Рабочее место - место постоянного или временного пребывания работающих в процессе трудовой деятельности.
Постоянное рабочее место - место, на котором работающий находится большую часть (более 50% или более 2 ч непрерывно) своего рабочего времени. Если при этом работа осуществляется в различных пунктах рабочей зоны, постоянным рабочим местом считается вся рабочая зона.
1.4.6. "Вместимость" - валовая вместимость по Правилам Регистра СССР.
1.4.7. "Должно" - означает обязательное выполнение требований Санитарных правил.
1.4.8. "Рекомендуется" - означает, что данное решение наилучшее, но его выполнение не является обязательным.
1.4.9. "Допускается" - означает, что данное решение возможно, но не является оптимальным.
1.4.10. Суда неограниченного района плавания - суда, плавающие в различных климатических зонах.
1.4.11. Пассажирским считается всякое судно, перевозящее более 12 пассажиров.
Часть I Требования к проектированию, строительству, переоборудованию и ремонту судов
2. Судовые помещения
2.1. Общие положения
2.1.1. Применительно к настоящим Правилам судовые помещения делятся на следующие группы:
жилые - помещения, предназначенные для проживания экипажа и пассажиров (каюты);
общественные - помещения, предназначенные для приема пищи и отдыха (кают-компании, столовые команды, рестораны, буфеты, пассажирские салоны и салоны отдыха, клубы, помещения для занятий спортом, любительские мастерские и т.п.);
санитарно-гигиенические и санитарно-бытовые - помещения, предназначенные для соблюдения личной гигиены и санитарно-бытового обслуживания экипажа и пассажиров (умывальни, душевые, уборные, прачечные, гладильни, сушильни, парикмахерские и т.п.);
бытового обслуживания - помещения, предназначенные для бытового обслуживания, и хозяйственные кладовые (киоски, мастерские для ремонта одежды и обуви, хозяйственные кладовые);
медицинского назначения - помещения, предназначенные для амбулаторного и стационарного лечения, проведения лечебно-профилактических мероприятий и оказания медицинской помощи экипажу и пассажирам при заболеваниях и несчастных случаях (санитарная каюта, амбулатория, изолятор, операционная, зубоврачебный, гинекологический, физиотерапевтический кабинеты и т.д.);
пищеблок - помещения, предназначенные для разделки продуктов, приготовления пищи, выпечки и хранения хлеба и хлебобулочных изделий, раздачи пищи, а также для мытья посуды (камбуз, хлебопекарня, разделочные, сервировочные, посудомоечные и т.п.);
продовольственные кладовые (охлаждаемые и неохлаждаемые) - помещения, предназначенные для хранения запасов продовольствия, необходимого для питания экипажа и пассажиров;
служебные - помещения, предназначенные для выполнения работ по управлению судном, связи и контролю за механизмами (ходовой мостик - радиорубка, багермейстерская рубка и т.п.);
административные и административно-хозяйственные - помещения, предназначенные для выполнения канцелярских работ (судовая канцелярия, бухгалтерия, диспетчерская и т.п.);
энергетическое отделение - помещение или группа помещений, в которых установлены главная энергетическая установка, котлы, механизмы, вырабатывающие энергию и обеспечивающие работу и обслуживание различных судовых систем и устройств, а также судовые мастерские;
центральный пост управления - звукоизолированное служебное помещение, в котором установлены контрольные приборы, средства индикации, органы управления главной энергетической установкой и вспомогательными механизмами;
грузовые - помещения, предназначенные для перевозки грузов.
2.1.2. Жилые и общественные помещения для экипажа не должны располагаться вместе с аналогичными помещениями для пассажиров. На пассажирских судах IV категории допускается устройство кают для персонала, обслуживающего пассажиров, в районе расположения пассажирских помещений.
На судах, перевозящих 12 пассажиров и менее, отдельные общественные помещения для пассажиров допускается не устраивать. В этом случае пассажиры пользуются общественными помещениями экипажа, в которых предусматриваются дополнительные места.
2.1.3. Выходы на открытую палубу из жилых и общественных помещений, предназначенных для экипажа, должны предусматриваться через коридоры или тамбуры. Для судов IV категории, с учетом назначения судна, это рекомендуется.
2.1.4. Жилые помещения должны иметь тепло- и звукоизоляцию, естественное и искусственное освещение, отопление, вентиляцию или кондиционирование воздуха в соответствии с требованиями санитарных правил и норм.
2.1.5. Использование на судах всех видов синтетических полимерных материалов в жилых, общественных, служебных помещениях, а также в помещениях медицинского назначения, пищеблока, продовольственных, кладовых и грузовых трюмах для перевозки пищевых грузов допускается только при наличии разрешения Министерства здравоохранения СССР или министерств здравоохранения союзных республик.
При этом должны быть указаны пределы насыщенности помещений этими материалами (в м2/м3 или кг/м3), а также допустимые при эксплуатации температура воздуха и минимальный воздухообмен.
Применение импортных синтетических полимерных материалов допускается при наличии разрешения Министерства здравоохранения СССР либо заключения органов здравоохранения страны - изготовителя данного материала или других организаций, которым поручена выдача заключения правительством этой страны. Заключение о нетоксичности должно быть представлено в виде медицинского сертификата по форме, утвержденной Главным государственным санитарным врачом СССР.
2.1.6. Оформление жилых, общественных и служебных помещений должно быть выполнено с учетом благоприятного воздействия на зрение и психику человека (рекомендуются теплые тона). Отделка всех судовых помещений и расположение оборудования должны обеспечивать проведение легкой очистки от пыли и грязи, мойку, дезинфекцию и обработку антистатическими препаратами, а также препятствовать появлению насекомых и грызунов.
Материалы, используемые для обивки мебели (диваны, кресла, стулья), должны быть воздухопроницаемые.
2.1.7. Для защиты обитаемых помещений от мух, комаров, москитов и других летающих насекомых на всех отверстиях приточной, вытяжной естественной и искусственной вентиляции, систем кондиционирования воздуха, на открывающихся окнах и иллюминаторах, на всех наружных дверях должны быть предусмотрены устройства для установки сеток. Сетки должны быть предусмотрены в составе инвентарного снабжения судна.
2.1.8. Каюта врача (фельдшера) должна располагаться рядом с помещениями медицинского назначения.
2.1.9. В жилых и общественных помещениях, а также в помещениях медицинского назначения на иллюминаторах и окнах предусматриваются шторы.
2.2. Жилые помещения для экипажа
2.2.1. Для размещения экипажа на всех судах должны предусматриваться каюты с индивидуальными спальными местами (койками).
На судах III и IV категорий, работа на которых организована по бригадному методу, а экипаж проживает на берегу, для временного пребывания вахты, а при необходимости - и подвахты должны быть соответственно оборудованные и меблированные дежурные помещения для укрытия от непогоды, для отдыха, обогрева, хранения и приготовления пищи (количество диванов должно соответствовать числу членов подвахты). Должны быть также предусмотрены необходимые санитарно-гигиенические и санитарно-бытовые помещения.
2.2.2. На судах вместимостью 3000 и более для всего экипажа должны предусматриваться одноместные каюты, однако для части членов судовой команды допускаются двухместные каюты.
На судах вместимостью менее 3000, а также на всех пассажирских судах для комсостава предусматриваются одноместные каюты, для членов судовой команды допускаются двухместные каюты.
На судах всех категорий для практикантов, временного состава (ремонтные бригады, спасательные партии, экспедиционный состав), части обслуживающего персонала пассажирских судов допускается оборудовать трех- и четырехместные каюты.
2.2.3. На судах вместимостью 3000 и более каюты старшего комсостава должны состоять не менее чем из двух помещений: спальни и смежного с ней рабочего кабинета или салона (блок-каюта).
Для других лиц командного состава это рекомендуется.
На судах вместимостью менее 3000 каюты из двух помещений должны предусматриваться для капитана и главного (старшего) механика.
Высота жилых помещений в свету должна быть не менее 2000 мм. Требование по высоте относится ко всем помещениям (за исключением энергетических отделений), в которых предусматриваются пребывание и свободное передвижение людей.
Нормы площади кают должны быть не менее, чем предусмотрено в табл. 1.
Таблица 1
Наименование помещений | Норма площади, м2 |
Одноместные каюты комсостава: | |
на судах 1000 и более, но менее 3000 | 7,5* |
на судах 3000 и более | 12,0 |
Одноместные каюты команды: | |
на судах 1000 и более, но менее 3000 | 5,0 |
на судах 3000 и более, но менее 10 000 | 6,0 |
на судах 10 000 и более | 6,5 |
Двухместные каюты команды: | |
на судах 1000 и более, но менее 3000 | 6,5 |
на судах 3000 и более, но менее 10 000 | 7,5 |
на судах 10 000 и более | 8,5 |
Трехместные каюты | 10,5 |
Четырехместные каюты | 13,5 |
_____________________________