Статья 1.
Утвердить прилагаемую региональную целевую программу "Развитие и использование минерально-сырьевой базы Ленинградской области в 2003-2005 годах".
Статья 2.
Настоящий областной закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор Ленинградской области | В. Сердюков |
Утверждена
областным законом
от 13 февраля 2003 г. N 10-оз
(приложение)
Региональная целевая программа "Развитие и использование минерально-сырьевой базы Ленинградской области в 2003-2005 годах"
Паспорт региональной целевой программы "Развитие и использование минерально-сырьевой базы Ленинградской области в 2003-2005 годах"
┌───────────────────┬───────────────────────────────────────────────────┐
│Полное наименование│Региональная целевая программа "Развитие и исполь- │
│Программы │зование минерально-сырьевой базы Ленинградской об- │
│ │ласти в 2003-2005 годах (далее - Программа) │
├───────────────────┼───────────────────────────────────────────────────┤
│Основание для раз- │Закон Российской Федерации "О недрах" от 21 февраля│
│работки Программы │1992 года N 2395-1; │
│ │Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от │
│ │10 января 2002 года N 7-ФЗ; │
│ │постановление Правительства Ленинградской области │
│ │от 30 декабря 1998 года N 42 "Об утверждении Основ-│
│ │ных направлений по оздоровлению окружающей природ- │
│ │ной среды Ленинградской области на период до 2005 │
│ │года" │
├───────────────────┼───────────────────────────────────────────────────┤
│Срок реализации │2003-2005 годы │
│Программы │ │
├───────────────────┼───────────────────────────────────────────────────┤
│Цель Программы │Обеспечение потребности социально-экономического │
│ │развития области в минерально-сырьевых ресурсах │
├───────────────────┼───────────────────────────────────────────────────┤
│Основные задачи и │ 1. Обеспечение сбалансированного соотношения меж-│
│мероприятия │ду уровнем добычи и приростом запасов по наиболее │
│Программы │востребованным видам полезных ископаемых. │
│ │ 2. Поиск, разведка и добыча новых месторождений │
│ │полезных ископаемых с учетом требований в области │
│ │охраны окружающей среды. │
│ │ 3. Геолого-экологические исследования и внедрение│
│ │новых технологий при добыче и переработке минераль-│
│ │ного сырья. │
│ │ 4. Экономическая оценка воздействия недропользо- │
│ │вания на окружающую среду, рекультивация земель и │
│ │обращение с отходами горнодобывающей и перерабаты- │
│ │вающей промышленности Ленинградской области. │
│ │ 5. Информационное обеспечение управленческих ре- │
│ │шений, направленных на рациональное использование │
│ │и охрану минерально-сырьевых ресурсов │
├───────────────────┼───────────────────────────────────────────────────┤
│Объем финансовых │57,944 миллиона рублей из областного бюджета, │
│ресурсов, заплани- │в том числе на 2003 год - 22,094 миллиона рублей из│
│рованных по │областного бюджета │
│Программе │ │
├───────────────────┼───────────────────────────────────────────────────┤
│Ожидаемые конечные │ 1. Восполнение промышленных запасов общераспрост-│
│результаты, соци- │раненных полезных ископаемых не менее чем на: │
│альный и экономи- │ строительного камня - 4 миллиона куб. метров, │
│ческий эффект, важ-│ облицовочного камня - 50 тысяч куб. метров, │
│нейшие целевые по- │ песка строительного - один миллион куб. метров, │
│казатели Программы │ песчано-гравийных материалов - 500 тысяч куб. │
│ │метров, │
│ │ песка стекольного - 15 миллионов тонн, │
│ │ торфа - 23 миллиона тонн. │
│ │ 2. Выявление перспективных площадей и проявлений │
│ │нетрадиционных видов полезных ископаемых: железо- │
│ │марганцевых руд, алмазов и других. │
│ │ 3. Создание не менее 450 новых рабочих мест, │
│ │ в том числе трудоустройство: │
│ │ в Выборгском районе - 150 человек, │
│ │ в Приозерском районе - 120 человек, │
│ │ в Кингисеппском районе - 60 человек, │
│ │ в Подпорожском районе - 50 человек. │
│ │ 4. Повышение бюджетной эффективности использова- │
│ │ния минерально-сырьевых ресурсов за счет дополни- │
│ │тельных доходов областного бюджета: с вводимых в │
│ │освоение новых месторождений, в том числе в 2003 │
│ │году: │
│ │ налога на добычу полезных ископаемых - 44,5 │
│ │миллиона рублей, │
│ │ платежей за пользование недрами - 0,5 миллиона │
│ │рублей, │
│ │ платежи за добычу и отчисления на воспроизводство│
│ │минерально-сырьевой базы (погашение задолженности │
│ │за предыдущие годы) - 1,7 миллиона рублей. │
│ │ 5. Повышение экономической эффективности дейст- │
│ │вующих горнодобывающих предприятий за счет освоения│
│ │новых востребованных видов минерального сырья, пе- │
│ │рехода на энерго- и ресурсосберегающие технологии. │
│ │ 6. Обеспечение сохранения качества окружающей │
│ │среды за счет применения новых технологий добычи и │
│ │переработки минерального сырья, утилизации отходов │
│ │добывающих предприятий, размещения объектов рекреа-│
│ │ции и жилищного строительства с учетом радоно- │
│ │опасности и других природных факторов │
├───────────────────┼───────────────────────────────────────────────────┤
│Разработчик │Комитет по природным ресурсам и охране окружающей │
│Программы │среды Ленинградской области │
├───────────────────┼───────────────────────────────────────────────────┤
│Сроки разработки │2002 год с ежегодной корректировкой перечня меро- │
│Программы │приятий в соответствии с фактически выделенным │
│ │объемом финансирования │
├───────────────────┼───────────────────────────────────────────────────┤
│Представитель │Комитет по природным ресурсам и охране окружающей │
│заказчика │среды Ленинградской области │
├───────────────────┼───────────────────────────────────────────────────┤
│Основной исполни- │Ленинградское областное государственное учреждение │
│тель Программы │"Региональное агентство природопользования и охраны│
│ │окружающей среды" │
├───────────────────┼───────────────────────────────────────────────────┤
│Руководитель Прог- │Дедов Михаил Александрович - председатель комитета │
│раммы: фамилия, │по природным ресурсам и охране окружающей среды │
│имя, отчество, │Ленинградской области, тел. 276-62-35, ул. Смольно-│
│должность, номер │го, 3 │
│телефона, адрес │ │
├───────────────────┼───────────────────────────────────────────────────┤
│Постановление о │Постановление Правительства Ленинградской области │
│разработке Програм-│от 26 сентября 2002 года N 167 "О проекте областно-│
│мы │го закона "О региональной целевой программе "Разви-│
│ │тие и использование минерально-сырьевой базы Ленин-│
│ │градской области в 2003-2005 годах" │
├───────────────────┼───────────────────────────────────────────────────┤
│Система организации│Контроль за выполнением Программы осуществляется │
│контроля за выпол- │представителем государственного заказчика - комите-│
│нением Программы │том по природным ресурсам и охране окружающей среды│
│ │Ленинградской области, за целевым использованием │
│ │финансовых средств - комитетом финансов Ленинградс-│
│ │кой области │
└───────────────────┴───────────────────────────────────────────────────┘
┌───────────────────┬───────────────────────────────────────────────────┐
1. Оценка состояния минерально-сырьевой базы и обоснование целей и задач Программы
1.1. Оценка современного состояния минерально-сырьевой базы Ленинградской области
Горно-промышленный комплекс области представлен такими крупными градообразующими предприятиями как открытые акционерные общества "Бокситогорский глинозем", "Фосфорит", "Ленинградсланец" и другие. В области имеются 55 заводов по производству железобетонных изделий и конструкций, строительных деталей, асфальта и тому подобного, а также несколько десятков добывающих и перерабатывающих предприятий, разрабатывающих месторождения нерудного сырья, в основном для строительной индустрии и производства органических удобрений.
Поскольку в отличие от ряда других природных ресурсов (водные и лесные ресурсы, животный мир) полезные ископаемые являются невозобновимым ресурсом, то всегда необходимо учитывать, что после полной отработки месторождения добывающее предприятие подлежит ликвидации или перепрофилированию. Поэтому своевременное решение проблем развития минерально-сырьевой базы и, в частности, прироста разведанных запасов полезных ископаемых, востребованных на рынке, имеет не только экономическое, но и важное социальное значение.
Комплекс разведанных твердых полезных ископаемых Ленинградской области включает 26 наименований, из них важнейшими являются бокситы, фосфориты, горючие сланцы, формовочные и стекольные пески, карбонатные породы для металлургии и цементного производства, огнеупорные и цементные глины, а также 20 видов общераспространенных полезных ископаемых, используемых главным образом для производства строительных материалов и органических удобрений.
Обеспеченность разведанными запасами полезных ископаемых различна в зависимости от их вида и освоения месторождений. Имеется острый дефицит разведанных запасов бокситов, кварцевых стекольных песков, светложгущихся керамических огнеупорных глин, а также кондиционных песков и песчано-гравийного материала на участках недр вблизи строящихся и проектируемых федеральных и областных объектов строительства. Обеспеченность запасами большинства других видов полезных ископаемых по предварительной оценке могла бы считаться удовлетворительной, но их освоение во многих случаях затрудняется сложными геологическими условиями, градостроительными и экологическими ограничениями, необходимостью больших затрат на создание инфраструктуры. Существенные коррективы вносит переоценка ряда месторожденй по критериям рыночной экономики, в ходе которой запасы ряда месторождений переходят в забалансовые. При освоении месторождений не всегда подтверждается качество утвержденных запасов, например облицовочного камня, песков строительных и тому подобного. Часть месторождений, проявлений и перспективных площадей оказываются застроенными, поскольку землеотводы осуществлялись без согласования с геологической службой и госгортехнадзором. В связи с указанным фактическое сокращение балансовых запасов полезных ископаемых достигает 30 и более процентов.
Необходимы инвестиции в поиск нетрадиционных новых видов полезных ископаемых: железо-марганцевых конкреций, алмазов, углеводородного сырья, золота, полиметаллов, геотермальных источников тепла.
Приоритетными мероприятиями, которые смогут обеспечить стабилизацию, а затем и улучшение качества окружающей среды, являются геоэкологические. Степень благоприятности геоэкологической обстановки на территории области определяется с одной стороны природными геологическими факторами, с другой - существующей техногенной нагрузкой.
Из природных геологических факторов в области наибольшее значение имеют проблемы, связанные с радоноопасностью и тектонически активными площадями.
Техногенные факторы связаны с загрязнением среды ядовитыми газами и пылью, воздействием на здания и сооружения сейсмических и воздушных ударных волн при добыче строительного и облицовочного камней. Значительные площади занимают земли под накопленными отсевами и отходами как добывающих предприятий, так и предприятий других отраслей. Многие предприятия используют устаревшие технологии добычи и переработки минерального сырья, например, строительного камня, что приводит к недопустимо высокому уровню отрицательного воздействия на окружающую среду.
Исходя из указанной оценки состояния минерально-сырьевой базы, следует отметить основные проблемы, которые необходимо решать в ближайшее время:
1. Отсутствие до настоящего времени утвержденной Правительством Ленинградской области стратегии развития минерально-сырьевого комплекса. По этой причине неудовлетворительное до 2000 года финансирование геолого-разведочных работ не позволило добиться сбалансированного соотношения между уровнями добычи и приростом запасов по многим видам полезных ископаемых. Состояние сырьевых баз ряда горнодобывающих предприятий ухудшилось в связи с истощением запасов (например, бокситов), снижением качественных и экономических характеристик, усложнением условий отработки месторождений (например, сланцев и других).
2. Несовершенство действующего законодательства, регулирующего отношения в сфере недропользования, не обеспечивает оптимальное изъятие ренты в доход государства при использовании минеральных ресурсов. Отсутствует реальная экономическая ответственность недропользователей за причинение государству ущерба при нерациональном использовании участков недр, за нарушение установленных лицензией условий недропользования, проектов отработки месторождений, стандартов и правил ведения работ по добыче.
3. Из-за недостаточности и несовершенства государственного контроля за соблюдением условий недропользования не обеспечен необходимый уровень бюджетной и социальной эффективности использования минерального сырья. Массовый характер приняла безлицензионная добыча песков и песчано-гравийного материала вблизи строящихся федеральных и областных объектов.
4. Прекращение на большинстве горнодобывающих предприятий обновления основных фондов, низкий уровень применяемых технологий добычи и переработки минерального сырья обусловили низкую конкурентоспособность производимой продукции, неприемлемо высокий уровень отрицательного воздействия на окружающую природную среду, накопление отсевов и отходов.
Неудовлетворительная оценка состояния минерально-сырьевого комплекса определяет формирование четко обозначенных целей и задач в рамках среднесрочной Программы.
1.2. Цель и задачи Программы
Целью Программы является обеспечение стабилизации и расширения минерально-сырьевой базы действующих и проектируемых добывающих предприятий, выявление новых видов полезных ископаемых за счет комплексного систематического геологического изучения территории Ленинградской области.
Реализация Программы обеспечит решение следующих основных задач:
формирование государственной политики в сфере минерально-сырьевого комплекса Ленинградской области, обеспечивающей ее устойчивое развитие;
резкое повышение бюджетной и социальной эффективности использования минерально-сырьевых ресурсов;
информационное обеспечение управленческих решений, направленных на рациональное использование и охрану минерально-сырьевых ресурсов;
обеспечение сбалансированного соотношения между уровнями добычи и приростом запасов по наиболее востребованным видам полезных ископаемых.
1.3. Связь с другими социально-экономическими программами Правительства Ленинградской области
Программа носит самостоятельный характер и одновременно связана с другими действующими на территории Ленинградской области региональными целевыми программами: "Водоохранные и водохозяйственные работы в Ленинградской области на 2003-2005 годы" и "Охрана окружающей среды Ленинградской области на 2003 год" (в части, относящейся к геолого-экологическим проблемам, контролю за состоянием и охраной недр).
В Программе отсутствуют мероприятия по использованию и охране подземных вод, поскольку в связи с изменением налогового законодательства месторождения пресных подземных вод отнесены к подземным водным объектам, за пользование которыми в целях водоснабжения взимается не налог на добычу полезных ископаемых, а плата за пользование водными объектами в размерах, утвержденных областным законом от 10 июня 2002 года N 19-оз. Мероприятия по изучению и охране подземных вод включены в региональную целевую программу "Водоохранные и водохозяйственные работы в Ленинградской области на 2003-2005 годы".
2. Обоснование мероприятий Программы и расчет необходимого ресурсного обеспечения
2.1 План реализации Программы
Расчет необходимого финансирования по объектам выполнен на основе проектно-сметной документации, составленной по нормативам Министерства природных ресурсов Российской Федерации. Для обоснования объемов требуемых средств по новым объектам использованы предварительные сметно-финансовые расчеты. Предусмотренные объемы финансирования по этим объектам могут быть откорректированы в ходе уточнения геологических заданий и утверждения проектно-сметной документации.
Программа сформирована по следующим базовым разделам:
Раздел 1. Анализ состояния минерально-сырьевой базы и перспектив ее расширения
На 2003 год финансирование по разделу планируется в объеме 12,316 миллиона рублей, на 2004 и 2005 годы - 9,695 и 5,251 миллиона рублей соответственно.
В рамках раздела выполняются следующие наиболее крупные работы:
разработка (завершение) долгосрочной программы "Развитие и использование минерально-сырьевой базы Ленинградской области на период до 2010 года";
методическое сопровождение утвержденных региональных целевых программ развития минерально-сырьевой базы обусловлено большим объемом работ по подготовке (проверке) расчетов поступления в бюджетную систему налога на добычу полезных ископаемых и регулярных платежей за пользование недрами, проектов региональных целевых программ геологического изучения на предстоящий год, по подготовке проектов и экспертизе технических заданий на проведение работ, по приемке актировок и отчетов о выполненных работах, подготовка научно-технических советов и геологическая экспертиза отчетов в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами Министерства природных ресурсов Российской Федерации (до 1 января 2002 года сопровождение осуществлялось Департаментом природных ресурсов Министерства природных ресурсов Российской Федерации по Северо-Западному региону, являвшимся бюджетополучателем);