В таблице Б.1 приложения Б (для систем экологического менеджмента) помимо фактической численности персонала учтена экологическая сложность организации и приведена базовая продолжительность аудита. В таблице Б.1 не устанавливаются минимальная или максимальная продолжительность аудита.
Примечание - Расчет фактической численности персонала проводят с учетом 3.3 и 4.4.
5.1.2Для расчета продолжительности инспекционных контролей (см. 5.3) и ресертификаций (см. 5.4) орган по сертификации должен использовать таблицу А.1 и рисунок А.1 (приложение А) и таблицы Б.1, Б.2 (приложение Б), применяя подходящий коэффициент. Соответствующий коэффициент должен быть установлен во внутренней документированной процедуре органа по сертификации, разрабатываемой в соответствии с ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021 (пункт 9.1.4).
5.1.3Помимо фактической численности персонала проверяемой организации на продолжительность проведения аудита влияют различные факторы, рассматриваемые в разделе 6. Базовая продолжительность аудита корректируется с учетом факторов, относящихся к проверяемому заказчику, путем применения соответствующих коэффициентов, увеличивающих или уменьшающих базовое значение. Корректирующий коэффициент устанавливается органом по сертификации во внутренней документированной процедуре, разрабатываемой в соответствии с ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021 (пункт 9.1.4).
Расчет продолжительности аудитов с учетом корректировок должен оформляться документально.
5.1.4Для изменения базовой продолжительности аудита системы менеджмента качества также используется рисунок А.1 (приложение А). Исходной точкой для определения продолжительности аудита является базовая продолжительность для общей фактической численности персонала во всех сменах. В тех случаях, когда процессы жизненного цикла продукции осуществляются посменно, объем проверки каждой смены зависит от процессов, реализуемых в каждую смену, и уровня контроля каждой смены со стороны проверяемой организации. Орган по сертификации должен документально оформлять обоснование отказа от проверки каждой смены.
5.1.5Продолжительность аудитов систем экологического менеджмента базируется на фактической численности персонала организации и характере, количестве, значимости экологических аспектов типичной организации в данной отрасли. При планировании аудита его продолжительность должна быть скорректирована на основании факторов, которые непосредственно касаются проверяемой организации. Любое изменение продолжительности аудитов (сокращение, увеличение) не должно приводить к снижению их результативности.
5.1.6При установлении продолжительности аудитов трудозатраты аудиторов-стажеров или технических экспертов не учитываются.
5.1.7Сокращение продолжительности аудитов не должно составлять более чем 30% времени, указанного в таблице А.1 (приложение А) и таблице Б.1 (приложение Б).
5.1.8Орган по сертификации должен согласовать с проверяемой организацией время проведения аудита для оптимального охвата всех сторон деятельности организации.
5.2Продолжительность сертификации систем менеджмента качества и систем экологического менеджмента. Первый и второй этапы сертификации
5.2.1Таблица А.1 и рисунок А.1 (приложение А) и таблицы Б.1, Б.2 (приложение Б) служат исходной базой для оценки продолжительности сертификации (первый и второй этапы сертификации) при проверке систем менеджмента качества и систем экологического менеджмента соответственно.
5.2.2В том случае, если орган по сертификации сокращает продолжительность аудита, установленную в таблице А.1 (приложение А) или таблице Б.1 (приложение Б), он должен иметь документально оформленное обоснование сокращения продолжительности аудита.
5.2.3Продолжительность сертификации может устанавливаться с учетом методов дистанционной проверки, таких как телеконференции, интерактивное взаимодействие или проверка функционирования процессов системы менеджмента заказчика с использованием компьютерных сетей (например, Интернет либо корпоративной сети). Эти мероприятия должны быть отражены в плане проведения аудита, и время, затраченное на данные мероприятия, рассматривается как входящее в общую продолжительность аудита на месте. Если орган по сертификации планирует проведение аудита, в котором дистанционные проверочные мероприятия составляют свыше 30% запланированной продолжительности аудита на месте, то орган по сертификации должен иметь документально оформленное обоснование такой продолжительности дистанционного аудита. Дистанционная проверка не должна составлять более 50% общих трудозатрат аудиторов при проведении проверки на месте.
Примечания
1Проверка удаленных площадок заказчика посредством компьютерных сетей считается дистанционным аудитом, даже если такая проверка физически проводится непосредственно в самой организации.
2Независимо от используемых методов дистанционного аудита по крайней мере раз в год должно быть организовано посещение проверяемой организации.
3Продолжительность аудита на втором этапе сертификации не должна быть менее 1 аудитодня.
5.3Продолжительность инспекционного контроля сертифицированных систем менеджмента качества и сертифицированных систем экологического менеджмента
5.3.1В течение первоначального трехлетнего цикла сертификации продолжительность инспекционных контролей держателя сертификата должна быть пропорциональна времени, затраченному на сертификацию (включая первый и второй этапы).
5.3.2Общее время, ежегодно выделяемое на инспекционный контроль, должно составлять около одной трети времени, затраченного на сертификацию.
5.3.3Для планирования каждого инспекционного контроля у органа по сертификации должны быть в наличии данные обо всех изменениях в деятельности держателя сертификата.
5.3.4Продолжительность инспекционного контроля должна периодически пересматриваться, как минимум, перед каждым запланированным инспекционным контролем. Продолжительность инспекционного контроля должна также пересматриваться после ресертификации с учетом изменений в организации, уровня зрелости системы менеджмента и т.п. Информация о проведении периодического пересмотра продолжительности инспекционного контроля должна документально оформляться в органе по сертификации.
5.4Продолжительность ресертификации систем менеджмента качества и систем экологического менеджмента
5.4.1Продолжительность ресертификационного аудита должна рассчитываться на основе актуализированной информации о заказчике.
5.4.2Продолжительность ресертификационного аудита составляет две трети от времени, которое потребовалось бы на проведение первоначальной сертификации (первый и второй этапы) организации, если бы такой первоначальный аудит проводился на момент ресертификации (т.е. расчет продолжительности ресертификации не должен производиться на основании продолжительности сертификационного аудита, имевшего место 3 года назад).
5.4.3При расчете продолжительности ресертификационного аудита орган по сертификации должен учитывать результаты анализа функционирования системы менеджмента организации в течение периода действия сертификата соответствия.
6 Факторы, влияющие на корректировку продолжительности сертификации систем менеджмента качества и систем экологического менеджмента
6.1К факторам, подлежащим рассмотрению при определении продолжительности аудитов и увеличивающим продолжительность аудитов, относятся следующие:
-сложная логистика с использованием более чем одного здания или территории, на которой осуществляется деятельность;
-персонал организации, говорящий более чем на одном языке (что требует привлечения переводчика (ов) или препятствует самостоятельной работе отдельных аудиторов);
-большая площадка относительно численности персонала (например, лесной массив);
-высокая степень законодательного регулирования (например, пищевая, фармацевтическая, аэрокосмическая промышленность, ядерная энергетика и т.п.);
-система менеджмента, охватывающая сложные процессы или относительно большое количество специфических видов деятельности;
-деятельность, требующая посещения временных площадок для подтверждения деятельности, проводимой на постоянных площадках, система менеджмента которых подлежит сертификации.
6.1.1К факторам, увеличивающим продолжительность аудитов систем экологического менеджмента, относятся следующие:
-более высокая уязвимость окружающей среды организации по сравнению с типичным размещением предприятий в данной отрасли;
-необходимость рассмотрения и учета требований различных сторон, заинтересованных тем или иным образом в деятельности проверяемой организации;
-косвенные аспекты, требующие увеличения продолжительности аудита;
-значимые экологические аспекты, а также законодательно установленные требования для данной отрасли.
6.2К факторам, подлежащим рассмотрению при определении продолжительности аудитов и сокращающим продолжительность аудитов, относятся следующие:
-отсутствие в системе менеджмента качества организации требований пункта 7.3 или других требований раздела 7 ГОСТ Р ИСО 9001, но при этом должно иметься объективное обоснование исключений данных требований (применимо только для сертификации систем менеджмента качества);
-производство продукции или выполнение процессов с низким уровнем риска (см. таблицу Б.2, приложение Б);
-небольшая площадка относительно численности персонала (например, только комплекс административных зданий);
-высокая степень зрелости системы менеджмента;
-комплексный аудит интегрированной системы, состоящей из двух или нескольких совместимых систем менеджмента;
-наличие у органа по сертификации предварительных знаний о системе менеджмента организации (например, организация уже сертифицирована по другому стандарту тем же органом по сертификации);
-уверенность органа по сертификации в готовности организации к сертификации (например, эта организация уже сертифицирована другим органом по сертификации, имеющим хорошую репутацию);
-низкая степень сложности осуществляемой деятельности, например: процессы одного типа (обслуживание); одинаковые работы, выполняемые всеми сменами при наличии соответствующих данных, свидетельствующих о равнозначных результатах деятельности всех смен на основании предыдущих проверок; значительная доля персонала организации выполняет аналогичные простые функции;
-штат организации состоит из сотрудников, работающих вне предприятия, например торговые представители, водители, ремонтные рабочие и т.п., при этом у органа по сертификации есть возможность проверить соответствие деятельности организации требованиям системы менеджмента и применяемого стандарта путем проверки документации и записей.