ГОСТ Р 54318-2011 Порядок определения продолжительности сертификации систем менеджмента качества и систем экологического менеджмента. Общие требования стр. 3

6.3Орган по сертификации должен проанализировать все особенности системы менеджмента, процессов и продукции/услуг организации, которые могут повлиять на продолжительность аудита, и документально оформить такой анализ.

7 Временные площадки

7.1В тех случаях, когда заказчик или сертифицированная организация производит продукцию или предлагает услуги на временных площадках, такие площадки должны быть проверены при аудитах (сертификации и инспекционных контролях).
7.2К временным площадкам могут относиться как крупные объекты, на которых сосредоточено управление деятельностью организации, так и небольшие площадки, например осуществляющие монтаж или сервисное обслуживание. Необходимость посещения таких площадок и объем выборочного контроля зависят от оценки риска возникновения невозможности проконтролировать выпуск продукции или услуг в рамках системы менеджмента качества или неспособности в рамках системы экологического менеджмента контролировать экологические аспекты и воздействия. Выборочная совокупность площадок, подлежащих аудиту, должна отражать диапазон потребностей заказчика в квалификации персонала, виды и масштабы деятельности, а также охватывать различные этапы выполняемых работ и связанные с ними экологические аспекты и воздействия.
7.3Как правило, временные площадки должны проверяться на месте. При этом могут использоваться следующие альтернативные методы:
-собеседования или совещания о ходе работ с представителями организации в ходе личных встреч или посредством телеконференций;
-анализ документации и записей о деятельности, проводимой на временных площадках;
-доступ к электронным сайтам, содержащим записи или другую информацию, которая относится к оценке системы менеджмента и временным площадкам;
-использование видео- и телеконференций и других технических средств, способствующих дистанционному проведению результативных проверок.
7.4Методика проведения аудита временных площадок должна быть задокументирована и обоснована с точки зрения ее результативности.

8 Продолжительность сертификации организаций, имеющих несколько производственных площадок

8.1Если организация имеет несколько производственных площадок, находящихся в различных местах и осуществляющих схожую деятельность, орган по сертификации должен включать в план аудита представительную выборку, позволяющую оценить систему менеджмента в полном объеме.
8.2Для расчета продолжительности аудита на каждой площадке используются данные таблицы А.1 и рисунка А.1 (приложение А) и таблиц Б.1, Б.2 (приложение Б). Однако продолжительность проверки конкретной площадки может быть меньше, принимая во внимание те случаи, когда некоторые процессы системы менеджмента не применимы к данной площадке и основную ответственность за них несет главная площадка (головная организация, центральный офис и т.п.).
8.3Орган по сертификации должен иметь документированную методику расчета продолжительности аудита организаций, имеющих несколько производственных площадок.

Приложение А (обязательное) Продолжительность сертификации систем менеджмента качества

Таблица А.1 - Взаимосвязь между фактической численностью персонала и продолжительностью сертификации систем менеджмента качества
Фактическая численность персонала проверяемой организацииПродолжительность аудита: этап 1 + этап 2 (аудитодень)
1-51,5
6-102
11-152,5
16-253
26-454
46-655
66-856
86-1257
126-1758
176-2759
276-42510
426-62511
626-87512
876-117513
1176-155014
1551-202515
2026-267516
2676-345017
3451-435018
4351-545019
5451-680020
6801-850021
8501-1070022
>10700Согласно вышеприведенной прогрессии
Примечание - Документированная процедура органа по сертификации должна предусматривать установление продолжительности аудита при численности персонала проверяемой организации, превышающей 10700. Такая продолжительность аудита определяется в соответствии с прогрессией, следующей из таблицы А.1.
577 × 521 пикс.     Открыть в новом окне
Рисунок А.1 - Зависимость между характеристиками системы менеджмента качества и продолжительностью аудита

Приложение Б (обязательное) Продолжительность сертификации систем экологического менеджмента

Продолжительность сертификации систем экологического менеджмента основана на пяти основных классах сложности экологических аспектов организации с точки зрения их характера и значимости, которые существенно влияют на время работы аудиторов. Классы сложности делятся на:
а)высокий - экологические аспекты, которые имеют важный характер и особую значимость (как правило, это организации, занятые в обрабатывающей или перерабатывающей промышленности, чья деятельность оказывает существенное влияние на ряд экологических аспектов);
б)средний - экологические аспекты со средним по значимости характером и важностью (как правило, производственные организации, чья деятельность оказывает существенное влияние на некоторые экологические аспекты);
в)низкий - экологические аспекты, имеющие наименее значимый характер (как правило, сборочное производство, характеризуемое небольшим количеством значимых экологических аспектов);
г)ограниченный - экологические аспекты ограниченного характера (как правило, организации, занимающиеся административной деятельностью);
д)особый - аспекты, требующие дополнительного и отдельного рассмотрения на этапе планирования аудита.
В таблице Б.1 рассматриваются четыре основных класса сложности: высокий, средний, низкий и ограниченный.
Таблица Б.1 - Взаимосвязь между фактической численностью персонала, классами сложности и продолжительностью аудита (только для сертификации)
Фактическая численность персоналаПродолжительность аудита: этап 1 + этап 2 (аудитодень)
Класс сложности
высокийсреднийнизкийограниченный
1-532,52,52,5
6-103,5333
11-154,53,533
16-255,54,53,53
26-4575,543
46-65864,53,5
66-859753,5
86-1251185,54
126-17512964,5
176-275131075
276-425151185,5
426-625161296
626-8751713106,5
876-11751915117
1176-15502016127,5
1551-20252117128
2026-26752318138,5
2676-34502519149
3451-435027201510
4351-545028211611
5451-680030231712
6801-850032251913
8501-1070034272014
>10700Согласно вышеприведенной прогрессии
Примечания 1 Продолжительность аудитов указана для высокого, среднего, низкого и ограниченного классов сложности. 2 Документированная процедура органа по сертификации должна предусматривать установление продолжительности аудита при численности персонала проверяемой организации, превышающей 10700. Такая продолжительность аудита определяется в соответствии с прогрессией, следующей из таблицы Б.1.
В таблице Б.2 показана связь между пятью классами сложности и областями деятельности, которые, как правило, относятся к данным классам.
Таблица Б.2 - Примеры связи между областями деятельности и классами сложности экологических аспектов
Класс сложностиОбласть деятельности
ВысокийВедение горных работ и разработка карьеров. Добыча нефти и газа. Дубление ткани и одежды. Изготовление бумажной массы как часть бумажного производства, включая переработку макулатуры. Нефтеперегонка. Химикаты и лекарственные препараты. Производство сырых материалов - металлы. Обработка неметаллических материалов и выпуск продукции, включая керамику и цемент. Производство электроэнергии на угольном топливе. Строительство и снос зданий. Переработка опасных и неопасных отходов, например сжигание отходов. Переработка жидких промышленных отходов и очистка сточных вод
СреднийРыболовство/сельскохозяйственное производство/лесное хозяйство. Обработка ткани и одежды, за исключением дубления. Производство пиломатериалов, обработка/импрегнирование древесины и деревянных изделий. Бумажное производство, печатное дело, за исключением изготовления бумажной массы. Обработка неметаллических материалов и выпуск продукции, включая стекло, глину, известь и т.п. Поверхностная и другая химическая обработка готовых металлоизделий, за исключением производства сырых материалов. Поверхностная и другая химическая обработка в общем машиностроении. Изготовление несмонтированных печатных плат для электронной промышленности. Изготовление транспортного оборудования - дорожного, железнодорожного, воздушного, морского и речного. Производство и распределение электроэнергии, полученной не из угольного топлива. Производство, хранение и распределение газа (добыча газа относится к высокому классу сложности). Водопользование, водоочистка и водораспределение, включая водохозяйственные мероприятия в бассейнах рек (переработка жидких промышленных отходов относится к высокому классу сложности). Оптовая и розничная продажа органического топлива. Производство пищевых продуктов и табака. Перевозка и доставка товаров - морским, воздушным, наземным транспортом. Торговля недвижимостью, управление недвижимостью, промышленная очистка, санитарная очистка, химическая чистка как часть общих деловых услуг. Повторная переработка, компостирование и захоронение (неопасных отходов). Технические испытания и лаборатории. Здравоохранение/больничное обслуживание/ветеринария. Организация досуга и персональное обслуживание, за исключением гостиниц и ресторанов
НизкийГостиницы и рестораны. Производство деревянных изделий, за исключением производства пиломатериалов, обработки/импрегнирования древесины. Производство бумажной продукции, за исключением печатного дела, бумажного производства и изготовления бумажной массы. Литьевое прессование, формование и компоновка резин и пластмасс, за исключением изготовления резиновых и пластмассовых полуфабрикатов, являющихся частью химических веществ. Горячая и холодная формовка и металлопроизводство, за исключением поверхностной и другой химической обработки и производства сырых материалов. Сборка и монтаж в общем машиностроении, за исключением поверхностной и другой химической обработки. Оптовая и розничная торговля. Сборка и монтаж электрического и электронного оборудования, за исключением изготовления несмонтированных печатных плат
ОграниченныйКорпоративная деятельность и менеджмент, централизованное управление и управление холдинговыми компаниями. Перевозка и доставка - управленческие услуги без фактического управления транспортными средствами. Телекоммуникации. Общие деловые услуги, за исключением торговли недвижимостью, управления недвижимостью, промышленной очистки, санитарной очистки, химической чистки. Образовательные услуги
Особые случаиЯдерная энергетика. Хранение большого количества опасных материалов. Государственное управление. Местные органы власти. Организации с экологически значимой продукцией или экологически значимыми услугами. Финансовые учреждения
Орган по сертификации должен принимать во внимание, что организации в той или иной отрасли не всегда относятся к одному и тому же классу сложности. Орган по сертификации должен иметь гибкую процедуру анализа заявки, чтобы обеспечить изучение конкретной деятельности организации при определении класса сложности. Орган по сертификации должен документировать все случаи снижения класса сложности экологических аспектов организаций, занятых в какой-либо конкретной отрасли.
В таблице Б.1 не рассматривается особый класс сложности, в этих случаях продолжительность аудита должна определяться и обосновываться в индивидуальном порядке.
____________________________________________________________