6.3Орган по сертификации должен проанализировать все особенности системы менеджмента, процессов и продукции/услуг организации, которые могут повлиять на продолжительность аудита, и документально оформить такой анализ.
7 Временные площадки
7.1В тех случаях, когда заказчик или сертифицированная организация производит продукцию или предлагает услуги на временных площадках, такие площадки должны быть проверены при аудитах (сертификации и инспекционных контролях).
7.2К временным площадкам могут относиться как крупные объекты, на которых сосредоточено управление деятельностью организации, так и небольшие площадки, например осуществляющие монтаж или сервисное обслуживание. Необходимость посещения таких площадок и объем выборочного контроля зависят от оценки риска возникновения невозможности проконтролировать выпуск продукции или услуг в рамках системы менеджмента качества или неспособности в рамках системы экологического менеджмента контролировать экологические аспекты и воздействия. Выборочная совокупность площадок, подлежащих аудиту, должна отражать диапазон потребностей заказчика в квалификации персонала, виды и масштабы деятельности, а также охватывать различные этапы выполняемых работ и связанные с ними экологические аспекты и воздействия.
7.3Как правило, временные площадки должны проверяться на месте. При этом могут использоваться следующие альтернативные методы:
-собеседования или совещания о ходе работ с представителями организации в ходе личных встреч или посредством телеконференций;
-анализ документации и записей о деятельности, проводимой на временных площадках;
-доступ к электронным сайтам, содержащим записи или другую информацию, которая относится к оценке системы менеджмента и временным площадкам;
-использование видео- и телеконференций и других технических средств, способствующих дистанционному проведению результативных проверок.
7.4Методика проведения аудита временных площадок должна быть задокументирована и обоснована с точки зрения ее результативности.
8 Продолжительность сертификации организаций, имеющих несколько производственных площадок
8.1Если организация имеет несколько производственных площадок, находящихся в различных местах и осуществляющих схожую деятельность, орган по сертификации должен включать в план аудита представительную выборку, позволяющую оценить систему менеджмента в полном объеме.
8.2Для расчета продолжительности аудита на каждой площадке используются данные таблицы А.1 и рисунка А.1 (приложение А) и таблиц Б.1, Б.2 (приложение Б). Однако продолжительность проверки конкретной площадки может быть меньше, принимая во внимание те случаи, когда некоторые процессы системы менеджмента не применимы к данной площадке и основную ответственность за них несет главная площадка (головная организация, центральный офис и т.п.).
8.3Орган по сертификации должен иметь документированную методику расчета продолжительности аудита организаций, имеющих несколько производственных площадок.
Приложение А (обязательное) Продолжительность сертификации систем менеджмента качества
Таблица А.1 - Взаимосвязь между фактической численностью персонала и продолжительностью сертификации систем менеджмента качества
Фактическая численность персонала проверяемой организации | Продолжительность аудита: этап 1 + этап 2 (аудитодень) |
1-5 | 1,5 |
6-10 | 2 |
11-15 | 2,5 |
16-25 | 3 |
26-45 | 4 |
46-65 | 5 |
66-85 | 6 |
86-125 | 7 |
126-175 | 8 |
176-275 | 9 |
276-425 | 10 |
426-625 | 11 |
626-875 | 12 |
876-1175 | 13 |
1176-1550 | 14 |
1551-2025 | 15 |
2026-2675 | 16 |
2676-3450 | 17 |
3451-4350 | 18 |
4351-5450 | 19 |
5451-6800 | 20 |
6801-8500 | 21 |
8501-10700 | 22 |
>10700 | Согласно вышеприведенной прогрессии |
Примечание - Документированная процедура органа по сертификации должна предусматривать установление продолжительности аудита при численности персонала проверяемой организации, превышающей 10700. Такая продолжительность аудита определяется в соответствии с прогрессией, следующей из таблицы А.1. |
577 × 521 пикс.   Открыть в новом окне |
Рисунок А.1 - Зависимость между характеристиками системы менеджмента качества и продолжительностью аудита
Приложение Б (обязательное) Продолжительность сертификации систем экологического менеджмента
Продолжительность сертификации систем экологического менеджмента основана на пяти основных классах сложности экологических аспектов организации с точки зрения их характера и значимости, которые существенно влияют на время работы аудиторов. Классы сложности делятся на:
а)высокий - экологические аспекты, которые имеют важный характер и особую значимость (как правило, это организации, занятые в обрабатывающей или перерабатывающей промышленности, чья деятельность оказывает существенное влияние на ряд экологических аспектов);
б)средний - экологические аспекты со средним по значимости характером и важностью (как правило, производственные организации, чья деятельность оказывает существенное влияние на некоторые экологические аспекты);
в)низкий - экологические аспекты, имеющие наименее значимый характер (как правило, сборочное производство, характеризуемое небольшим количеством значимых экологических аспектов);
г)ограниченный - экологические аспекты ограниченного характера (как правило, организации, занимающиеся административной деятельностью);
д)особый - аспекты, требующие дополнительного и отдельного рассмотрения на этапе планирования аудита.
В таблице Б.1 рассматриваются четыре основных класса сложности: высокий, средний, низкий и ограниченный.
Таблица Б.1 - Взаимосвязь между фактической численностью персонала, классами сложности и продолжительностью аудита (только для сертификации)
Фактическая численность персонала | Продолжительность аудита: этап 1 + этап 2 (аудитодень) | |||
Класс сложности | ||||
высокий | средний | низкий | ограниченный | |
1-5 | 3 | 2,5 | 2,5 | 2,5 |
6-10 | 3,5 | 3 | 3 | 3 |
11-15 | 4,5 | 3,5 | 3 | 3 |
16-25 | 5,5 | 4,5 | 3,5 | 3 |
26-45 | 7 | 5,5 | 4 | 3 |
46-65 | 8 | 6 | 4,5 | 3,5 |
66-85 | 9 | 7 | 5 | 3,5 |
86-125 | 11 | 8 | 5,5 | 4 |
126-175 | 12 | 9 | 6 | 4,5 |
176-275 | 13 | 10 | 7 | 5 |
276-425 | 15 | 11 | 8 | 5,5 |
426-625 | 16 | 12 | 9 | 6 |
626-875 | 17 | 13 | 10 | 6,5 |
876-1175 | 19 | 15 | 11 | 7 |
1176-1550 | 20 | 16 | 12 | 7,5 |
1551-2025 | 21 | 17 | 12 | 8 |
2026-2675 | 23 | 18 | 13 | 8,5 |
2676-3450 | 25 | 19 | 14 | 9 |
3451-4350 | 27 | 20 | 15 | 10 |
4351-5450 | 28 | 21 | 16 | 11 |
5451-6800 | 30 | 23 | 17 | 12 |
6801-8500 | 32 | 25 | 19 | 13 |
8501-10700 | 34 | 27 | 20 | 14 |
>10700 | Согласно вышеприведенной прогрессии | |||
Примечания 1 Продолжительность аудитов указана для высокого, среднего, низкого и ограниченного классов сложности. 2 Документированная процедура органа по сертификации должна предусматривать установление продолжительности аудита при численности персонала проверяемой организации, превышающей 10700. Такая продолжительность аудита определяется в соответствии с прогрессией, следующей из таблицы Б.1. |
В таблице Б.2 показана связь между пятью классами сложности и областями деятельности, которые, как правило, относятся к данным классам.
Таблица Б.2 - Примеры связи между областями деятельности и классами сложности экологических аспектов
Класс сложности | Область деятельности |
Высокий | Ведение горных работ и разработка карьеров. Добыча нефти и газа. Дубление ткани и одежды. Изготовление бумажной массы как часть бумажного производства, включая переработку макулатуры. Нефтеперегонка. Химикаты и лекарственные препараты. Производство сырых материалов - металлы. Обработка неметаллических материалов и выпуск продукции, включая керамику и цемент. Производство электроэнергии на угольном топливе. Строительство и снос зданий. Переработка опасных и неопасных отходов, например сжигание отходов. Переработка жидких промышленных отходов и очистка сточных вод |
Средний | Рыболовство/сельскохозяйственное производство/лесное хозяйство. Обработка ткани и одежды, за исключением дубления. Производство пиломатериалов, обработка/импрегнирование древесины и деревянных изделий. Бумажное производство, печатное дело, за исключением изготовления бумажной массы. Обработка неметаллических материалов и выпуск продукции, включая стекло, глину, известь и т.п. Поверхностная и другая химическая обработка готовых металлоизделий, за исключением производства сырых материалов. Поверхностная и другая химическая обработка в общем машиностроении. Изготовление несмонтированных печатных плат для электронной промышленности. Изготовление транспортного оборудования - дорожного, железнодорожного, воздушного, морского и речного. Производство и распределение электроэнергии, полученной не из угольного топлива. Производство, хранение и распределение газа (добыча газа относится к высокому классу сложности). Водопользование, водоочистка и водораспределение, включая водохозяйственные мероприятия в бассейнах рек (переработка жидких промышленных отходов относится к высокому классу сложности). Оптовая и розничная продажа органического топлива. Производство пищевых продуктов и табака. Перевозка и доставка товаров - морским, воздушным, наземным транспортом. Торговля недвижимостью, управление недвижимостью, промышленная очистка, санитарная очистка, химическая чистка как часть общих деловых услуг. Повторная переработка, компостирование и захоронение (неопасных отходов). Технические испытания и лаборатории. Здравоохранение/больничное обслуживание/ветеринария. Организация досуга и персональное обслуживание, за исключением гостиниц и ресторанов |
Низкий | Гостиницы и рестораны. Производство деревянных изделий, за исключением производства пиломатериалов, обработки/импрегнирования древесины. Производство бумажной продукции, за исключением печатного дела, бумажного производства и изготовления бумажной массы. Литьевое прессование, формование и компоновка резин и пластмасс, за исключением изготовления резиновых и пластмассовых полуфабрикатов, являющихся частью химических веществ. Горячая и холодная формовка и металлопроизводство, за исключением поверхностной и другой химической обработки и производства сырых материалов. Сборка и монтаж в общем машиностроении, за исключением поверхностной и другой химической обработки. Оптовая и розничная торговля. Сборка и монтаж электрического и электронного оборудования, за исключением изготовления несмонтированных печатных плат |
Ограниченный | Корпоративная деятельность и менеджмент, централизованное управление и управление холдинговыми компаниями. Перевозка и доставка - управленческие услуги без фактического управления транспортными средствами. Телекоммуникации. Общие деловые услуги, за исключением торговли недвижимостью, управления недвижимостью, промышленной очистки, санитарной очистки, химической чистки. Образовательные услуги |
Особые случаи | Ядерная энергетика. Хранение большого количества опасных материалов. Государственное управление. Местные органы власти. Организации с экологически значимой продукцией или экологически значимыми услугами. Финансовые учреждения |
Орган по сертификации должен принимать во внимание, что организации в той или иной отрасли не всегда относятся к одному и тому же классу сложности. Орган по сертификации должен иметь гибкую процедуру анализа заявки, чтобы обеспечить изучение конкретной деятельности организации при определении класса сложности. Орган по сертификации должен документировать все случаи снижения класса сложности экологических аспектов организаций, занятых в какой-либо конкретной отрасли.
В таблице Б.1 не рассматривается особый класс сложности, в этих случаях продолжительность аудита должна определяться и обосновываться в индивидуальном порядке.
____________________________________________________________