Постановление Правительства Москвы от 3 ноября 2009 г. N 1193-ПП "О Концепции праздничного оформления города Москвы"
В целях обеспечения выработки целостного художественного образа города Москвы, комплексного подхода к решению стоящих задач, обеспечения современного праздничного оформления новых районов, необходимости учета складывающейся градостроительной среды столицы, а также экономии бюджетных средств, в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 11 сентября 2007 г. N 801-ПП "Об оформлении города Москвы в праздничные, памятные дни, дни проведения торжественных и иных мероприятий" Правительство Москвы постановляет:
1. Одобрить Концепцию праздничного оформления города Москвы (далее - Концепция) согласно приложению 1 к настоящему постановлению.
2. Утвердить адресные перечни территорий города для размещения элементов праздничного оформления согласно приложениям 2, 3 к настоящему постановлению.
3. Комитету рекламы, информации и оформления города Москвы, префектурам административных округов города Москвы руководствоваться в своей деятельности по праздничному и тематическому оформлению города Москвы Концепцией с учетом необходимости обеспечения экономного и рационального использования бюджетных средств.
4. Возложить на Координационный совет при Правительстве Москвы по праздничному и тематическому оформлению города функции по координации взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы по вопросам, касающимся праздничного и тематического оформления города при реализации городских целевых программ, связанных с улучшением внешнего облика Москвы с учетом архитектурно-планировочных особенностей и светоцветовой среды городских территорий, а также по внесению предложений об изменении и дополнении адресных перечней территорий города Москвы для размещения элементов праздничного оформления (приложения 2, 3).
5. Установить следующее распределение функций в части праздничного и тематического оформления города Москвы:
5.1. Комитет рекламы, информации и оформления города Москвы обеспечивает координацию работ органов исполнительной власти города в части праздничного и тематического оформления города Москвы, разрабатывает и вносит на рассмотрение Координационного совета при Правительстве Москвы по праздничному и тематическому оформлению города концепции оформления городской территории к конкретным праздничным и памятным датам, другим мероприятиям, а также обеспечивает праздничное и тематическое оформление города Москвы в зонах исторического наследия и особого городского значения в соответствии с адресным перечнем (приложение 2).
5.2. Префектуры административных округов города Москвы координируют работу по праздничному и тематическому оформлению организаций и предприятий, расположенных на территории административных округов, а также обеспечивают работу в части праздничного и тематического оформления территорий в зонах общего городского значения (приложение 3) в соответствии с концепциями оформления территорий административных округов, разработанными на основе концепций (п. 5.1).
5.3. Отраслевые органы исполнительной власти города Москвы координируют и обеспечивают работу по праздничному и тематическому оформлению подведомственных организаций и предприятий в соответствии с отраслевыми концепциями оформления, разработанными на основе концепций (п. 5.1).
6. Комитету рекламы, информации и оформления города Москвы:
6.1. Совместно с Департаментом науки и промышленной политики города Москвы, префектурами административных округов города Москвы обеспечить использование в праздничном оформлении города Москвы элементов праздничного оформления, изготовленных с применением современных материалов и технологий.
6.2. До 20 декабря 2009 г. создать экспертную группу по оценке художественного и профессионального уровня праздничного, тематического и информационного оформления города Москвы и представить на утверждение заместителю Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам межрегионального сотрудничества, спорта и туризма Байдакову С.Л. ее состав.
6.3. До 1 мая 2010 г. совместно c Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы разработать и представить на утверждение в установленном порядке согласованную с соответствующими органами государственной власти Адресную программу и сборник типовых конструкций для размещения на территории города государственных флагов Российской Федерации и флагов города Москвы в период проведения праздничных, торжественных и иных федеральных и городских мероприятий.
6.4. До 1 июля 2010 г. совместно c Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы разработать и представить на утверждение Правительства Москвы проект правового акта, предусматривающий утверждение Правил размещения и эксплуатации элементов праздничного оформления в городе Москве.
7. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам межрегионального сотрудничества, спорта и туризма Байдакова С.Л.
О ходе выполнения настоящего постановления доложить Мэру Москвы в III квартале 2010 г.
Мэр Москвы | Ю.М. Лужков |
Приложение 1
к постановлению Правительства Москвы
от 3 ноября 2009 г. N 1193-ПП
к постановлению Правительства Москвы
от 3 ноября 2009 г. N 1193-ПП
Концепция праздничного оформления города Москвы
Введение
1. Общие положения
Праздничное оформление Москвы является самостоятельным элементом городской среды, дополняющим художественное оформление города в периоды проведения праздников, памятных дней, торжественных и иных мероприятий, тематических кампаний. Основной его целью является создание положительного эмоционального настроения у жителей и гостей столицы, гармоничное сочетание праздничных конструкций и элементов с городской средой.
Разработка и осуществление праздничного оформления представляют собой сложный творческий и организационный процесс, требующий как материальных затрат, так и привлечения интеллектуальных, управленческих и финансовых ресурсов различных ведомств, организаций, творческих союзов и объединений Российской Федерации и Москвы.
Праздничное оформление размещается и развивается в пространстве города в соответствии со сложившимися традициями, исторической и тематической составляющей отмечаемых событий.
Одним из принципов праздничного оформления столицы является обеспечение его равномерного размещения на территории города. В настоящее время элементами праздничного оформления наиболее насыщены территории Центрального и Западного административных округов, основные магистрали северо-западного, западного и юго-западного направлений. Другие трассы и территории города уступают им по количеству и качеству оформления.
Значительные по территории и по числу жителей районы массовой застройки Южное и Северное Бутово, Жулебино, Марьино, Митино, Новокосино, поселки Северный, Толстопальцево и др. не имеют пока надлежащего оформления, при этом на их территории располагаются культурные центры, крупные торгово-рекреационные комплексы, места проведения массовых культурно-зрелищных и спортивных мероприятий.
Также еще не достигнуто:
- доступность праздничного оформления для всех категорий граждан, в том числе для инвалидов и других маломобильных групп населения;
- повсеместное использование в праздничном оформлении государственной символики Российской Федерации и города Москвы;
- широкое применение в составе оформления элементов информационного характера, которые способствуют привлечению внимания всех групп жителей к отечественной истории и культуре художественными средствами, а также информированию о программах социально-экономического развития города, праздничных мероприятий, по различным вопросам деятельности органов исполнительной власти города.
2. Опыт и традиции праздничного оформления Москвы
Праздничное оформление Москвы имеет свою историю, традиции и опыт. В допетровские времена украшение города было связано в основном с религиозными празднованиями: в дни перед Пасхой (в Вербное Воскресенье) горожане украшали свои дома ветвями вербы, в Троицу - молодыми побегами березы, в Новый год, отмечавшийся с XV по XVII века в начале сентября, входы в дома и храмы украшались снопами, плодами садов и полей. Праздничное оформления поселений в те времена носило сугубо местный характер, зависело от рода деятельности людей.
В конце XVII века, накануне 1700 года, русский царь Петр I издал указ о праздновании Нового года по европейским обычаям - 1 января каждого года и украшении своих домов сосновыми или еловыми ветками. Новый год стал одним из календарных праздников, а новогоднее оформление русских городов, в том числе Москвы, приобрело традиционный характер. В последующие столетия праздничные события отмечались все чаще и пышнее, они приурочивались к победам отечественного оружия, приездам в Первопрестольную царствующих персон, годовщинам царской династии и т.п. В дореволюционные годы XX века наиболее пышно российские города, и в первую очередь Москва, были украшены в дни празднования 300-летия дома Романовых.
Октябрьская революция 1917 года привела практически к слому установившихся традиций празднования религиозных и памятных событий. Установленные в стране праздники стали носить, как правило, идеологический характер, религиозные праздники как общенародные календарные события были отменены. Идеологизация праздников способствовала привлечению новых технологий и средств к праздничному оформлению города. К выработке его образных решений, девизов и эмблем привлекалось все большее количество деятелей культуры и искусства - режиссеров, художников, поэтов и т.п. Большое внимание уделялось электрической подсветке зданий, плакатов, других элементов оформления города.
Принципиальные перемены в подходах и осуществлении праздничного оформления Москвы произошли в постперестроечный период, с начала 90-годов XX столетия.
На протяжении последних пятнадцати лет Правительством Москвы проводится целенаправленная работа по праздничному и тематическому оформлению города, гармоничному использованию художественных приемов и средств для создания благоприятной (комфортной и безопасной) среды для жителей, улучшения архитектурно-художественных качеств города в дневное, вечерне-ночное время, в будни и дни проведения праздничных и культурно-массовых мероприятий, обеспечения праздничного настроения москвичам и гостям столицы.
К настоящему времени накоплен положительный опыт комплексного подхода к оформлению, разработке и реализации оформления праздников, которыми учитываются не только специфика традиционных праздников (например, День города), но и приоритеты социальной политики государства и города (Год семьи, Год ребенка, Год молодежи, Год равных возможностей и т.д.).
Накопленный опыт проведения и оформления праздничных мероприятий в Москве позволяет сформулировать в форме Концепции основные принципы формирования и реализации комплексного подхода к праздничному оформлению, систему его размещения на территории города, обеспечения его органичного сочетания с историческим и архитектурно-художественным обликом города.
3. Нормативно-правовые основания разработки Концепции
Концепция разработана в соответствии с нормативно-правовыми актами:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. N 1-ФКЗ "О Государственном флаге Российской Федерации".
3. Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
4. Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 года N 2-ФКЗ "О Государственном гербе Российской Федерации".
5. СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения".
6. Свод правил СП 35-102-2001 "Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам".
7. Свод правил СП 35-105-2002 "Реконструкция городской застройки с учетом доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения".
8. Устав города Москвы.