Руководящий документ. РД-200-РСФСР-12-0071-86-12 "Положение о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей" (утв. Министерством автомобильного транспорта РСФСР 20 января 1986 г.) стр. 2

16 часов - маршрутная стажировка;
Всего - 24 часа.
6.5. К пятой категории относятся водители автобусов, имеющие перерыв в водительской деятельности более трех месяцев*(1).
Продолжительность стажировки для них составляет:
8 часов - предмаршрутная стажировка;
24 часа - маршрутная стажировка;
Всего - 32 часа.
6.6. К шестой категории относятся водители автобусов, переведенные с одной марки автобуса на другую. Продолжительность стажировки для них составляет:
предмаршрутная стажировка не проводится;
32 часа - маршрутная стажировка;
Всего - 32 часа.
6.7. К седьмой категории относятся водители автобусов, перешедшие для работы с одной категории маршрутов на другую*(2).
Продолжительность стажировки для них приведена в табл. 1.
Таблица 1
NN
С маршрута
На маршрут
Городской
Пригородный
Междугородный
Горный
Примечание
1.
Городского
-
-
--------
16
8
----------
2 рейса
8
-------
32
2.
Пригородного
-
--------
16
-
8
---------
2 рейса
8
-------
32
3.
Междугородного
-
---------
16
-
--------
16
-
8
-------
24
4.
Горного
-
-------
8
-
--------
8
-
---------
1 рейс
-
В числителе - количество часов предмаршрутной стажировки;
в знаменателе - количество часов маршрутной стажировки.
6.8. При переводе водителя на автобусный маршрут той же категории, но на котором он ранее не работал, необходимо организовать его маршрутную стажировку в объеме не менее 4 часов (для маршрутов повышенной сложности и горных маршрутов - не менее 8 часов, для междугородных маршрутов - не менее 1 рейса).
6.9. При переводе водителя на маршрут, на котором он ранее стажировался, но не работал в течение более 6 месяцев, он должен вновь пройти маршрутную стажировку в объеме не менее 2 часов (для маршрутов повышенной сложности и горных маршрутов - не менее одного рейса). Стажировка в этом случае сводится к работе водителя на маршруте в присутствии водителя-наставника, хорошо знающего данный маршрут.
6.10. Водители, совершившие по своей вине дорожно-транспортное происшествие, направляются на стажировку в течение 8 часов и последующую сдачу тестовых экзаменов. При повторном ДТП водитель направляется на дополнительные занятия по 40-часовой программе и последующую стажировку в течение 20 часов на маршрутах.

7. Порядок и цели проведения предмаршрутной стажировки водителей автобусов

7.1. Предмаршрутная стажировка включает теоретические занятия в классе, практические занятия в тренажерном классе*(3) и на учебной площадке *(4).
7.2. Целью предмаршрутной стажировка является выявление и устранение пробелов в знаниях, совершенствование и закрепление умений и навыков, необходимых водителю для безопасного, экономичного и комфортного управпения автобусом.
7.3. Предмаршрутная стажировка проводится для группы водителей, входящих в одну и ту же категорию стажируемых лиц. Для водителей, отмеченных в пунктах 6.4 и 6.5, предмаршрутная стажировка проводится совместно.
7.4. Теоретические защита проводятся# водителями-наставниками и работниками службы безопасности движения. Практические занятия проводятся водителями-наставниками.
7.5. При проведении теоретических и практических занятий водитель-наставник руководствуется Программой стажировки для данной категории лиц, а также соответствующими Методическими пособиями и указаниями.
7.6. По окончании теоретических и практических занятий водитель-наставник совместно с водителем-инструктором и работниками службы безопасности движения проводят контрольные проверки теоретической и практической подготовки стажеров (см. раздел 8).

8. Порядок и цели проведения маршрутной стажировки водителей автобусов

8.1. Маршрутная стажировка заключается в самостоятельном управлении автобусом на маршруте под контролем водителя-наставника, закрепленного за стажером.
8.2. Целью маршрутной стажировки является закрепление знаний, умений и навыков сталируемого# водителя в условиях движения по конкретным маршрутам, на которых он в дальнейшем будет самостоятельно работать.
8.3. Маршрутная стажировка включает движение по маршруту без пассажиров и движение с пассажирами по расписанию. Количество часов маршрутной стажировки приведено в табл. 2.
Таблица 2
Категория водителя
Тип маршрута
городские
пригородные
количество часов стажировки:
без пассажиров
с пассажирами
без пассажиров
с пассажирами
1
16
147
16
147
2
8
64
8
64
3
4
28
4
28
4
4
12
4
12
5
1
23
-
24
6
1
31
-
32
7
2
**
-
*
_____________________________
*Стажировка с пассажирами проводится в объеме, указанном в табл. 1;
**Для городских маршрутов продолжительность маршрутной стажировки с пассажирами сокращается на 2 часа.
8.4. В первый день стажировка на маршруте осуществляется в межпиковое время. Количество маршрутов, на которых одновременно может стажироваться водитель, приведено в табл. 3.
Таблица 3
Категория
Тип маршрута
Городские
Пригородные
Междугородные
Горные
1
1-2
1-2
-
-
2
2-3
2-3
-
-
3
2-3
2-3
-
-
4
2-3
2-3
1
1
5
2-3
2-3
1
1
6, 7
Не более 3-х маршрутов
Не более 3-х маршрутов

9. Цель и порядок проведения контрольных проверок стажируемых водителей автобусов

9.1. Целью проведения контрольные проверок является оценка уровня профессионального мастерства водителя для определения успешности прохождения этапов стажировки.
Контрольные проверки проводятся только для 1 - 5 категорий лиц, подлежащих стажировке.
9.2. Контрольная проверка теоретической и практической подготовки при проведении предмаршрутной стажировки проводится с использованием тестов по оценке теоретических знаний и отдельных навыков управления автобусом.
9.3. Контрольная проверка теоретических знаний стажера осуществляется с использованием пяти тестовых вопросов, взятых из программы предмаршрутной стажировки, на которые он должен ответить. Прошедшим контрольную проверку считается стажер, не допустивший ни одного неправильного ответа.
9.4. Контрольная проверка практической подготовки стажера осуществляется при помощи тестирования отдельных навыков управления автобусом. Содержание контрольных тестов, а также нормативы их выполнения определяются Методическими указаниями по проведению стажировки*(5).
9.5. Контрольная проверка по окончании маршрутной стажировки проводится с использованием теста по оценке водительского мастерства в условиях реального движения.
9.6. Тестирование водительского мастерства стажера в условиях реального движения по маршруту основано на оценке качества управления автобусом, При этом водителем-инструктором фиксируются ошибки, допущенные стажером при движении по маршруту. Количество я# характер допущенных ошибок является основанием для принятия решения об успешности прохождения данного этапа стажировки. Такое решение принимается комиссией в составе инженера по безопасности движения, водителя-инструктора и водителя-наставника.
9.7. Успешное прохождение водителем-стажером контрольных проверок является основанием для принятия решения о возможности его допуска к самостоятельной работе. В случае, если водитель не проходит контрольную проверку по одному из этапов стажировки (предмаршрутному или маршрутному), ее срок продлевается на величину до 20 часов*(6).

10. Ответственность должностных лиц за проведение стажировки

10.1. Ответственность за организацию стажировки всех категорий лиц возлагается на главного инженера предприятия.