездом в конкретное СЭУ - 1 экспертиза второй категории сложности за одну календарную неделю командировки;